Ворошиловская батарея на острове Русский во Владивостоке
Ворошиловская батарея на острове Русский была создана во время модернизации Владивостокской крепости в начале 1930-х. Названа она в честь тогдашнего наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова. Весной 1931-го Реввоенсовет СССР в свете возможной войны с Империалистической Японией усиливал оборону Владивостока. Основные работы велись на острове Русском, в частности на высоте 116 в юго-восточном углу бухты Новик. Именно здесь была заложена тяжелая артиллерийская батарея из двух палубных трехорудийных башен, снятых с линейного корабля «Полтава». Башни установлены на расстоянии 200 м друг от друга и соединены подземными коммуникациями. Поэтому Ворошиловскую батарею образно называют «подземным линкором».

История «подземного линкора»
Ворошиловская батарея имеет самое мощное в истории Владивостокской крепости вооружение: 2 вращающиеся башни с тремя орудиями калибром 305-миллиметров. Башни сняты с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (до 1926 г. «Полтава»), который до начала Великой Отечественной числился на Балтийском флоте.
Всего на линкоре было 4 таких башни. Две других демонтировали уже после войны и установили на 30-й батареи Береговой обороны Черноморского флота в г. Севастополе.

На протяжении 1932-1933 годов выполнялись скальные и надземные работы. Гигантские сверхтяжелые башни доставляли из Ленинграда на юг Приморья по железной дороге в разобранном состоянии. На остров Русский орудийные стволы и другие детали переправляли на баржах, а в зимнее время по льду на тракторных тягачах. Для подъема к месту установки пришлось проложить временную железнодорожную ветку. Обе башни смонтировали в 1934-м. Так появилась береговая башенная батарея № 981.
Устройство Ворошиловской батареи
Огневая позиция размещается в юго-восточной части острова Русский на высоте 116 метров над уровнем моря. Здесь на расстоянии 200 м друг от друга зарыты в грунт два 5-этажных башенных блока. На них смонтированы артиллерийские установки №1 и №2.

Каждая трехорудийная башня весит 700 т. Толщина ее броневой защиты 300 мм. На первом этаже подбашенного блока находился снарядный погреб. Отсюда на цепях 470-килограммовые снаряды поднимали к орудийным казённикам.
По вертикальным шахтам можно спуститься в горизонтальную потерну. Здесь же размещались подземная силовая станция и котельная. Подземная потерна связывает между собой обе башни.

Командный и корректировочный пункт Ворошиловской батареи находился 1,8 км южнее на горе Вятлина на побережье Русского острова. Он представлял собой заглубленную 3-этажную казематированную постройку. Вход расположен на поверхности и прикрыт коленчатым тамбуром.

На протяжении XX века за Ворошиловской батареей сохранялся статус секретного объекта. Регулярно на ней проводились учебные стрельбы в открытое море.
Ворошиловская батарея в искусстве
Весной 1985 года на Ворошиловской батареи снимали начальный эпизод исторической картины «Моонзунд». Матросы Российского императорского флота, которые в сцене заряжают 470-кг снаряды в казенник и стреляют из корабельных пушек по учебным целям, – это переодетые военнослужащие 122-го отдельного башенного артиллерийского дивизиона, входившие в расчет 1-го орудия. Командиром башни №1 в то время был лейтенант Георгий Шабот – ныне смотритель музейного комплекса «Ворошиловская батарея».
30 июля 1997 года Ворошиловская батарея была переоборудована в 3-й филиал военно-исторического музея Тихоокеанского Флота. Филиал №1 – это подводная лодка С-56, а №2 – пароход-музей «Красный вымпел». Директором музея назначен бывший командир батареи и ее пожизненный смотритель Г. Шабот. Подземные помещения сохранили в первозданном виде и открыли для посетителей. Весь боезапас – а это 2500 бронебойных, полубронебойных и фугасных снарядов – был утилизирован. Порох сожгли, а железные болванки затопили в море.
Длина ствола 16 м, вес – 50 тонн. Обуховский сталелитейный завод, 1914 год. Небольшая пушка на левом стволе служила для пристрелки 305-миллиметровые жерла орудий, как и 80 лет назад, смотрят на залив Петра Великого Артиллерийская 3-орудийная башня МБ-3-12-Ф. В 1941-м на бронебашенных установках поменяли стволы. С тех пор до реконструкции 2017-го старые лежали рядом с башнями
Ворошиловская батарея – образец фортификационного искусства
Сооружение по праву считается чудом советской инженерной мысли. Свод подземных укреплений залегает настолько глубоко, что не уязвим для прямого попадания авиабомбы весом в тонну. Огромные пушки способны поражать вражеские суда на расстоянии до 35 км. То есть могут достать до противоположного берега Уссурийского залива. При этом отклонение снаряда от намеченной цели не превышает 2 метра.
В 2017-м в интервью по случаю открытия парка Патриот командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц заявил, что Ворошиловская батарея была и остается в составе вооруженных сил РФ и способна делать боевые выстрелы. Одного точного залпа будет достаточно, чтобы потопить самый тяжелый крейсер или дредноут. При чем обычный снаряд невозможно отклонить от цели современными средствами ПРО.
Владивостокский парк «Патриот» — дополнение к Ворошиловской батареи
22 июля 2017 года на территории мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» открылся филиал военно-исторического парка «Патриот». Первый на Дальнем Востоке и второй в России. Оригинальный парк при Министерстве Обороны открыли в 2015-м в подмосковном городе Кубинка. Центральный элемент нового парка – выставка военной техники под открытым небом.
Помимо выставки боевых машин, комплекс включает разнообразные развлекательные площадки:
- Тир для стрельбы из пневматического оружия размещен сразу позади второй башни.
- Историческая реконструкция «Партизанская деревня», воссоздающая атмосферу и быт времен Великой Отечественной войны.
- Автодром, где можно управлять настоящими боевыми машинами.
- Конно-спортивная трасса для прогулок верхом.
- Перегороженный сетками участок для игры в пейнтбол.
На Ворошиловской батареи не только запустили новые объекты, но и улучшили внешний вид старых. Сами башни покрасили свежей краской. Жерла стволов заткнули пробками со звездами, чтобы посетители не засовывали в них своих маленьких детей для эффектных фотоснимков.
Старые стволы были демонтированы еще в 1941-м и почти 80 лет пролежали на земле. Теперь их подняли на тележки и поставили на узкоколейный рельсовый путь. Тот самый, по которому в начале 1930-х на высоту 116 доставляли строительные материалы и артиллерийское оборудование.
Строительство военно-исторических аттракционов в непосредственной близости от башен «подземного линкора», установленных в 1934-м по личному указанию наркома обороны СССР К.В. Ворошилова, вызвало неоднозначную реакцию. Аргументы критиков сводились к нарушению исторического облика и атмосферы мемориального объекта. На этапе строительства обнаружилась кража из подземных орудийных двориков стальных двутавров, на которых подвешивались цепные тали для подъема 470-килограммовых снарядов к орудиям. Цель преступников банальна – продать на металлолом.
Несмотря на негатив, который всегда присутствует в жизни, парк «Патриот» на острове Русский во Владивостоке открыт, работает и развивается. В перспективе создание более 20 интересных площадок на общей площади 180 гектар: армейская полоса препятствий, взлетная полоса и пустырь для прыжков с парашюта.
Как доехать до Ворошиловской батареи?
Добраться до «Ворошиловской батареи» и нового парка из центра города можно на пригородном маршруте 29Д. Автобус идет с центра по Золотому мосту, через Первомайский район и далее по Русскому мосту на остров Русский (ссылка на карту). Остановка «Ворошиловская батарея». Далее пешком вверх по склону 900 м. Гораздо быстрее и комфортнее доехать сюда на личном автомобиле. В теплое время года в качестве транспортного средства можно использовать горный велосипед.
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
