История Владивостока от солдат-линейцев до мостов-рекордсменов

История Владивостока начиналась с дипломатических побед генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева. Крестьянские восстания и вторжение англичан вынудили Китай пойти на уступки. В обмен на военную помощь Российская Империя получила обширные территории по правому берегу реки Уссури до побережья Японского моря. Выгодное географическое положение и удобная для стоянки судов бухта превратили Владивосток в главный порт России на Тихом океане.

Пост Владивосток на окраине Российской Империи вырос в крупный международный порт и транспортный узел
Пост Владивосток на окраине Российской Империи вырос в крупный международный порт и транспортный узел

Содержание:

Первые европейцы в бухте Золотой Рог

До середины XIX века сегодняшняя бухта Золотой Рог носила китайское название – Хайшэнвай – залив Золотого трепанга. Жившие по берегам бухты китайцы занимались здесь морским промыслом. У рыбаков существовало поверье, что мифический Золотой трепанг обитает в окрестных водах и принесет счастье тому, кто его выловит.

Дальневосточный трепанг – разновидность морского огурца
Китайские хижины – фанзы – на берегах бухты Золотой Рог. Фото В. В. Ланина 1875 г.

Первые сведения о заливе Петра Великого, где в будущем возникнет Владивосток, доставил в Европу один французский китолов. Он провел здесь зиму 1851-1852 гг.

В августе 1856-го два английских судна: парусный фрегат «Винчестер» и пароход «Барракуда» – совершили плавание вдоль побережья Уссурийского края. Присутствие Британского Королевского флота в этих водах было связано с войной за сбыт опиума в Китае. Пароходо-фрегат «Барракуда» заходил в бухту Золотой Рог. Экипаж исследовал берег, о чем сохранились письменные сведения в главе 26 книгиПомощь«Рассказ о плавании в Японию, Камчатку, Сибирь, Тартарию и многие участки побережья Китая с картами и зарисовками», изданной в Лондоне в 1859 г.

Полуостров, на южной оконечности которого сегодня стоит Владивосток, до середины XIX столетия был покрыт вековым лесом хвойных и лиственных пород. Почва плодородна. Прибрежные заводи кишели дичью. А ночью из тайги выходил тигр и наводил ужас на местных манзПомощьКитайцы, жившие на территории Уссурийского края в середине XIX – начале XX веков.

Так на европейских картах появилось новое название «порт Мэй» (Port May) в честь капитана флагманского корабля «Винчестер». Матросы и офицеры британской эскадры стали первыми в истории европейцами, подробно описавшими побережье и природу полуострова Альберт (п-ов Муравьева-Амурского). Порт Мэй – первое европейское название бухты Золотой Рог.

Основание Владивостока. Кто выбирал место и дал название будущему городу?

История Владивостока начинается в 1859-м. В залив Петра Великого зашел первый русский корабль – колесный пароходо-корвет «Америка». На его борту путешествовал сам генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев.

Пароход-корвет Америка
Пароход-корвет «Америка» – колесный, с парусным вооружением, построен в 1856 г. в Нью-Йорке. Длина 50,3 м, ширина 8,6 м, водоизмещение 554 тонны. Количество орудий – 8. Экипаж: офицеров – 5, нижних чинов – 86

Он отметил, что глубокая и защищенная гавань напоминает бухту Золотой Рог в Стамбуле (тур. Altın Boynuz) и предложил назвать ее сходно. Так будущая владивостокская бухта обрела свое русское название – Золотой РогПомощь«…основатели Владивостока назвали бухту Золотым Рогом, вероятно, желая дать понять, что если у нас нет Стамбула, то хоть залив вроде того, при котором он расположен».. Вскоре на ее берегах начнется создание самого крупного порта России на Тихом океане.

Бухты Золотой Рог в Стамбуле и во Владивостоке
Бухты Золотой Рог в Стамбуле и во Владивостоке. Масштаб выдержан

Губернатор Муравьев распорядился заложить на берегах бухты военный пост. Он же предложил название – Владивосток – «владеть востоком». Так возникло известное на весь мир название города.

Владивосток возник на карте в тот год, когда Россия и Китай подписали Пекинский договор. Это был акт огромной политической важности. Он установил точную и постоянную границу между двумя странами. Приамурье и Уссурийский край на вечные времена стали владением России.

Летом 1860 года парусно-винтовое судно «Манджур» под командованием капитана А. Шефнера совершило плавание из порта Николаевск вдоль побережья Татарского пролива до залива Посьета.

Транспорт «Манджур» на фоне приморских сопок

20 июня (по новому стилю 2 июля) «Манджур» зашел в бухту Золотой Рог и высадил на ее северный берег отряд из 30 солдат во главе с прапорщиком Н. Комаровым. Затем судно морем ушло на юг. Оставленные на берегу солдаты-линейцы стали первостроителями города. Орудуя топорами и пилами, они возвели первые деревянные постройки и причалы. Так была открыта первая страница истории Владивостока. Так был основан порт Владивосток.

Владивосток основан летом 1860 года солдатами-линейцами по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского

Чтобы посчитать, сколько лет городу Владивостоку, нужно отсчитывать от 1860 года. Так, 2 июля 2020 г. столица Приморья отметила 160-летний юбилей.

Памятник основателям Владивостока на Корабельной набережной
Памятник основателям Владивостока. Цифры у основания – хороший способ запомнить год возникновения города

Комаров исполнял обязанности постового начальника всего один год. Трудовой подвиг прапорщика и подчиненных ему солдат увековечен в памятнике основателям Владивостока на Корабельной набережной. Уже в марте 1861-го российский форпост на тихоокеанском побережье принял первое иностранное судно «Эмма и Матильда».

Как и другие дальневосточные города, Владивосток появился на карте благодаря дипломатическим усилиям генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева. Позднее советская историческая наука тенденциозно замалчивала достижения высших царских администраторов. Руководствуясь классовым предупреждением, их старались вычеркнуть из истории, убирая под благовидными предлогами памятники, переименовывая городские улицы и площади.
Развал социалистической системы и крах советской идеологии имели не только отрицательные последствия для страны и общества. В частности, либерализация помогла извлечь из неоправданного забвения многих исторических личностей, восстановить разрушенные памятники, вернуть многим объектам их первоначальные названия.

История Владивостока в XIX веке

Хозяин тайги приходит ночью

Первые годы Владивосток жил среди дремучей тайги. Властелин ее, Уссурийский тигр – самая крупная кошка на планете – наводил ужас не только на робких манз, но и на закинутых сюда русских солдат. Хищник приходил ночью, давил собак и скот и уносил добычу в лес. Ежедневные утренние разговоры местных обитателей вертятся около того, где именно ночью ходил тигр, чью утащил животину и не убил ли кого из людей.

Из дневника гардемарина К. М. Станюковича, будущего писателя-баталиста:

«6 января… Тигр удавил трех лошадей. Ночью перебрался через соломенную крышу скотного двора и заел трех лошадей, сложив их в кучу. Люди, ночевавшие в доме фельдфебеля, услышав шум в конюшне, бросились туда, но отскочили в ужасе, увидев тигра, который тем же путем пробирался из конюшни… Бурачек приказал зарядить орудие гранатой и выстрелить в горы, чтобы напугать этого опасного соседа. Только что выстрелили, как прибежал из лазарета матрос и сказал, что тигр утащил свинью из хлева и понес в горы».

Первые шаги в историю

Весной 1861 г. во Владивосток с инспекцией прибыл адъютант генерал-губернатора майор Н. Н. Хитрово. 20 июня 1861 год он отстранил от командования прапорщика Комарова. Через 2 дня 22 июня на клиппере «Разбойник» прибыл морской офицер Евгений Степанович Бурачёк. Он-то и стал вторым в истории начальником поста Владивосток после Комарова. Назначение утвердил губернатор Приморской области Петр Казакевич.

С 25 октября 1862 года во Владивостоке с целью увеличения товарооборота разрешили беспошлинную торговлю. Так, форпост России на Тихом океане стал порто-франко и сохранял этот статус 50 лет.

«Юный, только что основавшийся, Владивосток» растет, обзаводится городским хозяйством и портовой инфраструктурой. Возникает частное судоходство, строятся первые суда. Так, в 1865-м для первого гражданского жителя Якова Семенова русские солдаты и китайские рабочие построили парусную шхуну «Эмилия».

В 1862 году через 2 года после основания военный пост Владивосток становится портом.

Описание Владивостока 1863 года. К. Зеленый. Из записок о кругосветном плавании, «Морской сборник» 1865 г., №8:

«Строений во Владивостоке, правда непривлекательных, довольно, но они ужасно разбросаны, так что расстояния между флотской и солдатской слободкой – целая верста; есть также небольшая деревянная церковь. Население пока состоит из 150 солдат и 8 ссыльнокаторжных женщин. Неподалеку расположены и жилища аборигенов, люда очень трудолюбивого, у которого почти всегда можно достать быков, рыбы, картофеля, больших раков и местной водки».

Переселенцы и ссыльные создают зачатки оседлого общественного быта. К концу 1860-х появляются первые семьи.  

Яков Лазаревич Семенов – первый частный житель и первый избранный староста Владивостока
Яков Лазаревич Семенов

К 1870-му образуется местное самоуправление: владивостокцы выбирают первого городского старосту. Им становится купец Яков Лазаревич Семенов – первый частный житель Владивостока. Должность старосты была почетной, обязывала к общественному управлению, но не оплачивалась из городской казны. Даже собственный дом с освещением и отоплением староста отдавал под канцелярию.

16 февраля 1871 года Высочайшим повелением Императора решено перенести Главное управление портов Восточного океана, а равно и резиденцию военного губернатора Приморской области, из Николаевска во Владивосток. Только в 1871-м на перенесение Сибирской флотилии и торгового флота морское ведомство выделило 100 тыс. рублей. В последующие годы эта сумма удвоилась.

Перенос порта и военно-морской базы послужил дополнительным толчком к развитию Владивостока. В городе создается строительная часть портового управления, заготавливается строевой лес. В бухте Золотой Рог возводятся новые пристани и хозяйственные постройки. Каждый год они принимают десятки иностранных и российских судов. Вдоль центральных улиц вырастают первые каменные здания «благочестивой архитектуры». Постепенно Владивосток превращался в главный порт России на Тихом (Восточном) океане.

В том же 1871-м Владивосток соединен с Нагасаки и Шанхаем подводным международным кабелем. Командир Сибирской флотилии и портов Восточного океана И. В. Фуругельм в докладной записке управляющему морским министерством Н. К. Краббе сообщал:

«…телеграфный кабель японско-китайского телеграфного общества 28 июля свезен на берег во Владивосток и… соединен с пароходом «Африка», после чего пароход в сопровождении датского фрегата «Норденшельд» отправился в Нагасаки…».

Местное самоуправление по Городской реформе 1870 года

30 ноября 1875 года во Владивостоке вступает в действие Городовое положение 1870-го, введенное реформой Александра II. По новым требованиям любой «уездный или безуездный» город независимо от численности населения должен иметь орган законодательный власти – городскую думу. Исполнительную власть осуществляет коллективный орган – управа или единоличный – городской голова. Первым главой Владивостока стал отставной офицер и местный предприниматель М. К. Федоров. Первое заседание владивостокской городской Думы прошло 7 декабря 1875 года. На повестке дня стояли:

  • смета доходов и расходов на 1876 год;
  • инструкции для городской управы;
  • покупка дома для полиции, устройство полицейских будок;
  • установление сборов с заходящих в бухту коммерческих судов, с трактирных заведений;
  • покупка пожарной помпы и обустройство пожарных колодцев.

Владивосток становится городом

В 1878 г. в целях конкуренции и вытеснения иностранного торгового флота создается пароходная компания «Добровольный флот», субсидируемая российским правительством. Это событие положило начало регулярным морским рейсам через черноморские проливы и Индийский океан. 24 июля 1879-го во Владивосток зашел первый «доброволец» – пароход «Нижний Новгород» вез партию каторжан на Сахалин.

Суда Доброфлота перевозили из Одессы на Дальний Восток тысячи переселенцев и десятки тысяч тонн грузов, а также почту. До постройки Великого Сибирского железнодорожного пути (Транссиба) морской маршрут был главной транспортной артерией, связывавшей европейскую Россию с ее восточными окраинами.

В 1880 году Владивосток получает статус города. В заключении сенатской комиссии подчеркивалось особое значение Владивостока как главного порта России на тихоокеанском побережье. В этом же году во Владивосток из Одессы прибыл первый грузопассажирский пароход «Москва», принадлежавший «Доброфлоту».

Получив статус города, Владивосток обрел право на свой герб. Первый эскиз с изображением тигра и якоря выполнил городской голова М. Федоров. Окончательный вариант был изготовлен в Петербурге заведующим гербовым отделением Сената Б. Кене. 16 марта 1883 г. герб Владивостока «Высочайше дарован»императором Александром III.

Первый и современный гербы Владивостока
Первый и современный гербы Владивостока. Ключевой элемент обоих – амурский тигр

Статут герба детально описан здесь https://primamedia.ru/news/446612/. Три зубца на золотой короне означали население города меньше 50 тыс. Два якоря на заднем плане оплетены красной лентой ордена Святого Александра Невского, которую присваивали приморским городам.

В 1888 году отдельное Владивостокское военное губернаторство ликвидировано. Владивосток с островом Русский вошел в состав Приморской области. Сюда же перенесено областное управление с резиденцией приморского военного губернатора.

В следующем 1889-м новоиспеченный областной центр приобретает статус морской крепости. Это связано с окончанием первого этапа строительства Владивостокской крепости. 30 августа на Владивостокских батареях при залпах пушек торжественно поднят российский флаг морских крепостей – красное полотнище с синим Андреевским крестом.

Визит цесаревича Николая

1891-й год знаменательный в истории Владивостока. В этом году город посетил будущий император Николай II. Он заложил первый камень Уссурийской железной дороги, которая свяжет тихоокеанский порт России с другим крупным дальневосточным городом – Хабаровском. Стальные пути будущего Транссиба подходили вплотную к причалам и складам. Так, на стыке морского порта и железной дороги сложился транспортный узел, который стал базой для дальнейшего развития Владивостока.

К визиту цесаревича Николая в городе возвели Николаевскую Триумфальную арку. До 1927 года она была чуть ли не главной достопримечательностью Владивостока. Арка стояла на улице Петра Великого напротив первого музея города – музея имени В. К. Арсеньева, открытого в 1890-м году. В 2007-м постройку восстановили по сохранившемся чертежам на прежнем месте.

Первый театр на Дальнем Востоке

1 июня 1899 года во Владивостоке в отдельном здании открылся самый настоящий театр. Зал был рассчитан на 775 мест. Владивостокский театр ни в чем не уступал столичным храмам Мельпомены, имел электрическое освещение, нарядное фойе и отапливаемую оранжерею. К 1904-му в городе открыли двери уже 4 театра, в том числе китайский.

История Владивостока в XX веке

Русско-японская война

На время Русско-японской войны Владивосток стал прифронтовым городом. Наспех разбитые городские лазареты наполнили тысячи раненных и изувеченных солдат и матросов. Выходцы из низших сословий, они были озлоблены бездарным командованием и плохим снабжением. Общественность города тяжело восприняла гибель крейсера «Варяг» у корейских берегов, сдачу Порт-Артура, неудачи Русской армии под Мукденом и в Цусимском сражении. «Маленькая победоносная» война обернулась для России большим тяжелым поражением и привела к Первой русской революции.

Первая русская революция во Владивостоке

22 января по новому стилю 1905 года в Петербурге произошли трагические события, вошедшие в историю как «Кровавое воскресенье». Произвол царских сатрапов возмутил столичное общество. К осени антимонархические настроения докатились до Владивостока. Вместе с военными моряками и солдатами владивостокского гарнизона под красный флаг встали портовые грузчики, работники судоремонтных мастерских, экипажи торговых кораблей, железнодорожные рабочие.

Мало кто знает, но в истории Владивостока есть собственное «кровавое воскресенье» с расстрелом мирной демонстрации и жесткой цензурой произошедшего. В годовщину печально известных петербургских событий пролетариат и нижние армейские чины устроили в городе массовые митинги. Днем 10 января по старому стилю 1906 года длинные колонны рабочих, солдат и матросов двинулись вдоль ул. Светланской к штабу Владивостокской крепости на ул. Алеутской. В строю шел военный оркестр, над колонной развивались красные знамена и транспаранты с требованиями освободить политических заключенных. Многие солдаты несли винтовки, хотя патроны были не у всех. Дорогу демонстрантам преградили верные правительству армейские части: 32-й Восточно-Сибирский полк и стянутые в город отряды казаков. На углу Алеутской и 1-й Морской возле городского вокзала расстрельные команды открыли огонь по митингующим. Когда перепуганная толпа повалила назад, вперед бросились конные казаки, топтали и рубили тех, кто пытался спастись бегством.

Вечером того же дня военный губернатор Приморской области В. Е. Флуг разослал редакторам всех газет служебную записку, в которой запрещал выставлять в черном цвете действия городских властей:

«Предупреждаю, что обсуждение в местной повременной печати сегодняшних событий во Владивостоке в духе порицания действия военных властей повлечет за собою немедленную приостановку газеты, конфискацию выпущенных номеров и высылку редактора за пределы крепостного района».

В результате событий 10 января во Владивостоке со стороны мятежников было убито 30 человек. Среди правительственных войск погиб 1 офицер и 4 нижних чина.

Похороны жертв революции 1905 г. во Владивостоке
Убитых 10 января похоронили в братской могиле в привокзальном сквере недалеко от места расстрела

На следующий день в городе возникла революционная ситуация. Против своего командования восстали те части, которые не принимали участие в шествии 10 января. В этот день был тяжело ранен комендант Владивостокской крепости Селиванов. Царское правительство потеряло контроль над городом. Повсюду на улицах появились красные революционные флаги, профсоюзные активисты раздавали гражданам листовки и газеты. Так, Владивосток стал первым городом, в котором, пусть и временно, утвердилась Русская революция.

Исполнительный комитет железнодорожного союза даже провозгласил «Владивостокскую революционную республику». Она просуществовала всего до 26 января, пока в город не вошел казачий корпус генерала П. И. Мищенко. Была тут же создана военно-следственная комиссия по расследованию политических преступлений, начались аресты участвовавших в восстании и военные суды. Много частных владивостокских газет были оштрафованы за вольнодумство, а по сути, за объективное освещение событий. Шесть из них было закрыто. В их числе крупнейшая приморская газета «Владивосток». На этом Первая буржуазно-демократическая революция для Владивостока завершилась.

Первая мировая война и история Владивостока

Николаевская Россия не была готова к масштабной затяжной войне с развитыми экономиками центрально-европейских держав. Русская армия испытывала недостаток боеприпасов, а флот сковывал топливный голод. Оружие закупали в Англии. Его везли через Канаду и Тихий океан во Владивосток и далее по железной дороге перебрасывали на германский фронт.

Таким образом, во время Первой мировой войны главный морской порт России на Тихом океане выполнял роль перевалочного пункта. В бухту Золотой Рог заходили грузовые корабли союзных государств: Франции, Великобритании, Японии. Они доставляли военно-техническое имущество для армии.

Во время Гражданской войны власть во Владивостоке менялась постоянно

В ноябре 1917 г. власть в свои руки взял исполнительный комитет Владивостокского Совета во главе с большевиком К. Сухановым. Но первая власть Советов в городе не была прочной. В ночь с 28 на 29 июня 1918 г. во Владивостоке происходит белогвардейский мятеж при поддержке чехословацкого корпуса. Свергнутая советская власть уходит в подполье. Ее место занимает «Временное правительство автономной Сибири». Одновременно начинается иностранная интервенция. В бухте Золотой Рог под американским, британским, французским, итальянским, чехословацким, японским и даже греческим флагами, направив орудия на город, стояли военные корабли. Чужеземные солдаты и матросы наводнили Владивосток.

31 января 1920 года во Владивостоке происходит революционный переворот, в ходе которого свергается колчаковский наместник генерал Розанов. Сразу после захвата власти большевики формируют в городе собственное Временное правительство – Приморскую областную земскую управу. Но и этому оплоту советской власти не суждено было продержаться долго. Уже в первых числах апреля на Дальнем Востоке происходят выступления японских оккупационных сил. Во время этих провокаций был схвачен и передан белогвардейцам заместитель председателя Приморского Военного Совета 24-летний С.Лазо, памятник которому установлен в одном из центральных скверов Владивостока.

Гражданская война на Дальнем Востоке завершилась 25 октября 1922 года. В этот день части НРА ДВР под командованием И. П. Уборевича прошли походным строем по улицам Владивостока. Позже была упразднена Дальневосточная Республика, а ее территории влились в состав Советской России. Собирательный образ борцов за власть Советов на Дальнем Востоке увековечен в многофигурном памятнике, который с 1961 г. возвышается над центральной площадью Владивостока.

История Владивосток и Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны Владивостокский порт активно принимал военно-техническое имущество и продукты питания, которые поступали по ленд-лизу. Владивосток был конечным пунктом Тихоокеанского маршрута поставок. С 1941 по 1945-й по нему прошло 47% от общего объема иностранных грузов, полученных СССР в качестве военной помощи. По Транссибирской железнодорожной линии ценное сырье и оборудование доставлялось до развернутых в Сибири заводов и далее непосредственно на фронт.

История Владивостока. Великая Отечественная война
Маршруты, конечные пункты и сравнительный объем военных поставок по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Мурманск и Архангельск – места назначения Арктических конвоев

История Владивостока: 1960-1990

Массовое жилищное строительство при Н. С. Хрущеве

1960-м году по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева начали возводить «Большой Владивосток». 18 января 1960 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О развитии г. Владивостока». В рамках утвержденной программы в окрестностях города развернулось микрорайонное строительство в индустриальных масштабах. Постановление решило судьбу Второй Речки, стимулировало небывалые для того времени масштабы строительства жилья и общественных зданий. Десятки тысяч советских граждан сменили сталинские трущобы и коммуналки на благоустроенное жилье.

Спальный район Владивостока. Фото 1960-х
Микрорайон Владивосток. Фото 1960-х
Спальные районы Владивостока. Фото 1960-х

Печать и литература того времени рапортовали об успехах социалистического строительства:

«За шесть лет построено и сдано в эксплуатацию около миллиона квадратных метров жилья. На бывших пустырях – в районах Второй Речки, поселка Рыбак, Минного городка, на улицах Загородной, Спортивной, Беговой, Интернациональной, 40-летия ВЛКСМ и в других местах – выросли большие жилые районы из пяти-девятиэтажных зданий со всеми коммунальными удобствами».

Пожалуй, для выезжающих из деревянных бараков, коммуналок и землянок подаренные государством квартирки с отдельной кухней и горячей ванной казались воплощением мечты. Однако по канонам современной урбанистики подобное жилье относится к категории «эконом-класса». А в благополучных странах жилье подобного уровня востребовано городским контингентом с доходами ниже среднего.

Снос микрорайонной типовой застройки в Соединенных Штатах 1972 г.
Снос микрорайонной типовой застройки в США 1972 г.

Закрытый порт Владивосток. Когда и почему открыли город?

Когда и зачем закрыли Владивосток? После Второй мировой войны началось противостояние двух идеологических блоков, вошедшее в историю как Холодная война. С 1952 г. постановлением Совета Министров СССР во Владивостоке был введен особый режим. Главная военная база Тихоокеанского флота была полностью закрыта для иностранцев. Даже советские граждане могли попасть в город к родственникам только по специальным разрешениям.

Несмотря на особый статус, город все-таки посещали иностранцы. Так, в 1974 закрытый порт Владивосток был местом встречи Президента США Джеральда Форда и Леонида Брежнева.

Кто открыл Владивосток? Владивосток открыл первый и последний Президент РСФСР Борис Николаевич Ельцин. 20 сентября 1991 года он подписал указ №123.

В каком году отрыли Владивосток? Указ Президента РСФСР «Об открытии Владивостока для посещения иностранными гражданами» вступил в силу с 1 января 1992 года.

Почему открыли Владивосток? С конца 1980-х правительство Советского Союза взяло курс на либерализацию отношений и переход к рыночной экономике. Началось потепление отношений с капиталистическим миром и сближение с США. М. Горбачев так рвался доказать дружбу американцам, что готов был сокращать ядерно-ракетные комплексы даже в одностороннем порядке. Б. Ельцин продолжал его дело по разрушению достижений тоталитарного СССР. На фоне этого превращение Владивостока в отрытый город выглядит как прогрессивное изменение.

История Владивостока
«Рынок – это не базар!» Центральная площадь Владивостока в начале 1990-х

Отныне Владивосток перестал быть секретной базой Военно-Морского Флота СССР. Иностранные граждане могли свободно въезжать в столицу Приморского края, знакомиться с туристическими достопримечательностями и проживать в местных гостиницах. В бухте Золотой Рог появились торговые и пассажирские суда под иностранными флагами. Появление иностранных туристов способствовало развитию обслуживающего их бизнеса.

Новые достопримечательности

В 1975-м к празднованию 30-летия победы на городской набережной рядом со зданием штаба Тихоокеанского Флота открыли Мемориал Славы и установили корабль-музей. Подводная лодка С-56 времен Второй Мировой войны, совершившая переход через Тихий океан и Арктику, признана самым эффективным боевым судном Советского Военно-Морского Флота.

История Владивостока в XXI веке

2010 год Указом Президента РФ Владивостоку присвоено почетное звание «Город воинской славы». В честь этого события на центральной площади краевой столицы в 2012 году поставили стелу «Владивосток – город воинской славы».

Мосты Владивостока

2012 год стал особенно богатым на крупные стройки. В городе запустили 3 крупнейших в России автомобильных моста, ставших гордостью Владивостока:

Строительство и запуск мостовых переходов несколько разгрузили городской трафик и открыли новую страницу в истории города.

Православные храмы Владивостока

Возрождение Русской православной церкви вызвало строительство в городе православных храмов и часовен, а вместе с ними появление нового вида достопримечательностей. Спасо-Преображенский кафедральный собор – главный храм Владивостока – после многолетней стройки наконец-то вырос в восточном углу центральной площади.

Часовню Андрея Первозванного построили рядом с мемориальным комплексом «Боевая слава Тихоокеанского флота» на Корабельной набережной. Современная традиция возле всех военных памятников ставить здания религиозного культа как бы намекает, что православная церковь всегда была с русскими солдатами, защищавшими Отечество. Даже с воспитываемыми в духе атеизма советскими… Даже с участвовавшими в Русско-японской войне за право грабить Северный Китай и Корею…

Источники

История Владивостока.

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *