Ворошиловская батарея на острове Русский во Владивостоке

Ворошиловская батарея на острове Русский была создана во время модернизации Владивостокской крепости в начале 1930-х. Названа она в честь тогдашнего наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова. Весной 1931-го Реввоенсовет СССР в свете возможной войны с Империалистической Японией усиливал оборону Владивостока. Основные работы велись на острове Русском, в частности на высоте 116 в юго-восточном углу бухты Новик. Именно здесь была заложена тяжелая артиллерийская батарея из двух палубных трехорудийных башен, снятых с линейного корабля «Полтава». Башни установлены на расстоянии 200 м друг от друга и соединены подземными коммуникациями. Поэтому Ворошиловскую батарею образно называют «подземным линкором».

Ворошиловская батарея на острове Русский во Владивостоке
Батарея им. Климента Ворошилова на острове Русский. Современный вид

История «подземного линкора»

Ворошиловская батарея имеет самое мощное в истории Владивостокской крепости вооружение: 2 вращающиеся башни с тремя орудиями калибром 305-миллиметров. Башни сняты с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (до 1926 г. «Полтава»), который до начала Великой Отечественной числился на Балтийском флоте.

Всего на линкоре было 4 таких башни. Две других демонтировали уже после войны и установили на 30-й батареи Береговой обороны Черноморского флота в г. Севастополе.

30-ая бронебашенная батарея береговой обороны. Севастополь

На протяжении 1932-1933 годов выполнялись скальные и надземные работы. Гигантские сверхтяжелые башни доставляли из Ленинграда на юг Приморья по железной дороге в разобранном состоянии. На остров Русский орудийные стволы и другие детали переправляли на баржах, а в зимнее время по льду на тракторных тягачах. Для подъема к месту установки пришлось проложить временную железнодорожную ветку. Обе башни смонтировали в 1934-м. Так появилась береговая башенная батарея № 981.

Устройство Ворошиловской батареи

Огневая позиция размещается в юго-восточной части острова Русский на высоте 116 метров над уровнем моря. Здесь на расстоянии 200 м друг от друга зарыты в грунт два 5-этажных башенных блока. На них смонтированы артиллерийские установки №1 и №2.

Продольный разрез башенного блока

Каждая трехорудийная башня весит 700 т. Толщина ее броневой защиты 300 мм. На первом этаже подбашенного блока находился снарядный погреб. Отсюда на цепях 470-килограммовые снаряды поднимали к орудийным казённикам.

По вертикальным шахтам можно спуститься в горизонтальную потерну. Здесь же размещались подземная силовая станция и котельная. Подземная потерна связывает между собой обе башни.

Подземные коммуникации в продольном разрезе. Авторы проекта – военные инженеры М.Я. Гмира, Я.Е. Розенталь, А.И. Васильков.

Командный и корректировочный пункт Ворошиловской батареи находился 1,8 км южнее на горе Вятлина на побережье Русского острова. Он представлял собой заглубленную 3-этажную казематированную постройку. Вход расположен на поверхности и прикрыт коленчатым тамбуром.

«Ворошиловская батарея». Снимок 2016 г.

На протяжении XX века за Ворошиловской батареей сохранялся статус секретного объекта. Регулярно на ней проводились учебные стрельбы в открытое море.

Ворошиловская батарея в искусстве

Весной 1985 года на Ворошиловской батареи снимали начальный эпизод исторической картины «Моонзунд». Матросы Российского императорского флота, которые в сцене заряжают 470-кг снаряды в казенник и стреляют из корабельных пушек по учебным целям, – это переодетые военнослужащие 122-го отдельного башенного артиллерийского дивизиона, входившие в расчет 1-го орудия. Командиром башни №1 в то время был лейтенант Георгий Шабот – ныне смотритель музейного комплекса «Ворошиловская батарея».

Сцена из фильма Моонзунд, снятая на Ворошиловской батареи во Владивостоке в 1985 г.

30 июля 1997 года Ворошиловская батарея была переоборудована в 3-й филиал военно-исторического музея Тихоокеанского Флота. Филиал №1 – это подводная лодка С-56, а №2 – пароход-музей «Красный вымпел». Директором музея назначен бывший командир батареи и ее пожизненный смотритель Г. Шабот. Подземные помещения сохранили в первозданном виде и открыли для посетителей. Весь боезапас – а это 2500 бронебойных, полубронебойных и фугасных снарядов – был утилизирован. Порох сожгли, а железные болванки затопили в море.

Ворошиловская батарея – образец фортификационного искусства

Сооружение по праву считается чудом советской инженерной мысли. Свод подземных укреплений залегает настолько глубоко, что не уязвим для прямого попадания авиабомбы весом в тонну. Огромные пушки способны поражать вражеские суда на расстоянии до 35 км. То есть могут достать до противоположного берега Уссурийского залива. При этом отклонение снаряда от намеченной цели не превышает 2 метра.

В 2017-м в интервью по случаю открытия парка Патриот командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц заявил, что Ворошиловская батарея была и остается в составе вооруженных сил РФ и способна делать боевые выстрелы. Одного точного залпа будет достаточно, чтобы потопить самый тяжелый крейсер или дредноут. При чем обычный снаряд невозможно отклонить от цели современными средствами ПРО.

Владивостокский парк «Патриот» – дополнение к Ворошиловской батареи

22 июля 2017 года на территории мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» открылся филиал военно-исторического парка «Патриот». Первый на Дальнем Востоке и второй в России. Оригинальный парк при Министерстве Обороны открыли в 2015-м в подмосковном городе Кубинка. Центральный элемент нового парка – выставка военной техники под открытым небом.

Помимо выставки боевых машин, комплекс включает разнообразные развлекательные площадки:

  • Тир для стрельбы из пневматического оружия размещен сразу позади второй башни.
  • Историческая реконструкция «Партизанская деревня», воссоздающая атмосферу и быт времен Великой Отечественной войны.
  • Автодром, где можно управлять настоящими боевыми машинами.
  • Конно-спортивная трасса для прогулок верхом.
  • Перегороженный сетками участок для игры в пейнтбол.
Ворошиловская батарея. Стволы орудий закрыли специальными пробками

На Ворошиловской батареи не только запустили новые объекты, но и улучшили внешний вид старых. Сами башни покрасили свежей краской. Жерла стволов заткнули пробками со звездами, чтобы посетители не засовывали в них своих маленьких детей для эффектных фотоснимков.

Ворошиловская батарея. Исторически первые орудийные стволы на выставочных постаментах
Исторически первые орудийные стволы на выставочных постаментах

Старые стволы были демонтированы еще в 1941-м и почти 80 лет пролежали на земле. Теперь их подняли на тележки и поставили на узкоколейный рельсовый путь. Тот самый, по которому в начале 1930-х на высоту 116 доставляли строительные материалы и артиллерийское оборудование.

Строительство военно-исторических аттракционов в непосредственной близости от башен «подземного линкора», установленных в 1934-м по личному указанию наркома обороны СССР К.В. Ворошилова, вызвало неоднозначную реакцию. Аргументы критиков сводились к нарушению исторического облика и атмосферы мемориального объекта. На этапе строительства обнаружилась кража из подземных орудийных двориков стальных двутавров, на которых подвешивались цепные тали для подъема 470-килограммовых снарядов к орудиям. Цель преступников банальна – продать на металлолом.

Несмотря на негатив, который всегда присутствует в жизни, парк «Патриот» на острове Русский во Владивостоке открыт, работает и развивается. В перспективе создание более 20 интересных площадок на общей площади 180 гектар: армейская полоса препятствий, взлетная полоса и пустырь для прыжков с парашюта.

Как доехать до Ворошиловской батареи?

Добраться до «Ворошиловской батареи» и нового парка из центра города можно на пригородном маршруте 29Д. Автобус идет с центра по Золотому мосту, через Первомайский район и далее по Русскому мосту на остров Русский (ссылка на карту). Остановка «Ворошиловская батарея». Далее пешком вверх по склону 900 м. Гораздо быстрее и комфортнее доехать сюда на личном автомобиле. В теплое время года в качестве транспортного средства можно использовать горный велосипед.

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *