Фуникулёр Владивостока – вид транспорта и туристическая достопримечательность

Транспортная система Владивостока – это не только автобусы и «маршрутки», трамваи и троллейбусы. Центр города строился на прибрежных сопках. Поэтому здесь так много крутых трасс и отвесных склонов. Для преодоления одного такого подъема в исторической части в начале 1960-х соорудили фуникулёр Владивостока. Ежедневно вверх и вниз по склону Орлиной сопки в нем ездят студенты ДВФУ и жители «высокогорного» микрорайона Голубиная Падь.

Фуникулёр Владивостока
Фуникулёр во Владивостоке
Фуникулёр Владивостока на карте

Что такое фуникулёр?

Фуникулёр – это транспортное средство в виде вагонов, в которых перевозят пассажиров либо грузы. Вагоны перемещаются по рельсовому пути, который соединяет точки маршрута с большим перепадом высот. В качестве привода используются электродвигатель и канатная тяга.

Как правило фуникулёры строят в гористой местности для преодоления крутых подъемов. Фуникулёрные линии можно встретить во многих городах мира, имеющих ярко выраженный рельеф:

  • Париж – холм Монмартр;
  • Барселона;
  • Прага;
  • Неаполь;
  • Генуя;
  • Киев;
  • Одесса,
  • Гонконг,
  • Квебек,
  • Вальпараисо
  • и др.

Самые высокие и протяженные фуникулёрные линии проложены в европейских Альпах. Они доставляют отдыхающих на высокогорные курорты и горно-лыжные трассы.

В целом провозная способность фуникулёрных систем сравнительно небольшая. Фуникулёры не только выполняют транспортные функции. Этот не самый привычный транспорт часто становится местной достопримечательностью, привлекает к себе туристов и праздничные церемонии.

Описание фуникулёра во Владивостоке

Фуникулёр Владивостока – оригинальное транспортное сооружение. Оно состоит из двух конечных пунктов – верхнего и нижнего. Между станциями курсируют два вагончика. Вагончики движутся по однопутной рельсовой линии и разъезжаются по середине. В качестве тяги выступает канатный привод.

История владивостокского фуникулёра начинается с 1962 года, в эпоху хрущевского градостроительства. Линия была заложена в 1959-м в рамках краевого проекта «Большой Владивосток».

Вагоны спроектировали и собрали в Ленинграде специально под углом владивостокской трассы. Электромотор произведен на Харьковском электромеханическом заводе им. Сталина. А подъемное оборудование доставили из Донецка. Запуск линии состоялся в мае 1962-го. Первоначально вагончики были окрашены в бежевый цвет. На одном вагоне была красная полоса, на другом – зеленая.

В 2005-м после комплексной реставрации фуникулера вагоны выкрасили полностью: один сделали красным, другой – синим.

Фуникулёр Владивостока построен в 1962 г. Длина фуникулёрной трассы 183 м, перепад высот между нижней и верхней станциями 70 м. Время в пути 1,5 минуты. Время стоянки от 3 до 5 минут. Фуникулёрная линия работает с 7 утра до 8 вечера и за полную смену перевозит до 2 тыс. пассажиров.

Трасса находится практически в самом центре города. Нижний остановочный пункт расположена на улице Пушкинской, где рядом с Пушкинским театром стоит памятник русскому поэту, а у входа в Инженерную школу ДВФУ – китайские средневековые каменные львы из цельного базальта. Здесь же расположены здания религиозного культа: православная часовня святой Татьяны и лютеранская кирха.

Верхний остановочный пункт расположен на улице Суханова на высоте 100 м над уровнем бухты. С террасы на верхней станции открывается неплохой вид на бухту Золотой Рог. Более высокая точка обзора находится рядом – на Орлиной сопке.

Улицы Аксаковская, Некрасовская, Всеволода Сибирцева и Суханова смыкаются напротив верхней станции фуникулёра в круговой перекресток. Исторически этот район назывался Голубиная падь, или Голубинка. Своим названием район обязан голубиной почте, находившейся здесь с 1893 года. В дорадийную эпоху и до Великой Отечественной войны почтовых голубей использовали для оперативной связи со штабом флота.  

По схеме расположения направляющих путей владивостокский фуникулёр является двухрельсовым. В такой системе одно из колес в колесной паре имеет двусторонний направляющий гребень, а противоположное не имеет гребня. Вагоны движутся по двум параллельным путям, а в районе конечных станций съезжают на общий путь. Управляет движением и следит за работой механизмов машинист с верхней площадки.

Фуникулёр Владивостока
Виды фуникулёрных линий по форме направляющих путей. Фуникулёр Владивостока двухрельсовый

Лестница здоровья

Параллельно фуникулёрной линии по нагорной стороне Пушкинской улицы проложена лестница. Она была здесь задолго до открытия подъемника. Те, кто желает сэкономить на билете или прогуляться пешком, могут преодолеть 368 ступеней. Известно, что подъем в гору интенсивно нагружает сердечную и дыхательную системы. Поэтому владивостокцы нарекли крутой проход «лестницей здоровья».

Другие фуникулёры России

Фуникулёр Владивостока – единственный в Дальневосточном федеральном округе и второй в России. Еще одно сооружение подобного типа действует в Сочи. Однако между ними есть отличия. Приморский фуникулёр приравнен к общественному транспорту и доступен всем желающим за установленную тарифами плату. Сочинский подъемник является ведомственным, принадлежит санаторию и перевозит только отдыхающих.

Фуникулеры России, Фуникулёр в Сочи
Фуникулёр г. Сочи, санаторий Министерства обороны РФ «Сочинский»

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *