История привокзальной площади Владивостока

Привокзальная площадь Владивостока расположена неподалеку от центральной площади. Ее история тесно связана с первым в городе железнодорожным вокзалом и со строительством железной дороги через Сибирь. Площадь помнит многих исторических личностей: от возившего тачку Николая II до пьющего квас Бориса Ельцина. Здесь стоит памятник Ленину и прижелезнодорожный почтамт.

Привокзальная площадь Владивостока. Вид сверху

Первая железная дорога на Дальнем Востоке

Проект железной дороги, которая связала бы Владивосток с западными районами страны, появился еще в 1877-м. Горный инженер и золотопромышленник Николай Павлович Аносов направил в царское правительство записку «О соединении рельсовым путем Владивостока с бассейном Амура».

В 1886 г. Приамурский генерал-губернатор Андрей Николаевич Корф докладывал российскому правительству:

«Сухопутные дороги в крае находятся в первобытном состоянии».

Вообщем-то похожие доклады поступали со всех губерний Российской Империи и для того времени были обычным явлением.

Жалобы генерал-губернатора были услышаны, и в глухой Уссурийской тайге закипела работа. Инженерные изыскания по прокладке рельсовой линии начались в 1888-м. Специальная комиссия выбирала во Владивостоке место для железнодорожной станции. В этот период создается транспортно-пассажирский узел «суша-море», и строится первое здание владивостокского вокзала.

Первые сажени Транссибирской магистрали

Закладка Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, а вместе с ней и Владивостокского вокзала состоялась 31 мая (19 по старому стилю) 1891 г. В сущности, это мероприятие было главной целью визита во Владивосток наследника российского престола будущего императора Николая II во время Восточного путешествия.

Цесаревич собственноручно наполнил песком тачку, отвез ее до насыпи, расположенной в 50 саженях (около 100 м) и с «поразительной легкостью опрокинул». Трудовой подвиг августейшего проходил под оглушительное «ура» придворной свиты и представителей города. В местном музее до 1917 года хранились лопата и тачка, которыми орудовал последний российский император.

Цесаревич Николай Александрович на закладке Уссурийской железной дороги во Владивостоке. Май 1891 г.

День, когда цесаревич заложил символический первый камень Уссурийской железной дороги во Владивостоке, считается официальной датой начала строительства Транссиба. Отсюда и берет начало привокзальная площадь Владивостока.

История привокзальной площади в XX веке

10 января 1906 г. на Вокзальной площади произошло владивостокское «кровавое воскресенье». Преданные режиму воинские части расстреляли колонну солдат и рабочих, требовавших освободить арестованных участников революционного движения. Со стороны демонстрантов убито 30 и ранено 50 человек.

4 июля 1918 г. на привокзальной площади состоялся траурный митинг и похороны красногвардейцев, погибших во время белогвардейского мятежа. Перед собравшимися выступал председатель городского Совета Константин Александрович Суханов.

В феврале 1920 г. после свержения Розанова на привокзальной площади выступал другой видный большевистский руководитель Сергей Георгиевич Лазо.

С. Лазо на митинге во Владивостоке. В левом углу кадра здание по адресу ул. 1-я Морская, 2

25 октября 1922 года по Привокзальной площади прошли парадным строем части Народно-революционной армии и партизанские отряды. Вступление красных во Владивосток ознаменовало окончание Гражданской войны в России. На праздничном митинге выступал военный министр Дальневосточной Республики Иероним Петрович Уборевич.

25 октября 1922 года Гражданская война в России завершилась вступлением красных частей во Владивосток.

В 1923-м Вокзальную площадь переименовали в Октябрьскую. Сделано это то ли в честь Октябрьской революции 1917 года, то ли в память вступления в город частей Народно-Революционной Армии в октябре 1922-го.

22 июня 1941-го на этой площади толпа горожан молча слушали репродуктор на здании крайисполкома. Нарком иностранных дел Молотов сообщал советским людям о вероломном нападении фашистской Германии.

Летом 1990 года Владивосток посетил Борис Ельцин, бывший в ту пору Председателем Верховного Совета СССР. Насыщенная программа включала встречу с представителями Дальневосточного отделения Академии наук СССР. Ученые пожаловались партийному руководителю, что развивать дальневосточную науку мешает закрытость города, отсутствие контактов с иностранными коллегами. Ельцин пообещал «открыть закрытый порт Владивосток». Что и сделал своим указом, когда стал президентом РСФСР в 1991 году. Подробнее о закрытии и открытии города-порта.

Ельцин во Владивостоке, Ельцин пьет квас
Ельцин пьет Квас на Светланской. Лето 1990 года

Почтамт на привокзальной площади

В 1976-м на южной стороне привокзальной площади возвели здание прижелезнодорожного почтамта. Архитектором был Г. Злобин. Оформлял проект художник А. Кузнецов.

Здание прижелезнодорожного почтамта на привокзальной площади. Фото 1990-х

Кузнецов был автором мозаичного панно в холле прижелезнодорожного почтамта. Он же создал барельеф из нержавеющей стали на торцевом фасаде здания. Композиция символизируют связь Владивостока с Москвой. С левой стороны – узнаваемые московские достопримечательности – Спасская башня, Останкинская антенна. С правой стороны – морские корабли, стоящие на рейде. На отдельном фрагменте надпись крупными буквами: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский». Эти слова Ленина, произнесенные на Пленуме Моссовета в ноябре 1922-го, призваны были дополнять художественную часть.

Барельеф на восточной стене прижелезнодорожного почтамта

Сегодня прижелезнодорожный почтамт обрамляет южную сторону привокзальной площади и является важным элементом ее архитектурного ансамбля.

Привокзальная площадь Владивостока на карте

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *