Памятник нижним чинам крейсера «Варяг» на морском кладбище
Боевые корабли, как и люди имеют свою судьбу. Судьба крейсера «Варяг» наполнена длинными морскими переходами и отчаянным подвигом. Корабль родился в верфях на восточном побережье Соединенных Штатов. Крейсер пересекал Атлантику, ходил на Дальний Восток через Индийский океан. Во время Русско-японской войны захвачен японцами и несколько лет служил у них учебным судном. В 1916 году крейсер возвращается России и совершает переход из Владивостока в Мурманск. Устаревший и потрепанный службой корабль отправился на ремонт в Англию и завершил свой боевой путь у берегов Туманного Альбиона.

Судьба крейсера «Варяг» в первые годы
Судьба крейсера «Варяг» началась в доках северо-американского порта Филадельфия. Корабль строила американская фирма по заказу российского правительства с апреля 1898 по сентябрь 1900 гг. Сразу после спуска на воду крейсер включили в состав Военно-морского флота Российской Империи. В марте 1901-го судно отбыло через Атлантический океан в Кронштадт. 5 августа 1901-го крейсер покинул Кронштадтский порт и конвоировал яхту императора Николая II до города Шербур на севере Франции. Далее крейсер отправился на Дальний Восток через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур. Этот незамерзающий зимой порт в 1898 году русское правительство арендовало у Китая. Крейсер оставили в военном резерве и эксплуатировали вплоть до начала Русско-японской войны.

Участие крейсера в Русско-японской войне было коротким
Русско-японская война застала крейсер в корейском нейтральном порту Чемульпо́ вместе с канонерской лодкой «Кореец». Оба военных судна находились там в связи с пребыванием русского посольства в Сеуле, который расположен всего в 20 км восточнее Инчхона.

9 февраля 1904 года японская эскадра блокировала выход из порта Чемульпо. Пытаясь прорваться, крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» вступили в неравный бой. Два русских корабля против 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера плюс 8 миноносцев. В течение 50 минут в заливе происходил огневой бой. Свидетелями сражения были тысячи жителей Чемульпо и моряки иностранных судов.

Согласно записям в судовых журналах за время морского сражения «Варяг» выпустил по японской эскадре 1105 снарядов, при этом потопил 1 вражеский миноносец и 1 крейсер. Однако японская сторона отрицает эти сведения.

В ходе сражения погибло около 40 и ранено 70 членов экипажа «Варяга» из 700. Командир корабля капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев отдал приказ об отступлении. Крейсер вернулся к месту якорной стоянки в порту Чемульпо. Японская эскадра не стреляла по русскому боевому судну, поскольку опасалась повредить корабли нейтральных стран, стоящие в порту.
Судьба крейсера и экипажа после сражения
Часто в Сети и других популярных источниках пишут о «героической гибели крейсера Варяг», о его последнем сигнале «погибаю, но не сдаюсь» и о том, как «команда затопила корабль, чтобы он не достался врагу».
Однако весь подвиг русских моряков заключался в том, что они не приняли первое предложение японцев оставить корейский порт без боя. Бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» выступили на внешний рейд против многократно превосходящего противника. После отступления в бухту по решению общего собрания офицеров крейсер притопили на мелководье. По воспоминаниям очевидцев вода даже не покрывали палубу судна. Поэтому самураям не составило большого труда поднять и восстановить корабль. В августе 1905-го крейсер превратили в учебное судно «Сойя», и на его флагштоке поднялся флаг Восходящего Солнца.
Команда же сошла на берег и фактически оказалась в японском плену. Погибших в бою матросов и 1 мичмана похоронили на корейской земле. Раненые варяжцы лечились в местном госпитале Красного Креста и на иностранных судах. Затем, дав японской стороне письменное обязательство не участвовать в боевых действиях, русские моряки через нейтральные порты вернулись в Одессу.
На родине членов экипажа «Варяга» встречали как героев. Делалось это в пропагандистских целях. Царское правительство нуждалось в «маленькой победоносной войне» для поднятия собственного престижа. 16 апреля 1904 года варяжцы промаршировали по Санкт-Петербургу от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Сам император Николай II устроил для них неслыханные почести. Матросов пригласили на обед в царский дворец. Каждому вручили в подарок обеденные наборы и именные наручные часы.

«…Наградили нас потом, кто живые – тех медалями, а кто мертвые — крестом»
Но это судьба живых моряков. А что же с теми, которые погибли на крейсере во время боя 9 февраля 1904 г. или умерли от ран в Чемульпо? По морской традиции их надлежало похоронить на родной земле. Поэтому в 1911-м правительство России обратилось к оккупировавшей Корейский полуостров Японии за разрешением перенести прах русских моряков. Вскоре согласие было получено. 20 декабря того же года останки 12 варяжцев перезахоронили на Морском кладбище во Владивостоке.
В следующем 1912-м над братской могилой установили памятник. Обелиск из серого тесаного гранита, увенчанный Георгиевским крестом, возвели на общие пожертвования. На фронтоне монумента надпись: «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». На 4 гранях выбиты имена покоящихся здесь матросов.
- Комендор – матрос-артиллерист.
- Марсовой – матрос, управляющий парусами.
Сегодня монумент героям «Варяга» стоит в центре мемориального участка владивостокского некрополя вместе с братскими захоронениями других русских моряков, погибших в разные периоды истории.

Возвращение крейсера на Родину и последний вояж в Европу
В Первую мировую войну Россия и Япония были союзниками. Последняя согласилась продать боевые корабли, некогда захваченные у Тихоокеанской эскадры. В их числе и крейсер «Варяг». Летом 1916-го крейсер совершил переход из Владивостока в Мурманск. В ноябре того же года передан союзной Англии для ремонта. Однако установившаяся вскоре советская власть отказалась платить Британии по долгам Российской Империи. Англичане конфисковали корабль и в 1920-м продали его на металлолом в Германию.
История крейсера «Варяг» завершилась у берегов Ирландского моря
Списанный крейсер следовал к покупателю вдоль побережья Англии. В заливе Клайда (Firth of Clyde) у берегов Шотландии пароход сел на камни. Много лет ржавеющий остов возвышался над водой в 500 м от берега. Жители ближайшего села Лендлфут (Lendalfoot) знали историю русского корабля. А местные власти даже устроили на берегу мемориал в виде стального якоря и бетонной плиты.

30 июля 2006 г. рядом с якорем установили двустороннюю мемориальную плиту. На лицевой стороне выбито краткое описание судьбы крейсера на английском языке. На обратной стороне плиты тот же текст на русском. Табличка увенчана Георгиевским крестом и украшена рельефными изображениями развивающегося боевого знамени в верхней части и бороздящего море крейсера – в нижней.
8 сентября 2007 г. на берегах Туманного Альбиона появился второй памятник «Варягу». Это массивный бронзовый крест 3 метра высотой. Крест украшен надписью «Варягъ» и рельефным изображением легендарного корабля.
На церемонии присутствовали российские и британские военно-морские офицеры и дипломаты, а также бывший Генеральный секретарь НАТО. Во время установки креста в его основание была заложена капсула с землей из Владивостока. Монумент крейсеру «Варяг» стал первым памятником русской боевой славы в Великобритании.
Мемориальный комплекс представляет собой ухоженную площадку между шоссе и кромкой берега. Пространство живописно оформлено морскими валунами. Вокруг расставлены скамейки и памятные доски. С обеих сторон от входа на площадку установлено по четыре бетонных столбика. Столбики соединяет массивная якорная цепь.
Врагу не сдается нашъ гордый „Варягъ“
Источники:
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
