Площадь Борцов за власть Советов – центральная площадь Владивостока
Сердце Владивостока – площадь Борцов за власть Советов – образец оригинальной городской планировки. В ее фасадной застройке сочетаются разные архитектурные стили: от дореволюционного неоклассицизма до современного модернизма. Эспланада покоится на бетонных перекрытиях, под которыми проложены железнодорожные пути и автодорога. Последние метры Транссибирской магистрали проходят через центр Владивостока прямо под главной площадью города.

История площади
Там, где сегодня красуется центральная площадь Владивостока, в XIX веке простирался дикий пустырь. Заросший полыньей и кустарником он полого спускался к берегу бухты Золотой Рог.

В первые годы жизни Владивостока здесь была базарная площадь. Обитавшие здесь манзы и корейцы торговали с местными русскими и с прибывающими в порт иностранцами овощами и скотиной. « …густота заселившихся на базарной площади корейцев и манз заражает воздух и производит в местности этой зловоние, вредно действующее как на самих там живущих, так и на продаваемые ими для жителей Владивостока жизненные припасы».

В 1876 году владивостокская управа выносила в Думу вопрос о благоустройстве городского базара. Дума постановила снести все фанзы на базарной площади и перенести их в район Семеновского покоса, который позже станет известен как Корейская слобода. Новые фанзы крыть не соломой, а тесом. Базарную площадь надлежало разбить на правильные ряды под постройку временных лавок.

В 1907-м городской рынок перенесли на так называемый «семеновский покос» – район Спортивной набережной. Территорию будущей площади Революции обустроили под городской сад. Ниже по склону стояли склады для железнодорожных грузов, следующих транзитом через владивостокский порт.

В 1937-1939 гг. под руководством главного архитектора Е. А. Васильева был разработан Генеральный план планировки Владивостока. На месте складов предполагалось создать площадь морского вокзала. Но начавшаяся в 1941-м война отменила эти планы.
Первый послевоенный градостроительный план разработали в 1951-1953 гг. В нем окончательно утвердили место для центральной площади. Здесь планировалось возвести здания городского театра и почтамта.

Театр и почтамт так и не построили. Зато в 1961-м в створе с Океанским проспектом установили многофигурный памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Первые годы вокруг памятника простирался городской сквер. На аллеях стояли скамейки.

История центральной площади Владивостока берет начало с 1965 года, когда между памятником Борцам Революции и берегом бухты построили спортивный манеж. В те годы формируется современный архитектурный ансамбль площади Борцов за власть Советов. На земельном участке между памятником и манежем на глубину до 20 метров забили сваи. Поверх установили бетонные перекрытия и уложили асфальт. Так возникла центральная площадь Владивостока – площадь Борцов Революции.

Официальное название – площадь Борцов Революции – было присвоено тогда же в 1965-м в честь установленного на ней памятника.
Окончательно облик площади оформился только в 1983-м. На западной стороне по проекту московского архитектора Е. Розанова построили высотное правительственное здание. Вплоть до 1991 года здесь работали краевой комитет КПСС и краевой Совет народных депутатов, а сегодня размещаются администрация Приморского края и Краевая Дума.

Несмотря на то, что само по себе здание имеет весьма примечательную архитектуру, оно явно не гармонирует с окружающей застройкой конца XIX-середины XX веков, выполненной в духе эклектики и неоклассицизма.
Железная дорога через центральную площадь
В 1908 году Владивосток «в смысле благоустройства кое-чем обогатился». Центральная улица оделась в мостовую с заложенными рельсами под конку или трамвай. Первыми крупными железобетонными сооружениями в городе стали виадуки через Светланскую, Алеутскую, Семеновскую и Пекинскуюныне Адмирала Фокина улицы. Это был проект Управления Уссурийской железной дороги по устройству постоянных переездов через центр города.
Сооружение велось открытым способом, что предусматривало выемку большого объема грунта. Впервые на Дальнем Востоке применен железобетон – армированные плиты для уличных перекрытий. Все работы завершены в течение 10 месяцев.
В ноябре проводились испытания Светланского виадука «паровым катком и пожарным городским обозом». Полное движение по железнодорожной ветке открылось 13 декабря 1908 года. Теперь составы беспрепятственно следовали под центральными улицами до вокзала и грузовых причалов.


В начале 1990-х под площадью Борцов за власть Советов прорыли 2 разветвленных пешеходных перехода: один на пересечении улиц Светланская и Алеутская, второй на примыкании Океанского проспекта к ул. Светланской сразу за памятником Борцам Революции.

На протяжении всей истории Владивостока его центральная площадь традиционно используется для манифестаций, митингов, ежегодных ярмарок и других массовых мероприятий.
Стела «Город воинской славы»
В 2006 году вступило в силу Положение о присвоении городам Российской Федерации почетного звания «Город воинской славы». На основании этого акта указом Президента РФ от 4 ноября 2010 года Владивосток получил статус «Города воинской славы» и собственную стелу. К слову, Владивосток стал первым городом азиатской части России, удостоившимся этого почетного звания.
Стелу поставили в восточном углу центральной площади. Ее торжественное открытие состоялось в символический день мира на Тихом океане – 2 сентября 2012 года в 67-летнюю годовщину окончания Второй мировой войны.

Комплекс в плане представляет собой квадрат. В центре его возвышается 10-метровая стела из полированного гранита с двуглавым орлом на вершине. На фронтоне стелы табличка с текстом указа Президента о присвоении звания «Город воинской славы». На тыльной стороне колонны – бронзовый карту́ш с гербом Владивостока.
По углам комплекса установлены 4 гранитных куба. На каждой из четырех граней – бронзовые барельефы с фрагментами из военной истории Владивостока.
Скандал вокруг двуглавого орла
С того момента, как площадь Борцов за власть Советов обзавелась почетной стелой, некоторые чиновники, депутаты и краеведы заговорили о том, что стела не согласуется с памятником Борцам Революции. И камнем преткновения служит двуглавый орел – символ государственной власти России. На советском памятнике он опрокинут лапами кверху, а на российском стоит на вершине и олицетворяет победу.
Противники такого композиционного несоответствия требуют исправить ситуацию. Необязательно разрушать советский памятник. Достаточно всего лишь убрать восточную группу «борцов», на которой изображен поверженный двуглавый орел. В качестве компромисса можно залить то место, где русский солдат топчет сапогом орла, или демонтировать этот элемент из скульптуры. В июнь 2014 года предложение «модернизировать» памятник Борцам за власть Советов поступило в комитет городской Думы по местному самоуправлению, законности и правопорядку.

Обсуждение:

Добавить комментарий
Метки статьи:
Автор поста: Павел Сергеевич