История привокзальной площади Владивостока
Привокзальная площадь Владивостока расположена неподалеку от центральной площади. Ее история тесно связана с первым в городе железнодорожным вокзалом и со строительством железной дороги через Сибирь. Площадь помнит многих исторических личностей: от возившего тачку Николая II до пьющего квас Бориса Ельцина. Здесь стоит памятник Ленину и прижелезнодорожный почтамт.

Первая железная дорога на Дальнем Востоке
Проект железной дороги, которая связала бы Владивосток с западными районами страны, появился еще в 1877-м. Горный инженер и золотопромышленник Николай Павлович Аносов направил в царское правительство записку «О соединении рельсовым путем Владивостока с бассейном Амура».
В 1886 г. Приамурский генерал-губернатор Андрей Николаевич Корф докладывал российскому правительству:
«Сухопутные дороги в крае находятся в первобытном состоянии».
Вообщем-то похожие доклады поступали со всех губерний Российской Империи и для того времени были обычным явлением.
Жалобы генерал-губернатора были услышаны, и в глухой Уссурийской тайге закипела работа. Инженерные изыскания по прокладке рельсовой линии начались в 1888-м. Специальная комиссия выбирала во Владивостоке место для железнодорожной станции. В этот период создается транспортно-пассажирский узел «суша-море», и строится первое здание владивостокского вокзала.
Первые сажени Транссибирской магистрали
Закладка Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, а вместе с ней и Владивостокского вокзала состоялась 31 мая (19 по старому стилю) 1891 г. В сущности, это мероприятие было главной целью визита во Владивосток наследника российского престола будущего императора Николая II во время Восточного путешествия.
Цесаревич собственноручно наполнил песком тачку, отвез ее до насыпи, расположенной в 50 саженях (около 100 м) и с «поразительной легкостью опрокинул». Трудовой подвиг августейшего проходил под оглушительное «ура» придворной свиты и представителей города. В местном музее до 1917 года хранились лопата и тачка, которыми орудовал последний российский император.

День, когда цесаревич заложил символический первый камень Уссурийской железной дороги во Владивостоке, считается официальной датой начала строительства Транссиба. Отсюда и берет начало привокзальная площадь Владивостока.
История привокзальной площади в XX веке
10 января 1906 г. на Вокзальной площади произошло владивостокское «кровавое воскресенье». Преданные режиму воинские части расстреляли колонну солдат и рабочих, требовавших освободить арестованных участников революционного движения. Со стороны демонстрантов убито 30 и ранено 50 человек.
4 июля 1918 г. на привокзальной площади состоялся траурный митинг и похороны красногвардейцев, погибших во время белогвардейского мятежа. Перед собравшимися выступал председатель городского Совета Константин Александрович Суханов.
В феврале 1920 г. после свержения Розанова на привокзальной площади выступал другой видный большевистский руководитель Сергей Георгиевич Лазо.

25 октября 1922 года по Привокзальной площади прошли парадным строем части Народно-революционной армии и партизанские отряды. Вступление красных во Владивосток ознаменовало окончание Гражданской войны в России. На праздничном митинге выступал военный министр Дальневосточной Республики Иероним Петрович Уборевич.
В 1923-м Вокзальную площадь переименовали в Октябрьскую. Сделано это то ли в честь Октябрьской революции 1917 года, то ли в память вступления в город частей Народно-Революционной Армии в октябре 1922-го.
22 июня 1941-го на этой площади толпа горожан молча слушали репродуктор на здании крайисполкома. Нарком иностранных дел Молотов сообщал советским людям о вероломном нападении фашистской Германии.
Летом 1990 года Владивосток посетил Борис Ельцин, бывший в ту пору Председателем Верховного Совета СССР. Насыщенная программа включала встречу с представителями Дальневосточного отделения Академии наук СССР. Ученые пожаловались партийному руководителю, что развивать дальневосточную науку мешает закрытость города, отсутствие контактов с иностранными коллегами. Ельцин пообещал «открыть закрытый порт Владивосток». Что и сделал своим указом, когда стал президентом РСФСР в 1991 году. Подробнее о закрытии и открытии города-порта.

Почтамт на привокзальной площади
В 1976-м на южной стороне привокзальной площади возвели здание прижелезнодорожного почтамта. Архитектором был Г. Злобин. Оформлял проект художник А. Кузнецов.

Кузнецов был автором мозаичного панно в холле прижелезнодорожного почтамта. Он же создал барельеф из нержавеющей стали на торцевом фасаде здания. Композиция символизируют связь Владивостока с Москвой. С левой стороны – узнаваемые московские достопримечательности – Спасская башня, Останкинская антенна. С правой стороны – морские корабли, стоящие на рейде. На отдельном фрагменте надпись крупными буквами: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский». Эти слова Ленина, произнесенные на Пленуме Моссовета в ноябре 1922-го, призваны были дополнять художественную часть.

Сегодня прижелезнодорожный почтамт обрамляет южную сторону привокзальной площади и является важным элементом ее архитектурного ансамбля.
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
