Подводная лодка С-56 – музей военно-морского флота и памятник русским морякам

Торпедная дизельная подводная лодка С-56 сошла со стапелей во Владивостоке в 1939-ом. В разгар Второй Мировой войны она совершила межфлотский переход через Тихий океан в Северную Атлантику. Пополнив собою Северный флот СССР, подлодка участвовала в морских боях в водах оккупированной гитлеровцами Норвегии. После войны субмарина через Северный Ледовитый океан вернулась в родной Владивосток. Фактически она стала первой советской подлодкой, совершившей кругосветное путешествие, пусть и в два этапа.

Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной во Владивостоке
Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной во Владивостоке
Подводная лодка-музей С-56 на карте

История подводной лодки С-56

Подводная лодка среднего класса заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод №202 имени Ворошилова во Владивостоке. Здесь произведена ее окончательная сборка. Подлодка спущена на воду 25 декабря 1939 года.

30 октября 1941 года субмарине класса «С» присвоен тактический номер 56. С этого момента она вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица. В течение всей войны командовал судном капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

Капитан подводной лодки С-56 Щедрин
Капитан ПЛ С-56 Г. И. Щедрин у перископа

Переход через два океана

К началу войны с гитлеровской Германией Тихоокеанский флот СССР располагал 85 подводными лодками различных типов. В то же время в Северной Атлантике советских подлодок насчитывалось всего 15 единиц. Такое количество боевых судов не позволяло командованию Северного флота успешно решать военно-стратегические задачи.

Поэтому в сентябре 1942 года вышел приказ наркома военно-морских дел Н. Г. Кузнецова:

«Усилить Северный флот СССР 6 подводными лодками за счет перевода их с Тихоокеанского флота. Перевод подводных лодок осуществить через Панамский канал»

Во исполнение приказа 6 октября 1942 года подводная лодка С-56 в группе еще двух субмарин того же класса вышла из порта Владивосток. По пути суда зашли в Петропавловск-Камчатский, где к ним присоединились еще 3 подлодки. Эскадра в составе четырех лодок среднего класса С-51, С-54, С-55 и С-56 и двух легких Л-15 и Л-16 через Межокеанский Панамский канал в Центральной Америке переплыла в Атлантику. Затем вдоль восточного побережья США и Канады поднялась на север. В марте 1943-го 5 из 6 субмарин прибыли в порт Полярный недалеко от Мурманска.

Маршрут перехода подводной лодки С-56 в 1942 году через Тихий океан и Атлантику
Межфлотский переход подводной лодки С-56 в 1942 году. На карте зеленым цветом обозначены страны антигитлеровской коалиции, а синим — страны «оси» и их союзники

На карте отмечен путь эскадры от Владивостока до Полярного и основные порты – точки маршрута, в которые заходили корабли для пополнения запасов: Петропавловск-Камчатский (СССР) – Датч-Харбор и Сан-Франциско (США) – Коко-Соло (Панама) – Гуантанамо (Куба) – Галифакс (Канада) – Росайт и Леруик (Шотландия). На своем пути подводные лодки пересекли два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.

Из-за поломанной аккумуляторной батареи субмарина почти весь маршрут преодолевала в надводном состоянии. Это было крайне опасно в акваториях, где рыскали вражеские боевые суда и самолеты.
В территориальных водах Латинской Америки подводников ожидало другое испытание – адская жара. Несмотря на ноябрь, солнце в нижних широтах стояло высоко, и воздух в стальной машине сильно нагревался. В дизельных отсеках температура поднималась до +550С!

Таким образом, в самый тяжелый период Второй Мировой войны подводная лодка С-56 прошла через два океана 18 тысяч морских миль (33 тыс. км).

Вплоть до победы стран антигитлеровской коалиции подлодка участвовала на Северном театре военных действий: у берегов Норвегии охраняла арктические конвои союзников. Экипаж С-56 проявил высокое боевое мастерство и героизм. Подводная лодка совершила 8 боевых выходов, в результате которых выпустила 30 торпед, повредила 4 и отправила на дно 10 военных и транспортных кораблей противника.

31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка награждена орденом Боевого Красного Знамени и стала Краснознаменной. 23 февраля 1945-го судно удостоилось Гвардейского звания. 5 ноября 1944-го командир С-56 капитан Щедрин награжден звездой Героя Советского Союза.

Приказ о переименовании подводной лодки С-56 в Гвардейскую
Приказ наркома ВМФ Кузнецова о преобразовании подлодки С-56 в Гвардейскую

Возвращение на Дальний Восток

После окончания войны Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 продолжала службу на Северном флоте. С 10 июля по 5 октября 1954-го в надводном положении лодка прошла через Заполярье из Екатерининской гавани в Кольском заливе до бухты Крашенинникова вблизи г. Петропавловка-Камчатского. А оттуда прибыла во Владивосток, где продолжила боевую службу в составе Тихоокеанского флота.

Маршрут перехода подводной лодки С-56 в 1954-м
Маршрут перехода подводной лодки С-56 по Северному морскому пути

С годами технологии и оборудование совершенствовались, и техника времен Второй мировой войны постепенно устаревала. 14 марта 1955 года С-56 выведена из боевого строя, разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию. Судно переименовано в ПЗС-55.

20 апреля 1964 года лодку переформировали в учебно-тренировочное судно для обучения молодых подводников. Ей присвоили индивидуальный номер УТС-14.

Вторая жизнь в роли музея

К 30-летию победы в Великой Отечественной войне устаревшую подлодку списали с баланса Военно-морского флота. С 1975-го она несет вечную службу в качестве музейного судна на Корабельной набережной Владивостока. Субмарину поставили рядом со зданием штаба ТОФ в 100 метрах от уреза воды.

Судно предварительно распилили на несколько частей, доставили к месту установки на баржах и вытащили на берег. Отсеки собрали на бетонном фундаменте, состыковали и скрепили сваркой. Торжественное открытие корабля-музея состоялось 9 мая 1975 года. На церемонии присутствовали представители командования и личный состав Тихоокеанского флота, а также многие еще живые члены экипажа легендарной С-56.

Внутренние помещения субмарины переоборудовали в музей. В 4 задних машинных отсеках убрали все механизмы и приборы. На освободившемся месте разместили экспозиции, посвященные подводным силам Тихоокеанского флота России в целом и боевому пути С-56 в отдельности. Среди экспонатов макеты первых русских подводных лодок, архивные фотографии и официальные документы, личные вещи и письма членов экипажа.

Фрагмент экспозиции. Макет первой российской боевой подводной лодки «Дельфин», принимавшей участие в Русско-японской войне

Вместе с тем был сохранен изначальный облик 1-го, 2-го и 3-го отсеков в носовой части. Торпедный, жилой отсеки и пост центрального управления, где установлен недействующий ныне перископ. Посетителям придется пролазить через узкие люки, соединяющие отсеки. Они увидят оригинальный интерьер кают-компании, камбуза (судовая кухня) и каюты командира. Узкие койки, на которых спали матросы, механизмы и приборы.

Оригинальная обстановка позволяет хотя бы приблизительно почувствовать себя на месте подводника, который сутками находился в тесных помещениях в десятках и сотнях метрах под водой, при постоянной угрозе натолкнуться на глубинную мину или подвергнуться атаке других подлодок. Кстати, шанс выживания у подводников в случае подрыва самый низкий по сравнению с другими родами войск. Для большей достоверности оставлены даже торпеды, разумеется, с вынутым боевым веществом.

В отсеках С-56 сохранена первоначальная обстановка

Ежедневно на С-56 происходит церемония спуска и подъема флага. На гюйсштоке на носу корабля поднимают гюйс ВМФ СССР. А на флагштоке на корме лодки – военно-морской флаг СССР.

Подводная лодка С-56. Морские флаги на носу и корме судна
Гюйс (слева) и Гвардейский Краснознаменный Военно-морского флаг СССР

На надводной рубке изображена красная звезда с номером 14. Это число поврежденных и потопленных кораблей противника. С-56 считается самой результативной советской подводной лодкой времен Второй Мировой войны: на ее счету самое большое подтвержденное разведкой число пораженных целей. Повыше звезды укреплен рельефный бронзовый герб СССР. Российская символика, как то: синий Андреевский крест или триколор, на исторической подлодке отсутствуют.

Подводная лодка С-56. Красная звезда и советский герб на палубной рубке
Звезда с числом «14» и советский герб на палубной рубке

Какие еще подводные лодки-музеи есть в России?

Музейные подводные лодки есть во многих странах мира, история которых связана с морем. Встречаются несколько видов таких объектов:

Подводные лодки-музеи
Подводные лодки – музейные экспонаты
Отдельно стоящие памятники
Сохранены от демонтажа и пришвартованы у пирса либо установлены в целом виде на суше. Внутренние отсеки сохранены в первоначальном виде либо переоборудованы в военно-исторические экспозиции. Как правило, в корпусе сделан вход для удобства посетителей Восстановленные по чертежах полномасштабные или уменьшенные копии, выставленные в музеях военной и морской техники. Для посетителей нет возможности войти внутрь аппарата. Есть возможность рассмотреть только снаружи вместе с другими экспонатами Разобранные на части и установленные как памятники морякам-подводникам. В качестве обелиска чаще всего используется верхний отсек судна – надпалубная рубка

Список подводных лодок-музеев России:

Название и тип субмарины Год спуска на воду Место размещения
1 Д-2 «Декабрист» Большая торпедная дизель-электрическая 1929 Санкт-Петербург
2 С-56 «Средняя» дизель-электрическая 1939 Владивосток
3 К-21 «Крейсерская» 1939 Североморск
4 С-189 «Средняя» дизель-электрическая 1954 Санкт-Петербург
5 М-261 Проект А615 Малая дизельная 1955 Краснодар
6 Б-413 Проект 641 Большая дизель-электрическая 1968 Калининград
7 Б-440 Проект 641 Большая дизель-электрическая 1970 Вытегра
8 Б-396 «Новосибирский комсомолец» Проект 641Б Большая дизель-электрическая 1980 Москва

Мемориал славы Тихоокеанского флота

Моряки Тихоокеанского флота России возлагают гвоздики памятнику адмиралу Кузнецову. Подводная лодка С-56

25 июля 1982 г. в день Военно-морского флота на Корабельной набережной открыли мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота». В общий ансамбль мемориала вошли подводная лодка С-56, а также пароход-музей «Красный вымпел», бюст командующего Советским Военно-морским флотом Кузнецова, стена с памятными плитами, корабельное орудие, башня от бронекатера, барельефы с Вечным огнем и храм-часовня Андрея Первозванного.

Моряки Тихоокеанского флота России возлагают гвоздики памятнику адмиралу Кузнецову
Мемориальный комплекс на корабельной набережной Владивостока. Центральный элемент - подводная лодка С-56
Общий вид мемориального комплекса на Корабельной набережной.
1 – Здание штаба Тихоокеанского флота; 2 – Памятник адмиралу Н. Г. Кузнецову; 3 – Музей-подлодка С-56; 4 – Стена памяти; 5 – Часовня Андрея Первозванного; 6 – орудие; 7 — башня

Подводная лодка С-56.


Автор поста: Павел Сергеевич

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи: