Памятник нижним чинам крейсера «Варяг» на морском кладбище

Боевые корабли, как и люди имеют свою судьбу. Судьба крейсера «Варяг» наполнена длинными морскими переходами и отчаянным подвигом. Корабль родился в верфях на восточном побережье Соединенных Штатов. Крейсер пересекал Атлантику, ходил на Дальний Восток через Индийский океан. Во время Русско-японской войны захвачен японцами и несколько лет служил у них учебным судном. В 1916 году крейсер возвращается России и совершает переход из Владивостока в Мурманск. Устаревший и потрепанный службой корабль отправился на ремонт в Англию и завершил свой боевой путь у берегов Туманного Альбиона.

судьба крейсер варяг
Судьба крейсера «Варяг» от боевого судна до могильного памятника

Судьба крейсера «Варяг» в первые годы

Судьба крейсера «Варяг» началась в доках северо-американского порта Филадельфия. Корабль строила американская фирма по заказу российского правительства с апреля 1898 по сентябрь 1900 гг. Сразу после спуска на воду крейсер включили в состав Военно-морского флота Российской Империи. В марте 1901-го судно отбыло через Атлантический океан в Кронштадт. 5 августа 1901-го крейсер покинул Кронштадтский порт и конвоировал яхту императора Николая II до города Шербур на севере Франции. Далее крейсер отправился на Дальний Восток через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур. Этот незамерзающий зимой порт в 1898 году русское правительство арендовало у Китая. Крейсер оставили в военном резерве и эксплуатировали вплоть до начала Русско-японской войны.

Судьба крейсера Варяг
Бронепалубный четырехтрубный крейсер 1-го ранга «Варяг» стоял на вооружении Военно-морского флота Российской Империи с 1901 по 1904-й годы. Судно входило в состав 1-й Тихоокеанской эскадры и базировалось на рейде Порт-Артура в Желтом море.

Участие крейсера в Русско-японской войне было коротким

Русско-японская война застала крейсер в корейском нейтральном порту Чемульпо́ вместе с канонерской лодкой «Кореец». Оба военных судна находились там в связи с пребыванием русского посольства в Сеуле, который расположен всего в 20 км восточнее Инчхона.

Судьба крейсера «Варяг»
Во время Русско-японской войны Желтое море стало главным театром военных действий

9 февраля 1904 года японская эскадра блокировала выход из порта Чемульпо. Пытаясь прорваться, крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» вступили в неравный бой. Два русских корабля против 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера плюс 8 миноносцев. В течение 50 минут в заливе происходил огневой бой. Свидетелями сражения были тысячи жителей Чемульпо и моряки иностранных судов.

Судьба крейсера «Варяг»
Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» идут в свой «последний парад». 12 часов дня 9 февраля 1904 г.

Согласно записям в судовых журналах за время морского сражения «Варяг» выпустил по японской эскадре 1105 снарядов, при этом потопил 1 вражеский миноносец и 1 крейсер. Однако японская сторона отрицает эти сведения.

крейсер варяг бой
Не сумев прорваться через кольцо, «Варяг» вернулся на место якорной стоянки. Виден пожар на корме и сильный крен на левый борт

В ходе сражения погибло около 40 и ранено 70 членов экипажа «Варяга» из 700. Командир корабля капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев отдал приказ об отступлении. Крейсер вернулся к месту якорной стоянки в порту Чемульпо. Японская эскадра не стреляла по русскому боевому судну, поскольку опасалась повредить корабли нейтральных стран, стоящие в порту.

Судьба крейсера и экипажа после сражения

Часто в Сети и других популярных источниках пишут о «героической гибели крейсера Варяг», о его последнем сигнале «погибаю, но не сдаюсь» и о том, как «команда затопила корабль, чтобы он не достался врагу».

Однако весь подвиг русских моряков заключался в том, что они не приняли первое предложение японцев оставить корейский порт без боя. Бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» выступили на внешний рейд против многократно превосходящего противника. После отступления в бухту по решению общего собрания офицеров крейсер притопили на мелководье. По воспоминаниям очевидцев вода даже не покрывали палубу судна. Поэтому самураям не составило большого труда поднять и восстановить корабль. В августе 1905-го крейсер превратили в учебное судно «Сойя», и на его флагштоке поднялся флаг Восходящего Солнца.

Команда же сошла на берег и фактически оказалась в японском плену. Погибших в бою матросов и 1 мичмана похоронили на корейской земле. Раненые варяжцы лечились в местном госпитале Красного Креста и на иностранных судах. Затем, дав японской стороне письменное обязательство не участвовать в боевых действиях, русские моряки через нейтральные порты вернулись в Одессу.

Во времена Сталина за добровольное пленение и сдачу боевого судна матросов объявили бы врагами народа и каждого ожидала либо высшая мера, либо лагерный труд. Но царь-батюшка был более снисходителен к своим подданным. Да и война была не та…

На родине членов экипажа «Варяга» встречали как героев. Делалось это в пропагандистских целях. Царское правительство нуждалось в «маленькой победоносной войне» для поднятия собственного престижа. 16 апреля 1904 года варяжцы промаршировали по Санкт-Петербургу от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Сам император Николай II устроил для них неслыханные почести. Матросов пригласили на обед в царский дворец. Каждому вручили в подарок обеденные наборы и именные наручные часы.

История крейсера Варяг. Матросы Варяга в Петербурге
Матросы крейсера «Варяг» с подарками. На бесках отчетливо видна надпись «Варягъ», а на левой стороне кителя Военный орден 4-й степени, которым были награждены все нижние чины

«…Наградили нас потом, кто живые – тех медалями, а кто мертвые — крестом»

Но это судьба живых моряков. А что же с теми, которые погибли на крейсере во время боя 9 февраля 1904 г. или умерли от ран в Чемульпо? По морской традиции их надлежало похоронить на родной земле. Поэтому в 1911-м правительство России обратилось к оккупировавшей Корейский полуостров Японии за разрешением перенести прах русских моряков. Вскоре согласие было получено. 20 декабря того же года останки 12 варяжцев перезахоронили на Морском кладбище во Владивостоке.

Почему только 12 тел? Ведь доподлинно известно, что в сражении при Чемульпо на «Варяге» погибло не меньше 30 моряков и 1 младший офицер. А вместе с ранеными, которые скончались позднее, общее число погибших превышает 50. Все объясняется фугасными снарядами, которые активно применялись японским флотом. Пробивая обшивку и разрываясь во внутренних помещениях, такие заряды разрывали человеческие тела на мелкие ошметки. Поэтому в Чемульпо хоронили только тех моряков, трупы которых были относительно целыми.

В следующем 1912-м над братской могилой установили памятник. Обелиск из серого тесаного гранита, увенчанный Георгиевским крестом, возвели на общие пожертвования. На фронтоне монумента надпись: «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». На 4 гранях выбиты имена покоящихся здесь матросов.

Имена похороненных на Морском кладбище варяжцев
  • Комендор – матрос-артиллерист.
  • Марсовой – матрос, управляющий парусами.

Сегодня монумент героям «Варяга» стоит в центре мемориального участка владивостокского некрополя вместе с братскими захоронениями других русских моряков, погибших в разные периоды истории.

Памятник героям Варяга на морском кладбище
Памятник погибшим морякам крейсера «Варяг» на морском кладбище Владивостока

Возвращение крейсера на Родину и последний вояж в Европу

В Первую мировую войну Россия и Япония были союзниками. Последняя согласилась продать боевые корабли, некогда захваченные у Тихоокеанской эскадры. В их числе и крейсер «Варяг». Летом 1916-го крейсер совершил переход из Владивостока в Мурманск. В ноябре того же года передан союзной Англии для ремонта. Однако установившаяся вскоре советская власть отказалась платить Британии по долгам Российской Империи. Англичане конфисковали корабль и в 1920-м продали его на металлолом в Германию.

История крейсера «Варяг» завершилась у берегов Ирландского моря

Списанный крейсер следовал к покупателю вдоль побережья Англии. В заливе Клайда (Firth of Clyde) у берегов Шотландии пароход сел на камни. Много лет ржавеющий остов возвышался над водой в 500 м от берега. Жители ближайшего села Лендлфут (Lendalfoot) знали историю русского корабля. А местные власти даже устроили на берегу мемориал в виде стального якоря и бетонной плиты.

Судьба крейсера «Варяг» завершилась у берегов Шотландии
Мемориал «Варягу». Лендлфут, Шотландия

30 июля 2006 г. рядом с якорем установили двустороннюю мемориальную плиту. На лицевой стороне выбито краткое описание судьбы крейсера на английском языке. На обратной стороне плиты тот же текст на русском. Табличка увенчана Георгиевским крестом и украшена рельефными изображениями развивающегося боевого знамени в верхней части и бороздящего море крейсера – в нижней.

Мемориальная табличка крейсеру «Варяг» в Англии. Аверс и реверс

8 сентября 2007 г. на берегах Туманного Альбиона появился второй памятник «Варягу». Это массивный бронзовый крест 3 метра высотой. Крест украшен надписью «Варягъ» и рельефным изображением легендарного корабля.

На церемонии присутствовали российские и британские военно-морские офицеры и дипломаты, а также бывший Генеральный секретарь НАТО. Во время установки креста в его основание была заложена капсула с землей из Владивостока. Монумент крейсеру «Варяг» стал первым памятником русской боевой славы в Великобритании.

Мемориальный комплекс представляет собой ухоженную площадку между шоссе и кромкой берега. Пространство живописно оформлено морскими валунами. Вокруг расставлены скамейки и памятные доски. С обеих сторон от входа на площадку установлено по четыре бетонных столбика. Столбики соединяет массивная якорная цепь.

Судьба крейсера «Варяг» завершилась у берегов Туманного Альбиона

Врагу не сдается нашъ гордый „Варягъ“

Источники:


Автор поста: Павел Сергеевич

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи: