Подводная лодка С-56 – музей военно-морского флота и памятник русским морякам
Торпедная дизельная подводная лодка С-56 сошла со стапелей во Владивостоке в 1939-ом. В разгар Второй Мировой войны она совершила межфлотский переход через Тихий океан в Северную Атлантику. Пополнив собою Северный флот СССР, подлодка участвовала в морских боях в водах оккупированной гитлеровцами Норвегии. После войны субмарина через Северный Ледовитый океан вернулась в родной Владивосток. Фактически она стала первой советской подлодкой, совершившей кругосветное путешествие, пусть и в два этапа.

История подводной лодки С-56
Подводная лодка среднего класса заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод №202 имени Ворошилова во Владивостоке. Здесь произведена ее окончательная сборка. Подлодка спущена на воду 25 декабря 1939 года.
30 октября 1941 года субмарине класса «С» присвоен тактический номер 56. С этого момента она вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица. В течение всей войны командовал судном капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

Переход через два океана
К началу войны с гитлеровской Германией Тихоокеанский флот СССР располагал 85 подводными лодками различных типов. В то же время в Северной Атлантике советских подлодок насчитывалось всего 15 единиц. Такое количество боевых судов не позволяло командованию Северного флота успешно решать военно-стратегические задачи.
Поэтому в сентябре 1942 года вышел приказ наркома военно-морских дел Н. Г. Кузнецова:
«Усилить Северный флот СССР 6 подводными лодками за счет перевода их с Тихоокеанского флота. Перевод подводных лодок осуществить через Панамский канал»
Во исполнение приказа 6 октября 1942 года подводная лодка С-56 в группе еще двух субмарин того же класса вышла из порта Владивосток. По пути суда зашли в Петропавловск-Камчатский, где к ним присоединились еще 3 подлодки. Эскадра в составе четырех лодок среднего класса С-51, С-54, С-55 и С-56 и двух легких Л-15 и Л-16 через Межокеанский Панамский канал в Центральной Америке переплыла в Атлантику. Затем вдоль восточного побережья США и Канады поднялась на север. В марте 1943-го 5 из 6 субмарин прибыли в порт Полярный недалеко от Мурманска.

На карте отмечен путь эскадры от Владивостока до Полярного и основные порты – точки маршрута, в которые заходили корабли для пополнения запасов: Петропавловск-Камчатский (СССР) – Датч-Харбор и Сан-Франциско (США) – Коко-Соло (Панама) – Гуантанамо (Куба) – Галифакс (Канада) – Росайт и Леруик (Шотландия). На своем пути подводные лодки пересекли два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.
Таким образом, в самый тяжелый период Второй Мировой войны подводная лодка С-56 прошла через два океана 18 тысяч морских миль (33 тыс. км).
Вплоть до победы стран антигитлеровской коалиции подлодка участвовала на Северном театре военных действий: у берегов Норвегии охраняла арктические конвои союзников. Экипаж С-56 проявил высокое боевое мастерство и героизм. Подводная лодка совершила 8 боевых выходов, в результате которых выпустила 30 торпед, повредила 4 и отправила на дно 10 военных и транспортных кораблей противника.
31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка награждена орденом Боевого Красного Знамени и стала Краснознаменной. 23 февраля 1945-го судно удостоилось Гвардейского звания. 5 ноября 1944-го командир С-56 капитан Щедрин награжден звездой Героя Советского Союза.

Возвращение на Дальний Восток
После окончания войны Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 продолжала службу на Северном флоте. С 10 июля по 5 октября 1954-го в надводном положении лодка прошла через Заполярье из Екатерининской гавани в Кольском заливе до бухты Крашенинникова вблизи г. Петропавловка-Камчатского. А оттуда прибыла во Владивосток, где продолжила боевую службу в составе Тихоокеанского флота.

С годами технологии и оборудование совершенствовались, и техника времен Второй мировой войны постепенно устаревала. 14 марта 1955 года С-56 выведена из боевого строя, разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию. Судно переименовано в ПЗС-55.
20 апреля 1964 года лодку переформировали в учебно-тренировочное судно для обучения молодых подводников. Ей присвоили индивидуальный номер УТС-14.
Вторая жизнь в роли музея
К 30-летию победы в Великой Отечественной войне устаревшую подлодку списали с баланса Военно-морского флота. С 1975-го она несет вечную службу в качестве музейного судна на Корабельной набережной Владивостока. Субмарину поставили рядом со зданием штаба ТОФ в 100 метрах от уреза воды.
Судно предварительно распилили на несколько частей, доставили к месту установки на баржах и вытащили на берег. Отсеки собрали на бетонном фундаменте, состыковали и скрепили сваркой. Торжественное открытие корабля-музея состоялось 9 мая 1975 года. На церемонии присутствовали представители командования и личный состав Тихоокеанского флота, а также многие еще живые члены экипажа легендарной С-56.
Внутренние помещения субмарины переоборудовали в музей. В 4 задних машинных отсеках убрали все механизмы и приборы. На освободившемся месте разместили экспозиции, посвященные подводным силам Тихоокеанского флота России в целом и боевому пути С-56 в отдельности. Среди экспонатов макеты первых русских подводных лодок, архивные фотографии и официальные документы, личные вещи и письма членов экипажа.

Вместе с тем был сохранен изначальный облик 1-го, 2-го и 3-го отсеков в носовой части. Торпедный, жилой отсеки и пост центрального управления, где установлен недействующий ныне перископ. Посетителям придется пролазить через узкие люки, соединяющие отсеки. Они увидят оригинальный интерьер кают-компании, камбуза (судовая кухня) и каюты командира. Узкие койки, на которых спали матросы, механизмы и приборы.
Оригинальная обстановка позволяет хотя бы приблизительно почувствовать себя на месте подводника, который сутками находился в тесных помещениях в десятках и сотнях метрах под водой, при постоянной угрозе натолкнуться на глубинную мину или подвергнуться атаке других подлодок. Кстати, шанс выживания у подводников в случае подрыва самый низкий по сравнению с другими родами войск. Для большей достоверности оставлены даже торпеды, разумеется, с вынутым боевым веществом.

Ежедневно на С-56 происходит церемония спуска и подъема флага. На гюйсштоке на носу корабля поднимают гюйс ВМФ СССР. А на флагштоке на корме лодки – военно-морской флаг СССР.

На надводной рубке изображена красная звезда с номером 14. Это число поврежденных и потопленных кораблей противника. С-56 считается самой результативной советской подводной лодкой времен Второй Мировой войны: на ее счету самое большое подтвержденное разведкой число пораженных целей. Повыше звезды укреплен рельефный бронзовый герб СССР. Российская символика, как то: синий Андреевский крест или триколор, на исторической подлодке отсутствуют.

Какие еще подводные лодки-музеи есть в России?
Музейные подводные лодки есть во многих странах мира, история которых связана с морем. Встречаются несколько видов таких объектов:
Подводные лодки-музеи |
Подводные лодки – музейные экспонаты |
Отдельно стоящие памятники |
---|---|---|
Сохранены от демонтажа и пришвартованы у пирса либо установлены в целом виде на суше. Внутренние отсеки сохранены в первоначальном виде либо переоборудованы в военно-исторические экспозиции. Как правило, в корпусе сделан вход для удобства посетителей | Восстановленные по чертежах полномасштабные или уменьшенные копии, выставленные в музеях военной и морской техники. Для посетителей нет возможности войти внутрь аппарата. Есть возможность рассмотреть только снаружи вместе с другими экспонатами | Разобранные на части и установленные как памятники морякам-подводникам. В качестве обелиска чаще всего используется верхний отсек судна – надпалубная рубка |
Список подводных лодок-музеев России:
№ | Название и тип субмарины | Год спуска на воду | Место размещения |
---|---|---|---|
1 | Д-2 «Декабрист» Большая торпедная дизель-электрическая | 1929 | Санкт-Петербург |
2 | С-56 «Средняя» дизель-электрическая | 1939 | Владивосток |
3 | К-21 «Крейсерская» | 1939 | Североморск |
4 | С-189 «Средняя» дизель-электрическая | 1954 | Санкт-Петербург |
5 | М-261 Проект А615 Малая дизельная | 1955 | Краснодар |
6 | Б-413 Проект 641 Большая дизель-электрическая | 1968 | Калининград |
7 | Б-440 Проект 641 Большая дизель-электрическая | 1970 | Вытегра |
8 | Б-396 «Новосибирский комсомолец» Проект 641Б Большая дизель-электрическая | 1980 | Москва |
Мемориал славы Тихоокеанского флота
25 июля 1982 г. в день Военно-морского флота на Корабельной набережной открыли мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота». В общий ансамбль мемориала вошли подводная лодка С-56, а также пароход-музей «Красный вымпел», бюст командующего Советским Военно-морским флотом Кузнецова, стена с памятными плитами, корабельное орудие, башня от бронекатера, барельефы с Вечным огнем и храм-часовня Андрея Первозванного.

1 – Здание штаба Тихоокеанского флота; 2 – Памятник адмиралу Н. Г. Кузнецову; 3 – Музей-подлодка С-56; 4 – Стена памяти; 5 – Часовня Андрея Первозванного; 6 – орудие; 7 — башня
Подводная лодка С-56.
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
