Корабль-музей «Красный вымпел»

Советский сторожевой корабль «Красный вымпел» прошел длинный и трудный путь от личной яхты камчатского губернатора до гидроакустической станции и минного тральщика. Отслужив Советской Родине, он занял почетное место в Мемориале боевой славы Тихоокеанского флота. Отныне и на века он превращен в корабль-музей и плавно покачивается на волнах у Корабельной набережной во Владивостоке.

Красный вымпел корабль
Корабль-музей «Красный вымпел» (бывший «Адмирал Завойко») у пирса Владивостока

История корабля. Кратко

«Красный вымпел» – советский сторожевой корабль дореволюционной постройки. Спущен на воду в октябре 1910 года в Санкт-Петербурге. Судно предназначалось для личных и административных нужд камчатского военного губернатора Василия Степановича Завойко и классифицировалось как парусно-паровая яхта (легкое судно с комфортными каютами для перевозки отдельных персон). Поэтому первые 13 лет службы двухмачтовый пароход ходил под именем «Адмирал Завойко». Паровая машина и огнетрубный котел давали тягу в 600 лошадиных сил, что позволяло набирать скорость в 9 узлов (17 км/ч).

Сразу после спуска на воду судно отправили на Дальний Восток. В августе 1911 года судно прибыло в Петропавловский порт и вплоть до Октябрьской революции использовалось в качестве посыльного и пассажирского судна. В ноябре 1917 года в столице России Петрограде произошел большевистский переворот. Через месяц революция докатилась до восточных окраин отжившей Российской Империи. 29 ноября экипаж «Адмирала Завойко» вместе с тысячами матросов Сибирской и Амурской военных флотилий перешел на сторону советской власти.

В июне 1918 г. корабль захвачен белогвардейцами. В январе 1921 г. отбит войсками Дальневосточной Республики и включен в состав Сибирской военной флотилии. Во время контрреволюционного восстания в мае 1921 г. во Владивостоке яхта перевозила боеприпасы из столицы Приморья на Камчатку. Узнав о перевороте, экипаж принял решение эвакуироваться в Шанхай. Только после освобождения Приморья от белогвардейцев и интервентов судно смогло вернуться во Владивосток. 23 января 1923 года на нем впервые на Тихом океане был поднят военно-морской флаг и гюйс СССР. В связи с этим пароход считается первым боевым кораблем Тихоокеанского флота.

В марте того же года яхта включена в состав Морских сил Дальнего Востока (с 1935 г. Тихоокеанский флот), переведена в класс сторожевых кораблей и переименована в «Красный вымпел». На палубе установили вооружение: четыре 75-мм артиллерийских орудия и четыре станковых пулемета «Ма́ксима».

Пока создавался Тихоокеанский флот, «Красный вымпел» выполнял всю его работу. В 1924-1925 гг. транспорт использовался как десантное судно в боях с остатками Белой армии на побережье Охотского и Берингово морей. В 1926-м пароход буксировал с Сахалина на Амур суда речной флотилии, уведенные японскими интервентами. Охранял советские территориальные воды от иностранных браконьеров и шпионов. В последующие годы и вплоть до начала Великой Отечественной войны корабль использовался в научно-исследовательских, гидрографических целях и как учебное судно.

В годы войны «Красный вымпел», как и все остальное в стране, работал на победу. Экипаж занимался прокладкой подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдаленных рейдах, перевозил всевозможные грузы, выполнял функции тральщика. В октябре 1944 г. переоборудован в гидроакустическую станцию. За выполнение заданий по обнаружению вражеских мин и их успешное траление экипаж корабля награжден орденами и медалями.

Вечная жизнь в качестве музея

В 1958-м сторожевой корабль выведен из состава Тихоокеанского флота как технически устаревший. Постановлением Военного Совета ТОФ сторожевой корабль «Красный вымпел» за революционные и боевые заслуги перед Советской Родиной превращен в мемориальный корабль-музей и навечно пришвартован у причала №34 в бухте Золотой Рог.

Красный вымпел корабль
Корабль-музей «Красный вымпел» на вечном якоре у причала №34. На заднем плане мыс Чуркина

В трюмах оформили экспозицию, рассказывающую о трудовом пути и боевых подвигах судна и его экипажа. В числе экспонатов подлинные документы и уникальные фотографии, боевые награды и личные вещи капитана и членов экипажа судна в разные периоды его истории.

К слову, это один из пяти русских кораблей, которые были построены в России до Октябрьской революции, сохранены и позднее превращены в военно-исторические музеи на воде:

Название
Тип
Год постройки
Город размещения
1
«Аврора»
крейсер
1900
Санкт-Петербург
2
«Ангара»
паром-ледокол
1900
Иркутск
3
«Красин»
ледокол
1916
Санкт-Петербург
4
«Красный вымпел»
пароход-парусник
1910
Владивосток
5
«Святитель Николай»
речной пароход
1886
Красноярск

Вот еще несколько русских кораблей, которые сошли со стапелей уже в послереволюционное (советское) время и позднее были музеефицированы:

Название
Тип
Год постройки
Город размещения
1
«Беспокойный»
эскадренный миноносец
1987
Кронштадт
2
«Витязь»
грузопассажирский пароход
1939
Калининград
3
«Гото Предестенация»
линейный корабль
2014
Воронеж
4
«Космонавт Виктор Пацаев»
научно-исследовательское судно советского космического флота
1968
Калининград
5
«Ленин»
атомный ледокол
1957
Мурманск
6
«Михаил Кутузов»
легкий крейсер
1952
Новороссийск
7
СРТ-129
рыболовный траулер
1950-е
Калиниград

Помимо надводных судов, существуют еще подводные лодки. На территории Российской Федерации находится несколько таких объектов, превращенных в военно-исторические экспозиции. Часть из них сохранены на плаву, другие установлены на суше в целом виде. Их полный список можно найти здесь.

В 1975-м рядом с «Красным вымпелом» поставили подводную лодку С-56. Музей-подлодка пространственно связана с «Красным вымпелом». В 1962-м оба судна включили в единый ансамбль «Мемориал славы Тихоокеанского флота».

Отпуск «Красного вымпела»

Красный вымпел корабль
«Красный вымпел» в ремонтном доке

Летом 2014 года корабль-музей покинул свое постоянное место у причала и отбуксирован в ремонтный док №54 в бухте Диомид для плановой реставрации. Подводную часть корабля очистили от ракушек и ила. Заменены обшивочные листы корпуса, палубы и части надстроек. Обновлены электропроводка, магистрали пресной воды и пожарная сигнализация. На завершающем этапе корпус покрасили и обработали антикоррозийным составом.

31 июля 2014 года исторический пароход вновь занял свое место на Корабельной набережной. Сотрудники Музея боевой славы вновь расставили экспозицию, которую на период ремонта снимали с судна и переносили в музейные хранилища.

Мемориальный корабль-музей «Красный вымпел» на карте

Красный вымпел корабль

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *