Строительство небоскреба Крайслер-билдинг
Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (The Chrysler Building) проектировали и строили как штаб-квартиру автомобилестроительной компании Chrysler. Это определило технические мотивы в дизайне здания и интерьере холла. Строительство Крайслер-билдинг было частью высотной гонки на Манхеттене. Обогнав предыдущего рекордсмена Эйфелеву башню, небоскреб Крайслера на 11 месяцев стал самым высоким сооружением в мире.

Где находится небоскреб Крайслед-билдинг?
Небоскреб Крайслер-билдинг расположен в Нью-Йорке в восточной части Среднего Манхеттена в квартале Залив Черепахи (Turtle Bay neighborhood) на пересечении Восточных 42-й и 43-й улиц с Лексингтон-авеню. Через один квартал находится Гранд-централ-терминал – центральный вокзал Нью-Йорка и крупнейший пересадочный узел нью-йоркского метро. По 42-й улице в нескольких кварталах к западу – Нью-Йоркская публичная библиотека, к востоку – штаб-квартира ООН.

Строительный бум в Нью-Йорке. Что предшествовало строительству небоскреба Крайслер-билдинг?
В 1920-е годы научно-технический прогресс набирал обороты. Радиоприемники, фотоаппараты и автомобили в развитых странах становились товарами массового потребления. В те годы автомобильный рынок в США занимали 3 крупных компании: Форд, Дженерал Моторс и Крайслер. Основатель последней – Уолтер Крайслер – в 1927 г. по версии журнала Тайм (Time) был назван «Человеком года».
Экономический подъем 1920-х и растущий спрос на недвижимость вызвали строительный бум в Нью-Йорке и в особенности на Манхеттене. Еще с XIX века земля на острове стоила очень дорого, и архитекторы увеличивали площадь зданий за счет этажности. Поэтому здесь начался настоящий небоскребный бум. В 1920 и 1930-е архитекторы возвели самые высокие здания того времени и самые красивые. Среди них Крайслер-билдинг. В результате Нью-Йорк с 1908 года по 1974-й обладал самыми высокими в мире зданиями. В 1974-м его обогнал Чикаго со своим Уиллис-тауэр высотой 442 м.
Изначально проект небоскреба Крайслер-билдинг принадлежал бывшему губернатору штата Нью-Йорк Уильяму Рэйнолдсу (William Reynolds). В 1911-м пожар уничтожил принадлежавший ему парк развлечений на Кони Айлэнд. После этого миллионер переключил свое внимание на Манхеттен, где решил построить самое высокое здание в мире. В 1921-м бизнесмен взял в аренду участок земли на углу Лексингтон-авеню и 42-й улицы. Через шесть лет в 1927-м он нанял архитектора Уильяма Ван Алэна (William Van Alen). Уже известный в своей области, зодчий должен был удовлетворить амбиции американского богача.

Конусообразная крыша со шпилем – отличительная черта небоскреба Крайслер-билдинг – изначально была идеей Рейнольдса. Его главный архитектор Ван Алэн протестовал, но заказчик настаивал. В темное время суток пирамидальная корона должна была сиять над городом словно драгоценная диадема.
Однако бывший губернатор не потянул столь дорогой проект. 15 октября 1928 г. Рэйнольд уступил арендованный участок и продал план здания за 2 млн. долларов другому финансовому воротиле Уолтеру Крайслеру. Автомобильный король переделал проект под штаб-квартиру для своей компании. Однако главная цель – построить самое высокое в мире здание – сохранилась.
Гонка к небу. Строительство небоскреба Крайслер-билдинг
Строительство Крайслер-билдинг началось в ноябре 1928 года с выемки грунта. Земляные работы завершились в январе 1929-го, когда достигли твердых скальных пород на глубине 21 м.
К возведению каркаса здания приступили 21 января 1929 г. Сразу же был взят беспрецедентный темп строительства: 4 этажа в неделю. Но даже с такой спешкой ни один рабочий не погиб во время монтажа стальных конструкций. Возведение несущего каркаса завершили к сентябрю.
Затем начались кладочные работы. Больше 3 млн. 800 тыс. кирпичей строители уложили вручную. 16 октября 1929 г. небоскреб Крайслера обогнал по высоте предыдущего рекордсмена – нью-йоркский небоскреб Вулворт-билдинг.
В начале строительства Крайслер-билдинг соревновался за титул самого высокого здания в мире с другим строящимся небоскребом на Уолл-стрит, 40. Последнее строилось на деньги банкира Джорджа Л. Орстрема (George L. Ohrstrom).
Ван Ален обошел соперника, установив на крыше своего здания 38-метровый шпиль. Остроконечное навершие собрали 23 октября 1929 года. Нижняя его часть закреплена внутри здания на уровне 66-го этажа. С пирамидальной крышей и стальным шпилем высота здания Крайслера составила 319 метров.

С 1899 по 1929 годы 300-метровая Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире. Но в октябре 1929-го Крайслер-билдинг навсегда обогнал не только своего конкурента Уолл-стрит 40, но и парижскую «железную мадам». И, таким образом, детище Крайслера стало высотным рекордсменом не только среди зданий, но и среди всех сооружений того времени.
Правда, этот триумф длился всего 11 месяцев. В сентябре 1930-го его обогнал строящийся небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. Здание Имперского штата удерживало планку самого высокого в мире сооружения до 1956 года и самого высокого в мире здания до 1972 года.

Строительство Крайслер-билдинг завершилось к апрелю 1930-го. Небоскреб Крайслер-билдинг официально открыт 27 мая 1930 года. В холле установили бронзовую табличку с надписью «В знак признания вклада мистера Крайслера в гражданское строительство». К июню было сдано под офисы 65 % коммерческих помещений. В целом критики положительно восприняли здание. Нью-йоркские газеты прозвали Ван Алэна «Доктором высоты» и «Зигфридом от архитектуры». О Крайслер-билдинг писали, что оно
«выражает активность и энергию жизни наших дней, изобилует духом модернизма, воплощает прогресс в архитектуре и современных методах строительства».
В 1953-м наследники Уолтера Крайслера продали здание нью-йоркскому владельцу недвижимости Уильяму Зэкендорфу (William Zeckendorf) за 18 млн. долларов. На протяжении следующих десятилетий здание много раз продавалось и сдавалось в аренду. Наконец в июле 2008-го в результате сделки здание перешло в совместную собственность «Abu Dhabi Investment Council» (90 %) и «Tishman Speyer Properties» (10 %).
Прозвища небоскреба Крайслер-билдинг
Несмотря на критику, здание Крайслера было очень популярно среди ньюйоркцев. По американской традиции присваивать городам и штатам звучные прозвища, небоскреб тоже получил несколько имен. Одно из таких прозваний – «Краса Манхеттена» (The Beaty of Manhattan).
Официальный статус и общественное признание
Небоскреб Крайслер-билдинг признан наивысшим архитектурным достижением 1920-х. В те годы на Манхеттене возводили изысканные каменные небоскребы в стиле ар-деко. Они формировали самобытный облик «Большого Яблока». Вместе с Флэтайрон-билдинг здание Крайслера считается самым эстетичным зданием Нью-Йорка.
- В 1976-м Крайслер-билдинг включен в Национальный реестр исторических мест США.
- В том же году зданию присвоен статус национального исторического памятника.
- Небоскреб объявлен официальной достопримечательностью Нью-Йорк Сити в 1978-м.
- В 2005-м нью-йоркский Музей небоскребов провел опрос среди архитекторов, строителей, инженеров, историков, юристов, брокеров, чиновников, живущих в «Большом яблоке». Словом, среди тех людей, чьи профессии связаны со строительством или продажей недвижимости. В десятке самых любимых небоскребов их города Крайслер-билдинг занял первое место. Кстати, самых нелюбимым небоскребом, который ньюйоркцы хотели бы убрать с линии городского горизонта, оказалась восьмиугольная башня MetLife. Интервьюируемые считали ее самым уродливым зданием Нью-Йорка.

- В 2007 г. в списке из 150 самых популярных зданий и сооружений США (America’s Favorite Architecture) небоскреб Крайслера в Нью-Йорке занял 9 место.
- В 2018 году Крайслер-билдинг был 8-м по высоте зданием в Нью-Йорке.
Подробнее об архитектурном стиле небоскреба Крайслер-билдинг читать здесь.
Интерьер фойе и внутреннее устройство крыши описаны в отдельной статье.
Строительство Крайслер-билдинг
Источники
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
