Владивостокская крепость – история строительства

История Владивостокской крепости начинается вместе с историей Владивостока. С первых лет основания города перед царским правительством встал вопрос защиты вновь приобретенных рубежей от иностранных притязаний. С этой целью на окрестных сопках и вдоль линии побережья развернулось строительство оборонительных сооружений, которые вскоре превратятся в самый мощный в мире фортификационный комплекс. Инженеры учитывали требования современной войны и возросшую мощь артиллерии. Поэтому все объекты заглублены в грунте и разбросаны на местности. Поэтому Владивостокская крепость – это не та достопримечательность, которая сразу бросается в глаза.

Владивостокская крепость флаги над бруствером
Владивостокская крепость флаги над бруствером. Слева направо: Андреевский флаг ВМФ России, Государственный флаг Российской Федерации, флаг морских крепостей России

Содержание:

Зачем строили Владивостокскую крепость?

Прибывавшие в бухту Золотой Рог морские офицеры и военные инженеры отмечали географические преимущества окрестных островов и сопок. При желании их можно превратить в хорошо укрепленные позиции и создать надежную линию оборону.

Для защиты Владивостока со стороны суши требовалось построить оборонительный обвод поперёк полуострова Муравьева-Амурского вдоль северных границ города. Для отпора флоту противника необходимо выбрать удобные места на побережье, а также на островах архипелага Императрицы Евгении и на самом большом из них – острове Русский и разместить там мощные береговые батареи.

Таким образом, Владивостокская крепость с самого начала задумывалась для отражения атаки противника как с суши, так и с моря. Причем на первом этапе строительства предполагалось, что на море придется иметь дело с британским флотом, а на суше – с «китайскими полчищами».

Во второй половине XIX века главным конкурентом Россия на берегах Восточного океана была «владычица морей» Британская империя. Только что отгремели пушечные залпы Крымской войны, закончившейся для России территориальными и финансовыми потерями. Царское правительство стремилось застраховаться от поражения на Дальнем Востоке. Именно с этой целью уже на второй год существования Владивостока в городе и его окрестностях началось возведение первых оборонительных сооружений.

Генри Уайли Норман, британский фельдмаршал, колониальный администратор так оценивал ситуацию до начала строительства Владивостокской крепости:

«Не может быть ни малейших сомнений, что британский флот расстрелял бы город несколько лет назад, а затем захватил бы вход в бухту. И Владивосток был бы уже не «владением востока», как его самоуверенно называют русские, а владением неприятеля, то есть нас».
Павел Федорович Унтербергер – губернатор Приморской области и военный инженер, инициатор строительства Владивостокской крепости
Павел Федорович Унтербергер – автор идеи

Инициатором комплексной фортификации Владивостока был губернатор Приморской области военный инженер Павел Федорович Унтербергер. Еще в 1879-м он приезжал в порт из своей резиденции в Хабаровке, изучал особенности местности, знакомился с проектами и другой строительной документацией.

Кто строил Владивостокскую крепость?

Владивостокскую крепость строили по проектам русских военных инженеров русские солдаты. Привлекали рабочих с западных областей России. На черных работах, не предполагавших доступ к внутренней системе крепости, в больших количествах задействовали проживавших в Приморье китайцев и корейцев.

Для руководства строительным процессом на месте была учреждена должность начальника инженеров и Строителя крепости. Также были введены должности помощников (заместителей) Строителя крепости: на полуострове Муравьева-Амурского и на острове Русском.

Владивостокская твердыня не имела привычных для средневековых крепостей высоких вертикальных стен, зубчатых башен и огромных ворот, которые перебрасывают на цепях через ров. В соответствии с требованиями современной войны и растущей мощью осадной артиллерии все крепостные сооружения расположены на доминирующих высотах, заглублены в грунт и искусно вписаны в рельеф местности. Это значительно повышало их оборонительные качества и существенно снижало заметность для стороннего наблюдателя.

Генуэзская крепость XIV века и Владивостокская крепость XX века. Отличия налицо
Генуэзская крепость в Феодосии, Крым XIV века слева и Владивостокская крепость XX века выход на редюит форта №7. Отличия в материале и конфигурации стен

Большая часть фортов и батарей Владивостокской крепости возводилась на вершинах сопок как в черте города, так и на его окраинах. Занятие господствующих высот обеспечивало хороший обзор местности и позволяло эффективно корректировать орудийный огонь. Для подъема строительных материалов впервые в практике фортификационных работ применялись подвесные канатные дороги. Кроме «канаток», на строительстве использовались другие средства механизации: компрессоры, электростанции, бетономешалки, пневматические отбойные молотки и первые в мире грузовики «Бенц». Все эти меры, свидетельствуют о том, что царское правительство очень серьезно подходило к обороне Владивостока.

Исследователь Владивостокской крепости рядом с фундаментом подвесной канатной дороги на форте №2
Исследователь Владивостокской крепости рядом с фундаментом подвесной канатной дороги на форте №2

В конце XIX века в регионе набирает мощь другая морская держава – Императорская Япония. После Японо-китайской войны 1894-1895 гг. стало очевидно, что на Тихоокеанском театре появился новый крупный игрок. Военное руководство островного государства проявляло интерес к фортификационным работам на полуострове Муравьева-Амурского и острове Русском. Шпионские джонки появляются в водах Амурского и Уссурийского заливов. Под видом рыбаков, японские агенты пытаются фотографировать с воды строящуюся линию укреплений. Японские лазутчики маскировались под китайских рабочих, в больших количествах задействованных на строительстве оборонительных объектов.

Строительство Владивостокской крепости. 1 этап

Владивостокская крепость начала строится вместе с городом. Уже через месяц после основания поста Владивосток в бухте Золотой Рог появилась первая береговая батарея. Солдаты прапорщика Комарова сняли 4 пушки с корвета «Гридень» и установили на склоне горы Успенской (ныне гора Почтовая). Отсюда хорошо простреливался вход в гавань.

Первые оборонительные укрепления и гарнизон

В сентябре 1862-го во Владивосток прибыл горный дивизион Забайкальской линейной артиллерийской бригады. На протяжении следующих 15 лет это подразделение оставалось главной оборонительной силой города.

Первые береговые укрепления появились на полуостровах Голдобина и Шкота. В их задачу входило:

  • защита фарватера в бухте Золотой Рог;
  • отражение атак со стороны Амурского залива;
  • недопущение высадки десанта противника в черте города.
Первые береговые батареи Владивостокской крепости были построены на полуостровах Голдобина и Шкота
Полуострова Голдобина и Шкота – словно створки ворот в бухту Золотой Рог

Вопрос о необходимости обороны Владивостока с сухопутного направления впервые встал в 1868 году. Тогда по Южно-Уссурийскому краю прокатился манзовский террор.

Китайские подданные (манзы) нелегально проживали и трудились в золотых приисках на территории Российской Империи. Запрет на их деятельность вызвал недовольство. Летом 1868-го, подстрекаемые проникшими в их ряды бандитскими кланами – хунхузами, манзы-золотодобытчики подняли восстание на острове Аскольд в заливе Петра Великого.
19 апреля старатели напали на моряков шхуны «Алеут», прибывшей на Аскольд для выдворения инородцев. Затем около 1000 вооруженных китайцев переправились на территорию Приморья. Они нападали на военные посты, сжигали деревни и убивали местных жителей.
Владивосток и войска Суйфунского округа были объявлены на военном положении. Для подавления восстания привлекались войска Приморской области. Благодаря грамотным действия полковника М. П. Тихменева к июню банды были рассеяны и бежали на китайскую территорию. Если учесть, что население Владивостока в то время составляло чуть более 500 жителей, отряд в 1 тыс. душ для малонаселенной местности представлял значительную силу.

Первая очередь Владивостокской крепости возводилась в то время, когда порт еще не был связан железнодорожным сообщением с остальной Россией.

  • Уссурийская железная дорога между Владивостоком и Хабаровском, появится в 1897-м.
  • Китайско-Восточную железную дорогу, которая пройдет по территории северной Маньчжурии и станет первой веткой Транссибирской магистрали, запустят только в 1903-м.
  • Железнодорожный мостовой переход через Амур откроют для сквозного движения лишь в октябре 1916-го.

А пока все строительные материалы и военное оборудование доставляли по воде из черноморских портов через Индийский океан. На такой маршрут уходили долгие месяцы.

Вначале инженеры проводили разметку на местности, а рабочие очищали ее от леса и кустарника. Затем к месту стройки доставлялись все необходимые материалы, сооружались защитные навесы, возводились бараки для строителей. Временные железнодорожные пути подводили к подножию сопок от городской пристани. Наверх грузы доставляли с помощью канатных дорог.

В 1876-78 гг. построили первую сухопутную линию Владивостокской крепости:

  • укрепление Встречное на одноимённой горе;
  • укрепление Среднее на сопке Орлиное гнездо;
  • укрепление Тюменской горы (гора Буссе);
  • люнет Объяснения у морского госпиталя;
  • люнет на высоте севернее бухты Улисс.

На первом этапе все укрепления были деревоземляные. Их оснащали теми артиллерийскими орудиями, которые удавалось найти на складах. Места под огневые позиции выбирались с учетом рельефа, что делало их максимально эффективными. Таким образом, возвели несколько береговых батарей.

Из книги В. И. Калинина, Н. Б. Аюшина, С. А. Воробьева, Н. В. Гаврилкина. «Владивостокская крепость. Владивосток»:

«В 1877 г. по указанию управляющего Морским министерством адмирала С. С. Лесовского во Владивостоке построили земляные батареи на м. Голдобина (две 6-дюймовые нарезные пушки, три 6-дюймовые нарезные мортиры и две 2-пудовые чугунные гладкостенные мортиры) и на м. Эгершельда (одна 60-фунтовая, одна 36-фунтовая чугунные гладкостенные пушки и две 2-пудовые мортиры). Батареи предназначались для защиты входа в Золотой Рог. Работы проводились под руководством военных инженеров Морской строительной части Владивостокского порта подполковников Н. И. Петропавловского и В. П. Зотикова… В дополнение к батареям входы в бухты Диомид и Золотой Рог перегородили минными заграждениями, выставленными под руководством минера Сибирской военной флотилии лейтенанта Н. Ф. Повалишина».

Впоследствии растущий город поглотил самые ранние и примитивные укрепления Владивостокской крепости. Остались лишь те их них, которые были построены на вершинах сопок, неудобных для городской застройки. Через 20 лет сохранившиеся фортификационные объекты перестроили в бетоне.

Стратегия обороны дальневосточных рубежей и в первую очередь Владивостока предусматривала удержание важнейших пунктов до переброски главных сил из западной России. В случае китайского вторжения войска Приморья должны были постепенно отступать с боями к Владивостоку, под прикрытие фортов. При этом делалась ставка на то, что китайская армия не имеет тяжелой дальнобойной артиллерии, и ее продвижение можно будет остановить даже относительно примитивной обороной.

Всеволод Крестовский на крейсере «Африка» в 1880 году заходил в бухту Золотой Рог. В книге «В дальних водах и странах» он оставил описание порта и Владивостокских укреплений, какими они были в то время. Не вдаваясь в подробности достоинства и недостатков первых укреплений Владивостокской крепости автор сообщает, что

«…все они были возведены еще в 1876 г. и продолжены в 1878 г. ввиду предполагавшегося разрыва с Англией. Они мало заметны с моря и это служит к наибольшей их выгоде. С помощью их и еще при целой системе минных заграждений оборона Владивостока может считаться почти обеспеченною, если и не со всех сторон, то по крайне мере с обоих концов Босфора Восточного.
В настоящее время все Владивостокские укрепления перевооружаются: к прежним орудиям добавляется некоторое количество вновь привезенных сюда громадных новейшей системы 9-дюймовых пушек и 21-сантиметровых нарезных мортир, полная установка коих на платформы будет окончена в непродолжительном времени».

На протяжении 1880-х возводились новые объекты Владивостокской крепости, и одновременное наращивался ее гарнизон. В 1884-м создан Приамурский военный округ. Общий численный состав войск этого округа вместе с Квантунской областью и крепостью Порт-Артур на побережье Желтого моря в разные годы составлял:

Год
Численность войск, чел.
1895
32,1
1896
38,2
1897
44,8
1898
48,3
1899
61,3
1900
64
1901
82
1902
80,9

По мере развития оборонительной системы города под контроль брались более удаленные акватории. Так, в 1888-м артиллерийские батареи вынесли на мысы Назимова и Новосильцева. В результате чего получил огневое прикрытие т.н. Скрыплевский рейд, где противник мог безопасно отстаиваться и обстреливать город.

Скрыплевский рейд – морские ворота в пролив Босфор Восточный
Скрыплевский рейд – морские ворота в пролив Босфор Восточный

Считается, что северная сухопутная линия обороны была возведена на третьем этапе строительства с 1910 по 1916 гг. На самом деле первые свидетельства о фортификационных постройках «на вершинах оголенных гор, защищающих город с тыла от северных ветров», появляются уже в 1880-м. Командующий объединенной Тихоокеанской эскадрой адмирал С. С. Лесовский упоминал про «несколько земляных укреплений, с блокгаузами ПомощьФортификационное сооружение в виде бревенчатого строения с бойницами и ложементамиПомощьСтрелковый окоп для ведения огня лежа и с колена , предназначенных собственно для тыльной сухопутной обороны».

Владивосток становится приморской крепостью

Флаг морских крепостей Российской Империи. Он же военно-морской гюйс – носовой флаг военно-морских кораблей ВМФ России
Флаг морских крепостей Российской Империи. Он же военно-морской гюйс – носовой флаг военно-морских кораблей ВМФ России

30 августа 1889 года на Голдобинской мортирной батарее состоялась официальная церемония. Над городом поднят российский флаг морских крепостей. Это красное полотнище, перечеркнутое по прямой белым крестом и по диагонали синим Андреевским крестом. Владивосток объявлен крепостью 2-го разряда.

Место для церемонии было выбрано не случайно. Именно на мысе Голдобина в 1862-м году появились первые береговые батареи. С этого момента начался второй этап строительства Владивостокской цитадели.

В том же году британский военачальник и колониальный администратор Генри Норман записал в дневнике:

«В настоящее время российское правительство усиливает оборону Владивостока в значительной и очень щедрой мере. Только посредством инженерных работ требуется сумма не менее чем в 6 млн. руб. Если правительство утвердит их, батареи также будут утроены на части больших островов, расположенных к югу от бухты. К этому времени… город с моря неприступен».

С 1890 года возводится первая очередь бетонных крепостных сооружений. С помощью взрывчатки в скальной породе выбивали котлованы. В них укладывали железобетонный каркас и монтировали всю необходимую инфраструктуру: водопровод, электричество, кабели связи. Нехватку русских строителей компенсировали китайскими и корейскими рабочими, проживавшими во Владивостоке и его окрестностях. Привлечение иностранных подданных плохо сказывалось на сохранении секретности. Китайская и японская разведки были прекрасно осведомлены о состоянии и расположении владивостокских укреплений.

Владивостокская крепость. 2-й этап строительства

Второй этап строительства Владивостокской крепости охватывал период с 1899 года до момента вступления Российской империи в Русско-японскую войну. В этот период появляются первые форты вдоль северной оборонительной линии. Уникальные для своего времени фортификационные работы велись в условиях хронической нехватки финансов.  

Владивостокская крепость задумывалась так, чтобы между фортами и батареями не оставалось мертвых зон, где войска или флот неприятеля могли бы укрыться от обстрела и организовать плацдарм. В наиболее узких бухтах, куда не доставали орудия, выставлялись минные заграждения и корабли Сибирской военной флотилии.

К концу XIX века концепция обороны Приамурского военного округа учитывала нападение и с моря, и с суши уже не столько Великобритании и Китая, сколько набиравшей силу Японии. Роль Владивостокской крепости в защите города сводилась к двум вариантам:

  • береговые дальнобойные батареи должны вывести из строя флот противника и пресечь обстрел города с моря;
  • фортам северной линии надлежало остановить наступление японской армии после высадки десанта где-нибудь на побережье.

Первые проекты укреплений на сопках в районе Второй Речки и Седанки, а также форта Южный на Русском острове появились в конце 1896 года. Их составили русские военные инженеры под руководством К. С. Чернокнижникова. Сухопутную линию обороны планировалось возводить в 7—15 км севернее бухты Золотой Рог. Это исключало возможность обстрела артиллерией противника города и стоящих на рейде кораблей Сибирской флотилии. Однако уже начатое строительство было остановлено в январе 1899 года по приказу военного министра А. Н. Куропаткина. Он нашел линию обороны чрезмерно растянутой, требующей слишком большое количество войск для ее занятия и удержания.

Главнокомандующий Куропаткин вмешивался в процесс строительства Владивостокской крепости
Алексей Николаевич Куропаткин – главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, действующими против Японии в 1904-1905 гг. Русская армия под его командованием не одержала ни одной победы

Чернокнижникова сменил другой военный инженер полковник К.И. Величко. В результате сухопутный оборонительный обвод Владивостокской крепости проектов 1900—1901 гг. построили как в Порт-Артуре — максимально близко к черте города. Владивостокские форты 1900-1905 гг. постройки напоминают форты Порт-Артура не только расположением, но и планировкой.

Так, на господствующих высотах вдоль левого борта долины реки Седанка появились следующие укрепления:

  • форт графа Муравьёва-Амурского;
  • форт Суворова;
  • форт Линевича;
  • редут № 5;
  • Сапёрный редут № 4;
  • временные укрепления № 1 и 2;
  • люнеты № 1—3.

На втором этапе строительства Владивостокской крепости было построено 50 береговых батарей, оснащенных самыми мощными для того времени артиллерийскими орудиями. Десятки фортов, капониров и полукапониров, множество опорных пунктов были оборудованы автономными электрогенераторами и соединены между собой специальными дорогами и подземными линиями связи. На начало XX века Владивостокская крепость являлась самым крупным и неприступным фортификационным сооружением в мире. Само ее наличие удерживало геополитических конкурентов Российской Империи от захвата Владивостока.

Владивостокская крепость в Русско-японской войне

К началу Русско-японской войны Владивостокская крепость находилась в стадии строительства. Были возведены несколько бетонированных прибрежных батарей и пехотные фортов. Если береговая артиллерия простреливала всю прилегающую акваторию, то сухопутные укрепления обеспечивали лишь точечную оборону. Поэтому к началу Русско-японской войны Владивосток был защищен с моря значительно надежнее, чем с суши.

На рубеже XIX–XX веков главными конкурентами Российской Империи на тихоокеанском театре считались:

  • «владычица морей» Британия;
  • активно развивающиеся молодые Северо-Американские Соединенные Штаты;
  • уже тогда многочисленный китайский сосед.

Островное государство Япония еще не рассматривалось как серьезный противник и считалось технически отсталой страной. Начавшаяся Русско-японская война развеяла эти иллюзии.

Владивостокская крепость не принимала непосредственного участия в боевых действиях. Однако сам город один раз подвергся обстрелу с японских военных судов. Японские лазутчики, собиравшие сведения о слабых местах в обороне крепости, обнаружили одну мертвую зону на побережье.

Исторический факт: 22 февраля 1904 года 5 японских крейсеров обстреляли навесным огнем город и крепость. Зная расположение береговых батарей, японская эскадра вела огонь с безопасных позиций за полуостровом Басаргина. Урон Владивостокской крепости был причинен минимальный. Стоящие в бухте Золотой Рог корабли также не пострадали. В городе от разорвавшегося снаряда погиб 1 человек и загорелось 1 здание. Береговые батареи не могли достать японские суда, поэтому ответный огонь не открывали.

Само существование Владивостокской крепости заставляло японское командование отказаться от попыток высадиться на полуостров Муравьева-Амурского и захватить Владивосток, как с моря, так и с суши. От прямого штурма самураев удерживал печальный опыт взятия укреплений Порт-Артура. Эта русская крепость на южной оконечности полуострова Ляодун сдалась 2 января 1905 года (по новому стилю) после 5-месячной осады. За эту победу японцы заплатили более 110 тыс. жизней. И второй такой победы они не желали.

Незамерзающий зимой внутренний рейд Порт-Артура
Незамерзающий зимой внутренний рейд Порт-Артура

На протяжении всей войны бухта Золотой Рог во Владивостоке служила надежной гаванью для военных кораблей Русского императорского флота. Таким образом, Владивостокская крепость, хоть и не принимала участие в боевых действиях, тем не менее свою роль в военной истории сыграла. Ее наличие помогло сохранить Южно-Уссурийский край в составе Российской Империи.

Взятие японцами приморских укреплений Порт-Артура выявило недостатки крепостных сооружений во Владивостоке, построенных по тем же проектам. К началу 1906 года Владивостокская крепость имела 30 береговых батарей, прикрывавших наиболее важные участки побережья. Большинство таких сооружений были временными. Устаревшие артиллерийские орудия стояли на деревянных лафетах. Если со стороны моря город был хоть как-то защищен, то в случае нападения противника с суши положение становилось катастрофическим.

Оборонительный обвод, спроектированный еще на первом этапе строительства, также устарел. Бурно разрастающийся город подходил вплотную к внутренней оборонительной линии и был доступен для обстрела осадной артиллерией неприятеля. Толщина кирпичных стен 1-2 метра уже не обеспечивала защиту от 11-дюймовых (280-миллиметровых) японских гаубиц.

11-дюймовые осадные мортиры применялись Японской Императорской армией при штурме Порт-Артура
11-дюймовые осадные мортиры применялись Японской Императорской армией при штурме Порт-Артура

Второй этап строительства Владивостокской крепости завершался уже во время Русско-японской войны. В феврале 1904-го солдаты работали в скальном грунте в 20-градусный мороз при шквальном ветре. Тяжелые условия труда и неудачи на фронте стали одной из причин возникновения во Владивостоке революционной ситуации.

После поражения в Русско-японской войне Российская Империя потеряла южную часть Сахалина и южную ветку КВЖД. Россия навсегда лишилась незамерзающих портов в Желтом море – Дальний (Далянь) и Порт-Артур (Люйшунь, ныне Люйшунькоу, административный район г. Далянь). По условиям Портсмутского мирного договора России запрещалось иметь военно-морской флот на Тихом океане. Владивосток остался единственным морским торговым портом на Дальнем Востоке. На случай новой войны с Японией город пришлось бы оборонять уже без поддержки флота.

Стратегическое значение Владивостока как единственного морского порта России на Тихом океане резко возросло. На повестку дня встал вопрос обороны города на случай новой войны с претендентами на азиатское господство: Великобританией, Францией, Германией, Чехией, Соединенными Штатами и все той же Японией.

Таким образом, правительство Николая II и Военное министерство Российской Империи должно было привести оборону Владивостока в соответствие с растущими требованиями войны. Эта задача решалась на третьем этапе строительства Владивостокской крепости.

Владивостокская крепость. Третий этап строительства

Третий этап строительства Владивостокской крепости развернулся в 1910 году и продолжался все десятилетие. После вступления России в Первую мировую войну финансирование сокращалось, и стройка постепенно остановилась. В этот период русские военные инженеры спроектировали и возвели самые мощные в истории сухопутные форты вдоль северной оборонительной линии Владивостока. Эти сооружения стали непревзойденными достижениями фортификационной инженерии XX столетия.

Почему Владивостокскую крепость продолжали строить после Русско-Японской войны?

После окончания Русско-японской войны Владивосток остался последним портом России на Тихом океане. При этом город фактически не имел долговременных укреплений, способных прикрыть его с северного сухопутного направления. Форты проекта 1899 г., возведенные на втором этапе строительства, имели недостаточную толщину стен, не вписывались в границы Владивостока и не могли защитить его от навесного артобстрела.

В 1905-м начальник инженеров и строитель Владивостокской крепости полковник Вацлав Жигалковский перенес главную линию обороны на 5 – 7 км севернее от старого обвода. Форты проекта 1910 года возводились на доминирующих высотах Седанкинского хребта и воплощали в себе самые последние достижения военно-инженерной науки.

Царская Россия вновь не жалела средств на укрепление единственного морского порта страны на Тихом океане. Николай II выделил из казны 98 млн. руб. золотом со словами:

«На Владивосток денег жалеть нельзя».

К началу Первой мировой войны во Владивостокской цитадели насчитывалось около 140 фортсооружений различных типов и размеров. На их возведение была потрачена 1/12 часть золотого запаса страны.

Обстоятельства строительства Владивостокской крепости

По распоряжению Императора Всероссийского была создана специальная комиссия. С 1906 по 1908 гг. комиссия разрабатывает концепцию усиления крепости, выбирает места для строительства новых оборонительных сооружений. В 1906 году комендантом Владивостокской крепости назначен генерал-майор В. А. Ирман. Начальник артиллерии, участник обороны Порт-Артура, он отлично понимал недостатки фортификационных построек своего времени. При его содействии и с помощью других ветеранов Русско-японской войны (в частности преподавателя Николаевской инженерной академии фон Шварца) начались работы по модернизации Владивостокской крепости.

Начальником инженеров и Строителем крепости назначен военный инженер генерал-майор В. А. Кухарский. Его помощники:

  1. на острове Русском (Южный отдел обороны) – военный инженер полковник А. Л. Федоров;
  2. на материке (Северный отдел обороны) – военный инженер полковник А. П. Шошин.

Вследствие частых болезней Кухарского уже в 1911 году его полностью заменил Шошин. Таким образом, на третьем этапе строительства Владивостокской крепости он стал главным руководителем работ.

Строительство Владивостокской крепости. Дом инженера Шошина во Владивостоке
Дом №1 по ул. 1-я Морская во Владивостоке, в котором в 1912-1915 гг. проживал русский и советский военный инженер Алексей Петрович Шошин – начальник инженеров и Строитель крепости на полуострове Муравьева-Амурского в 1911-1915 гг.

Строительство Владивостокской крепости вышло на новый уровень

К 1910 году инженеры завершили проектирование северной линии. Результаты этой грандиозной стройки можно наблюдать сегодня. В проекте реализованы самые последние достижения фортификационного искусства того времени. Его отличали:

  • бо́льшая толщина железобетонных стен и перекрытий;
  • разветвленная сеть подземных казематов и ходов;
  • точное соответствие рельефу местности;
  • рассредоточенность крепостных сооружений на большой площади, что должно было затруднять пристрелку артиллерии противника.

Объем работ был огромен. И при устаревших методах организации труда необходимо было задействовать десятки тысяч человек. Нанять такое количество рабочей силы во Владивостоке было невозможно, т. к. население города к тому времени едва перевалило за 100 тыс. Для строительства фортов из европейской части России было законтрактовано 8 тыс. вольнонаемных рабочих. Но где взять еще людей? Начальник Владивостокской крепости, главный инженер Шошин отказался привлекать на строительство секретного военного объекта каторжных и китайцев. Выход был один – механизация процесса. В частности, для быстрой доставки от мастерских на вершины сопок тысяч тонн бетона, арматуры и других материалов применялись узкоколейные рельсовые пути и подвесные канатные дороги.

В период с 1910 по 1917-й на северной линии возведены форты №1-7 и опорные пункты литер А, Е, Ж, З. На южном и восточном побережье Русского острова построены форты №9-12.

Форты северной линии обороны (полуостров Муравьева-Амурского)
Форты южного рубежа (остров Русский)
№1
№9
№2 – форт Императора Петра Великого – гора Варгина (450 м)
№10
№3 – форт – г. Попова
№11
№4 – форт – г. Проценко
№12
№5 – форт – г. Зубрицкого
 
№6 – форт – г.
 
№7 – форт цесаревича Алексей Николаевича – г. Торопова
 

Во время строительства Владивостокской крепости реконструированы старые и дополнительно построены еще несколько береговых батарей. Теперь их общее число составило 52. На пологих участках побережья удобных для высадки морской пехоты противника построены 23 противодесантных береговых капонира. Также сооружено 8 пороховых погребов, мясохолодильник у подножья сопки Холодильник, аэродром в долине Второй Речки. Проложено 200 км подъездных дорог.

Строительство Владивостокской крепости в 1910-1916 гг. Подъездная дорога к форту Петра Великого
Рокадная дорога, соединяющая форты северной линии. Царские придорожные столбики

На фортах проекта 1910-го года, в отличие от более ранних построек, отсутствует архитектурный декор. Они имеют брутальные формы и задуманы только как оборонительные сооружения. Каждый фортификационный объект проектировался разными инженерами, а потому обладает уникальными особенностями. Конфигурация каждого форта точно соответствуют индивидуальному рельефу сопки, на которой он расположен.

Достижения русской военно-инженерной мысли

Форты строились с учетом опыта обороны крепости Порт-Артура. Они имеют уникальные инженерные находки, которых не встретить на проектах 1878 и 1899 гг. А именно…

Контрминная система

Контрминные галереи – подземные ходы, которые веером расходятся от кофров в сторону неприятеля. Своим появлением обязаны печальному опыту Порт-Артура. Японцы делали подкоп под стены и взрывали их. Во Владивостоке этот прием самураи повторить не смогли бы.

В «контрминках» сидели бойцы инженерной роты, прослушивали подземелье на предмет роющего подкоп противника. В случае обнаружения ставили заряд и хоронили осаждающих. По сути, это противоподкопные туннели. Их применяли при осаде крепостей еще с античных времен. Все форты северной оборонительной линии оснастили специальными галереями для подземной войны.

Противооткольный траверс

Еще одно инженерное решение – противооткольное усиление потолка. Стальные листы сгибали в швеллера специальной машиной и укладывали на асфальтобетонную прослойку. Балки предназначались для того, чтобы рвущиеся наверху снаряды не вызывали обрушения потолка. А также защищали солдат от поражения осколками бетона, которые откалывались при артиллерийском обстреле.

Строительство Владивостокской крепости в 1910-1916 гг. Противооткольный траверс усиливает своды потерны
Противооткольный траверс защищал своды потерны. Его наличие – признак того, что до поверхности всего несколько метров

Коленчатый сквозник

Строительство Владивостокской крепости в 1910-1916 гг. Схемы входных тамбуров в фортсооружения
Виды входных сквозников. Чертеж. Вид сверху

С учетом опыта обороны Порт-Артура на третьем этапе строительства велась доработка многих конструктивных элементов фортсооружений Владивостока. В частности, защитные тамбуры на входе в каземат прямой формы заменили на коленчатые. Сквозник П-образной формы обеспечивал лучшую защиту входной двери и внутренних помещений от взрывной волны и осколков. Кроме того, такая конструкция увеличивала шансы гарнизона выбраться из помещения в случае его завала, т. к. фактически создавала в бетонном массиве два независимых выхода.

Система внутренней обороны крепости

Русские инженеры предусмотрели защиту крепости на случай проникновения противника во внутренние помещения. Задача внутренней обороны решалась созданием на пересечении подземных ходов особых узлов сопротивления. Они представляют собой коленчатые в плане изломы в виде траверсов с узкими амбразурами, через которые бойцы могли отстреливаться от проникшего во внутренние коридоры противника.

Диггер показывает устройство подземной обороны Владивостокской крепости

Потерны также были приспособлены для подземного боя. Дверные проемы закрывались бронированными воротами с отверстиями для ведения ружейного огня. Через такие бойницы защитники форта имели возможность отстреливаться от вражеских солдат.

Диггер возле противоштурмовой двери, оборудованной винтовочными бойницами. Форт №2
Диггер возле противоштурмовой двери, оборудованной винтовочными бойницами на форте №2.

Ниши-укрытия на бруствере

Бетонные банкеты наверху форта создавали линию огня для стрелков. В брустверах фортов и опорных пунктов проекта 1910 года предусмотрены индивидуальные подбрустверные ниши-укрытия для бойцов на случай навесного обстрела шрапнелью.

Ниши-убежища на бруствере фортов Владивостокской крепости
В такую нишу-убежище прятался солдат на бруствере во время обстрела разрывными снарядами

Артиллерийские дальномеры

Павильоны целеуказательных постов – одна из малых форм фортификационных сооружений. Горизонтально-базисный дальномер состоял из металлического бронеколпака, установленного на цилиндрической бетонной опоре. Внутри сидел корректировщик и с помощью перископического визира или командирской стереотрубы управлял огнем береговых артиллерийских батарей.

Рубка корректировщика внешне напоминает гриб. На бетонном основании, похожим на светлую растущую из травы «ножку», покоится металлическая крыша в виде темной широкополой «шляпки». Такое уподобление искусственных сооружений объектам живой природы в архитектуре называют стилем биотек, а в мифологии фитоморфизмом.

Другие «фичи» Владивостокской крепости

Во многих внутренних помещениях фортов до сих пор исправны и функционируют системы дренажа для отвода ливневых грунтовых вод и наружная вентиляция.

Дренажная система на форте №2 Владивостокской крепости
Дренажная система на форте №2 функционирует до сих пор. Эмаль на чаше сохранилась со времен постройки – около 1914 г.

Сохранились отверстия для дымоходов печного отопления. В стенах через равные промежутки предусмотрены ниши для установки керосиновых ламп.

Форты имели все, что необходимо для долговременной обороны:

  • артезианские скважины для независимого водоснабжения;
  • большие запасы боеприпасов и фуража на подземных складах.

В случае длительной осады каждый гарнизон мог обороняться автономно 2 года.

Завещание Главного строителя крепости

Руководитель строительства Владивостокской крепости А. П. Шошин:

«Крепость строится русскими людьми для русских и для России, и мы останемся здесь на века».

Вскоре Россия вступила в Первую мировую войну. Социальные разногласия в обществе достигли своего апогея. Результатом стали две революции и Гражданская война. Поворот в истории страны повлиял на судьбу Владивостокской крепости в тот период.

История Владивостокской крепости с 1914 по 1917 гг.

История Владивостокской крепости изменилась, когда в 1914-м Россия вступила в Первую мировую войну. Турция закрыла для российских судов Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Цемент на строительство Владивостокской крепости раньше доставляли морем из Новороссийска. Теперь это стало невозможно. Строительные работы в окрестностях Владивостока продолжались за счет запасов материалов на местных складах. По мере затягивания войны ситуация ухудшалась.

К концу 1916 года степень готовности большинства фортов составляла 2/3. Они были вполне боеспособными. Окончательно достроены все шоссированные дороги, 18 опорных пунктов долговременного типа, 50 береговых и 21 материковая батареи. Все это обеспечивало круговую оборону города. Так, к переломному для России 1917 году Владивостокская цитадель превратилась в самую мощную морскую крепость, не имевшую аналогов в мире.

В 1915-м Японская Империя присоединилась к Антанте. Подписание союзной конвенции с бывшим неприятелем превратило Владивосток в глубокий тыл. С только что оборудованных фортов начинают снимать вооружение и отправлять на германский фронта.

К 1917 году строительные работы в крепости уже не велись, и военных гарнизонов в ней не было. На фортах и батареях оставались только технический персонал и караульные. В штабе работали ликвидационные комиссии, списывавшие строительные материалы, оружие и боеприпасы для нужд западного фронта.

Когда в 1918-м Владивосток заняли войска интервентов, система крепости стала доступна для иностранных военных специалистов. Последние отзывались о ней очень лестно:

«Это лучшая из морских крепостей всего мира. Её сооружения являют собой чудо военно-инженерного искусства».

В конце 1918 года Управление Строителя Владивостокских укреплений распустили.

В 1923 году в соответствии с соглашением между Японией и Дальневосточной Республикой о демилитаризации Владивостока крепость упразднена. С фортов и капониров снято последнее оставшееся вооружение. Фортификационные постройки оказались заброшенными.

Однако история Владивостокской крепости на этом не закончилась. О ней вспомнили уже  в начале 1930-х, когда милитаристская Япония под благородными лозунгами паназиатизма вторглась в континентальную Азию.

Фортификация крепости Владивосток в советский период

Начало 1930-х ознаменовалось японской экспансией в Азии. В 1931-м сухопутная Квантунская армия вторглась в Китай и за 5 месяцев оккупировала все его северо-восточные провинции, объединенные в историческую область Маньчжурия.

Для советского верховного командования не было секретом, что все действия японских войск на континенте – лишь подготовка плацдарма для вторжения в СССР. Конечная цель агрессора – отчуждения от России Дальнего Востока и Забайкалья. На повестку дня встала задача укрепить дальневосточные рубежи Советского Союза, крупные города и порты. Так, заброшенные фортсооружения оказались в центре внимания наркомата обороны. Фортификационный комплекс обрел вторую жизнь под названием «крепость Владивосток».

Подготовка крепости накануне Второй мировой войны

В царские времена долговременные оборонительные сооружения возводили только во Владивостоке и немного в Николаевске-на-Амуре. А вот Советская власть к фортификации Дальнего Востока подошла комплексно. Были перекрыты подходы во все бухты вдоль южного и восточного побережья Приморского края, на Сахалине и Курилах. Словом, везде, где японский флот мог незаметно встать на рейде и высадить десант.

Крепость Владивосток. Советские огневые позиции
Остатки крепости Владивосток. Бетонный барбет под 180-мм орудие береговой бронебашенной батареи №925 Советско-Гаванской ВМБ ТОФ

Мощные укрепрайоны возводили в ключевых точках государственной границы. Весь советский Дальний Восток накануне Второй мировой войны был превращен в гигантскую крепость. Ядром этой крепости, ее цитаделью стал Владивосток. Его нужно было готовить к нападению с моря.

Климент Ефремович Ворошилов с 1925 по 1940 нарком обороны СССР
Климент Ефремович Ворошилов с 1925 по 1940 возглавлял Вооруженные Силы СССР

Уже построенная до революции инфраструктура крепости (склады, дороги, казармы) облегчала фортификацию Владивостока. Оставалось лишь перевооружить старые батареи современным для 1930-х годов артиллерийским парком, выявить и закрыть пробелы в береговой обороне.

Летом 1931-го специальная комиссия во главе с наркомом обороны К. В. Ворошиловым осмотрела пустующие укрепления. С 1932 года береговые батареи и огневые позиции на сопках начинают оснащать мощной артиллерией. Специально для защиты Владивостока от японского флота сюда завозят новые 180-мм орудия. Одновременно вдоль побережья возводятся бетонные пулеметные бункеры и минометные позиции для борьбы с десантом противника.

Многие из этих опорных пунктов носили собственные названия, которые современному читателю могут показаться смешными. Однако в то время они считались почетными, потому что были связаны с производительным трудом. Например, «колхозный пулеметный батальон» – его бойцы совмещали оборонную деятельность с работой в сельском секторе хозяйства.

Непосредственно в черте Владивостока и на прилегающих островах возводились бетонированные укрепления для пулеметов и легкой артиллерии. В задачу всех этих ЖБОТов и СПСов входило прикрытие крупнокалиберных береговых батарей от вражеской пехоты. Многие из таких опорных пунктов также имели индивидуальные символические имена: «Шквал», «Броня», «Ливень», «Скала», «Волна» и др.

Крепость Владивосток в советский период
Такие малые огневые точки разбросаны в лесах по окрестностям Владивостока и на острове Русский

К 1934-му крепость Владивосток получила самые мощные в своей истории орудия. Речь о «Ворошиловской батареи» (батарея №981) в глубине острова Русский. Две вращающиеся трехорудийные башни диаметром ствола 305-мм сняли с североморского линкора «Полтава». Орудия имели превосходную баллистику и стреляли 470-килограммовыми снарядами на расстояние до 35 км. Такие батареи сверхкрупного калибра, установленные на побережье, назывались «подземными линкорами». Впервые их применили в 1911 году в системе береговой обороны Севастополя.

К концу 1930-х «крепость Владивосток» официально обозначалась аббревиатурой БО ГВМБ ТОФ – береговая оборона главной военно-морской базы Тихоокеанского флота. Форты дореволюционной постройки устарели и использовались в качестве складов, командных пунктов и позиций для зенитной артиллерии. Штаб крепости размещался в подземном бункере дореволюционного форта «Александр Суворов» на горе Суворова в Зеленом (северо-восточном) углу Владивостока.

К началу войны с нацистской Германией крепость Владивосток насчитывала более 50 крупнокалиберных береговых батарей для борьбы с тяжелым флотом противника. Кроме этого, вдоль всего побережья были построены и оборудованы сотни противодесантных батарей и пулеметных дотов. Входы в морские бухты перекрывали минные заграждения. С воздуха поддержать оборону была готова советская авиация.

Известная директива И. Сталина тех лет:

«Владивостокский район обязательно удерживать при всяких условиях».

И вновь государственные средства и усилия военных строителей не были потрачены напрасно. Из всех японских планов ведения войны против СССР нападение на Владивосток было вычеркнуто еще с 1934 года. Наличие мощной береговой обороны, а также убедительные победы, одержанные Красной Армией на оз. Хасан и р. Халхин-Гол, удерживали японское командование от вторжения на Дальний Восток даже в самые тяжелые для России 1941 и 1942 годы.

Морской теоретик Николай Лаврентьевич Кладо:

«Морская крепость, которой за все время существования не придется сделать ни одного выстрела по неприятелю, который сочтет невыгодным штурмовать ее, зная о ее силе, – наилучшим образом исполнит свою задачу».

И Владивостокская крепость свою боевую задачу полностью выполнила: так никто и не напал.

Судьба Владивостокской крепости после Второй мировой войны

Хотя Владивостокская крепость не имеет боевой истории и не так известна в мире, как форты Кронштадта или же легендарная Брестская крепость, ее судьба представляет большой интерес для изучения.

Российский архитектор и историк Касьянов Н. В.:

«Весь ансамбль Владивостокской крепости – впечатляющий образец архитектурной мегаломании».

Весной 1945 г. в крепости появились артиллерийские радиолокационные станции, позволявшие вести прицельный огонь в ночное время и в тумане. В 1950-е большую часть артиллерийского парка крепости списали в металлолом. Развитие ядерного оружия и межконтинентальных ракетоносителей, казалось, свели к минимуму оборонительное значение бетонных фортификационных объектов.

Крепость Владивосток готовится к войне с Китаем

В 1969-м у СССР возникли идеологические разногласия с Китаем. КНР заявила территориальные претензии по поводу исторически установленной границы. Это привело к серии вооруженных конфликтов за острова по Амуру и Уссури.

В свете возможной войны с многомиллионным соседом вновь вспомнили о владивостокских укреплениях. В 1970-м создается Владивостокский оборонительный район – новое обозначение крепости Владивосток. Заброшенные объекты вдоль побережья и на островах в заливе Петра Великого спешно отыскивали, брали на учет и оперативно ремонтировали. На батареях ставили новые 85-мм полуавтоматические орудия.

В дело шла даже боеспособная техника, оставшаяся со времен Великой Отечественной войны. Так, тяжелые танки ИС-2 использовались как закопанные в землю орудия. Такие огневые точки можно наблюдать к северу от приморской столицы вдоль федеральной трассы Владивосток-Хабаровск.

Крепость Владивосток. Стационарная огневая точка на базе танка ИС-2
Бронированная огневая точка на базе тяжелого танка ИС-2 под Владивостоком

К счастью, советско-китайский конфликт ограничился локальными боевыми действиями и был улажен дипломатическим путем. Война так и не началась. И крепость вновь не сделала ни одного боевого выстрела.

В конце 1980-х Владивосток утрачивает статус закрытого города. Военные освобождают объекты крепости. К ним появляется доступ всех желающих, среди которых, с одной стороны – организованные исследователи диггеры, а с другой – безнадзорные подростки, люмпены и просто малокультурные граждане. Теперь не сосчитать, сколько предметов, имеющих историческую ценность, было поломано вандалами или продано на металл.

Последние залпы «подземного линкора» прозвучали на учениях в 1992 году. Тогда «Ворошиловская батарея» выпустила один 470-килограммовый снаряд, который, пролетев 30 км, отклонился от учебной цели всего на 1,5 метра.

Так завершилась боевая история Владивостокской крепости — самой мощной морской крепости мира. В новой России шел активный передел собственности и власти, и образец фортификационного искусства выпал из сферы приоритетов.

Владивостокская крепость в Российской Федерации

На сегодняшний день в черте Владивостока сохранилось 16 фортов и более 100 других объектов долговременной фортификации: береговые артиллерийские батареи, противодесантные капониры, отдельные редуты и люнеты, пороховые казематированные погреба. В 1995 году комплекс укреплений получил статус памятника истории и военно-оборонительного зодчества федерального значения.

30 октября 1996 года на территории батареи Безымянная открыт военно-исторический музей «Владивостокская крепость», посвященный истории самого крупного в мире фортификационного сооружения. В его фондах более 40 тысяч единиц хранения.

В качестве экскурсионных объектов уже используются «Ворошиловская батарея» на острове Русском, музей «Владивостокская крепость» на Безымянной батарее, форт №7 на стыке сухопутного и берегового оборонительных рубежей. При грамотном подходе Владивостокская крепость могла бы стать меккой военно-исторического туризма и приносить городу прибыль. Однако разработать серьезную программу без поддержки муниципальных и краевых властей невозможно. Для приведения бетонных останков в привлекательное для туристов состояние требуются большие усилия и финансовые расходы. Необходимо благоустроить прилегающую территорию, в частности:

  • расчистить дикие заросли;
  • отремонтировать внутренние помещения;
  • заасфальтировать подъездные дороги и разбить парковки;
  • поставить жилье для смотрителей и нанять обслуживающий персонал.

Инвестирование в подобные объекты окупится в будущем за счет увеличения турпотока, загрузки гостиниц, продажи билетов за посещение этих уникальных памятников фортификационного зодчества.

Все сооружения описаны и оформлены как объекты охраны федерального значения. Кроме того, Владивостокская крепость внесена в список уникальных исторических памятников международной организации ЮНЕСКО, учрежденной при ООН. Только это спасает уникальные памятники фортификационного искусства от разрушения и городской застройки.

В 2019 году по предложению министра культуры РФ В. Мединского на базе Владивостокской крепости учрежден федеральный музей-заповедник. Он стал первым культурным центром подобного рода за Уралом. С начала 2020-го за счет средств бюджета планируется ввести в культурно-туристический оборот все сохранившиеся объекты крепости.

Источники

Владивостокская крепость

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *