Золотой мост соединил берега бухты Золотой Рог

Золотой мост – автомобильный вантовый мост через бухту Золотой Рог. Соединяет центральную часть Владивостока с Первомайским районом. Запуск сквозного движения открыл новую страницу в истории города. Теперь транспортный поток не огибает бухту с востока, создавая заторы на улице Спортивной, а движется напрямую через мост.

Золотой мост на карте Владивостока
Золотой мост во Владивостоке и окружающая территория

Мечты становятся явью

Идея моста через бухту Золотой Рог витала в воздухе еще с конца XIX века. В разное время осуществлению этих планов мешали Русско-японская, Первая мировая и Великая Отечественная войны.

Мост через бухту Золотой Рог на открытке начала XX века
«Владивостокъ в недалекомъ будущемъ». Открытка начала XX века

В 1959-ом Генеральный секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев побывал в Соединенных Штатах. Вдохновившись планировкой американских городов, «Никитка-кукурузник» загорелся идеей превратить Владивосток в советский Сан-Франциско. Оба города похожи тем, что являются морскими портами и стоят на рельефе.

18 января 1960 г. Совет Министров СССР принял постановление «О развитии Владивостока». В результате ветхую деревянную застройку сменила микрорайонная. Многие советские люди, выехав из коммуналок и бараков, впервые увидели отдельную кухню и ванну с водопроводом. Это было время всеобщего энтузиазма. Официальная пропаганда трубила о социалистических достижениях, предвещая скорое наступление коммунизма.

Генеральный план развития Владивостока наряду с возведением прогрессивных для того времени жилых массивов включал и строительство моста через бухту. В итоге, типовые хрущевские «свечки» и «китайские стены», мало похожие на сан-францисские таунхаусы, понастроили в изобилии. А мостовой переход так и остался на бумаге. Перестройка и развал СССР с полукриминальным переделом госсобственности также не способствовали реализации крупных проектов.

Владивосток, Сан-Франциско, застройка спальных районов
Все познается в сравнении: спальные районы Владивостока и Сан-Франциско

Идея мостового перехода стала претворяться в жизнь уже в «нулевые». 30 декабря 2005 года губернатор Приморского края Сергей Дарькин подписал постановление «О строительстве моста через бухту Золотой Рог».

Был объявлен конкурс на лучший проект. Итоги тендера огласили через 9 месяцев. Выбор комиссии пал на вариант вантового моста без промежуточных опор. Проект разработан международным консорциумом гражданского строительства из следующих организаций:

  • OAO «Ленгипротранс», ЗАО «Гипростроймост – Санкт-Петербург;
  • ОАО «Приморгражданпроект» – Владивосток;
  • Leonhardt, Andre und Partner – Штутгарт, Германия.

Генеральный проектировщик объекта — ЗАО «Институт Гипростроймост» — разработал вантовую конструкцию, тоннель в районе видовой площадки ДВФУ, подъездные транспортные эстакады и развязки.

Золотой мост построен в рамках федеральной программы развития Владивостока в связи с подготовкой города к ежегодному саммиту стран-участников АТЭС. Саммит 2012 года проходил в столице Приморья 2-9 сентября.

18 июня 2008 года завершился конкурс на строительство моста. Генеральным подрядчиком стала Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК). Субподрядчики — Дальмостострой, Примавтодор и другие строительные организации.

Этапы строительства

Активная фаза строительства состояла из нескольких этапов:

  1. 25 июля 2008 г. началась прокладка автодорожного туннеля рядом с верхней станцией владивостокского фуникулёра. Туннель сооружен открытым способом, т. е. вырыли котлован, в который затем уложили железобетонные перекрытия. Сооружение проходит под круговой развязкой и обеспечивает въезд на мост со стороны ул. Гоголя. Длина туннеля — 250 м, высота — 5,7 м, ширина — 18 м. По две полосы движения в обе стороны. Встречные полосы разделены сплошной бетонной стеной.
  2. 5 августа 2009 г. пробурена первая скважина под эстакадные опоры.
  3. 10 сентября 2009 г. началось бетонирование мостовых пилонов. Самые высокие опоры №8 и 9 расположены на противоположных берегах бухты Золотой Рог.
  4. 14 апреля 2012 г. установлена центральная панель балки жесткости. «Золотое звено» навсегда соединило центр города со спальным районом на полуострове Черкавского. 28 апреля в 14:30 мостовики заварили последний т. н. «золотой шов» на мостовом пролёте.
  5. Дорожные рабочие заасфальтировали мостовое полотно и нанесли разметку.
  6. Сдача объекта принимающей комиссии.

Все стальные элементы собраны из российской стали на судоремонтном заводе в г. Находка. Золотой мост представляет собой вантовое двухпилонное пролетное строение. Ванты, на которых держится центральный пролет, изготовлены французской фирмой «Freyssinet International & cie» и расположены веером.

Открытие Золотого моста

11 августа 2012 года в 11:00 по местному времени состоялась торжественная церемония открытия моста через бухту Золотой Рог. По распоряжению мэра Владивостока Игоря Пушкарева 11 и 12 августа мост был открыт только для пешеходов, и десятки тысяч горожан прогуливались по вантовому исполину с детьми и видеокамерами. А с 13 августа по мостовому переходу пустили автомобильный поток.

Золотой мост открытие
На открытии 11 августа 2012 года. Первые дня Золотой мост полностью побыл в роли пешеходного

В этот же день во Владивостоке открыли другой автомобильный мост – Де-Фриз-Седанка через Амурский залив. Он соединил северо-западные пригороды с микрорайоном Седанка.

Параметры мостового перехода

Золотой мост во Владивостоке имеет следующие геометрические характеристики:

  • Длина моста – 1388 метров.
  • Длина мостового перехода от фуникулерной площади со стороны центра до ул. Калинина со стороны мыса Чуркина – 2100 метров.
  • Общая длина подъездных эстакад – 330 метров.
  • Схема моста – 42+100+2×90+737+2×90+100+45 м – 9 пролетов и их размеры. О том, как расшифровывается эта схема, читать здесь.
  • Длина центрального пролета – это расстояние между пилонами, перекрываемого центральной балкой жесткости, – 737 метров. В Интернете во многих источниках можно встретить неверную информацию, будто Золотой мост является пятым или даже вторым в мире (сразу после Русского) по длине вантового пролета. На самом деле мост через бухту Золотой Рог по длине основного пролета занимает 9 место. Первое место в списке вантовых рекордсменов принадлежит его ровеснику и соседу – Русскому мосту.
  • Число полос движение – 6, по 3 в каждую сторону.
  • Ширина проезжей части – 28,5 метров.
  • Высота подмостового пролета – 64-65 метров – колеблется в зависимости от прилива или отлива.
  • Высота пилонов от фундамента – 226 метров.
  • Заявленная стоимость строительства на 2012 год – 20 млрд. руб.
Золотой мост во Владивостоке характеристики
Параметры Золотого моста

ТОП-10 вантовых мостов мира

Список самых длинных вантовых мостов в мире. В 2020-м рекордсменом остается Русский мост во Владивостоке. Длина пролета в метрах – это часть дорожного полотна между пилонами, которое удерживается только за счет тросов – вант.

Название
Где находится
Длина пролета, м
Год постройки
1
Русский мост
Россия, Владивосток
1104
2012
2
Сутун
Китай, Сучжоу
1088
2008
3
Стоункаттерс/Тинг Кау Бридж
Китай, Гонконг
1018
2009
4
Эдон
Китай, Хуанши
926
2010
5
Татара
Внутреннее Японское море
890
1999
6
Мост Нормандии
Франция, Гавр
856
1995
7
Цзинюэ
Китай, Цзинчжоу
816
2010
8
Инчхонский мост
Южная Корея, Инчхон
800
2009
9
Золотой мост
Россия, Владивосток
737
2012
10
Шанхайский мост
Китай, Шанхай
730
2009

Как возникло название моста?

Во время строительства и до самого открытия мост не имел официального названия. Строители предлагали назвать мостовой переход «Виктория», т. к. форма несущих пилонов напоминает латинскую букву V – «Victory». Администрация города и независимые инициативные группы проводили интернет-опросы владивостокцев по этому поводу. Название «Золотой мост» было присвоено комиссией по топонимике 3 сентября 2012 года.

Исполинские 226-метровые пилоны вместе с памятником Борцам Революции на центральной площади Владивостока стали визитной карточкой приморской столицы. Подобно двум башням-небоскребам они возвышаются над бухтой и видны из любой точки города.

Золотой мост пилоны
V-образные пилоны, словно мачты огромных кораблей, возвышаются над городом

Пешеходам придется обходить бухту

С момента запуска в 2012-м и в течение 3 лет по мосту через бухту Золотой Рог разрешалось движение пешеходов из центра города на полуостров Черкавского и обратно. В 2015-м прокуратура Приморья обратилась с заявлением в Приморский краевой суд об оспаривании приказа Департамента дорожного хозяйства края, разрешавшего пешее движение по Золотому мосту. Суд признал доводы заявителя обоснованными, и 18 августа пешеходный проход по мосту закрыли.

Золотой мост закрыт
Золотой мост закрыт для пеших прогулок

В мотивировочной части судебного решения указывалось, что приказ департамента противоречил федеральным законам о противодействии терроризму, о транспортной безопасности и Градостроительному кодексу РФ. Пешеходное движение не предусмотрено проектной документацией моста, и фактически осуществлялось по техническим проходам, предназначенным для обслуживания объекта специалистами.

Золотой мост на карте Владивостока

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *