История блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда немецко-фашистскими войсками – самая трагичная и самая героическая страница истории города. 872 дня жители Ленинграда и бойцы Ленинградского фронта под обстрелами, бомбежками, в условиях недоедания сковывали группу армий «Центр» и финские армии, не давая им двинуться на Москву. Краткая история блокадного Ленинграда описана ниже.

Начало блокады
8 сентября 1941 года гитлеровский войска заняли Шлиссельбург и вышли на южный берег Ладожского озера, тем самым полностью отрезав Ленинград по суше. На начало блокады Ленинграда в городе находилось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения. Примерно 340 тыс. проживало на окраинах. Итого почти 3 млн. гражданского населения. Внутри кольца оказались Балтийский флот и 8-я, 23-я, 42-я и 55-я армии Ленинградского фронта. Всего около полумиллиона военных.

В тот же день в 18 часов 55 минут Ленинград подвергся первому массированному налету немецкой авиации. Город забросали зажигательными бомбами. В результате начались пожары. Самый крупный и известный пожар произошел в тот день на Бадаевских складах, которые находились за Новодевичьим кладбищем между Киевской улицей, Забалканским (ныне Московским) и Лиговским проспектами. Пожар тушили около 5 часов. В результате сгорело 3 тыс. тонн муки, 2,5 тыс. тонн сахара и других продуктов. Ответственность за размещение всех запасов в одном пункте лежит на партийном руководстве города. Однако этих запасов для 2,5 миллионного города хватило бы на 3 дня. Они не были значительными и не могли спасти ленинградцев от предстоящего голода.
В 22 часа налет люфтваффе повторился. Немцы сбрасывали на город фугасы, чтобы вызвать как можно больше пожаров. Бомбежками разрушена водопроводная станция и многие водопроводные линии. Источником воды для ленинградцев на долгие месяцы становится Нева.
На следующий день 9 сентября люфтваффе совершили 8 налетов. Враг сжимает кольцо вокруг города. С западного направления немецко-фашистские войска наступают от Гатчины на Красное Село. На юге бои идут под Колпино. На востоке гитлеровцы пытаются форсировать Неву и соединиться с финскими войсками, тем самым полностью блокировать город.
Нормы питания как для жителей Ленинграда, так и для военнослужащих Ленинградского фронта снижались с сентября. Однако люди пока не умирали массово от голода, т. к. организм еще не исчерпал внутренние ресурсы. Пока в Ленинграде и пригородах погибали в основном от бомбежек и артобстрелов.
Осень 1941-го – Ленинград снабжают на баржах
Итак, в начале сентября немецкие войска перерезали последние сухопутные пути сообщения Ленинграда с Большой землей. Единственным маршрутом, по которому можно было снабжать город и обороняющие его войска, оставалось Ладожское озеро.
База Северо-Западного речного пароходства находилась в Новой Ладоге – городе в устье реки Волхов. Осенью 1941-го в распоряжении советского руководства оставалось 5 озерных буксиров и 29 барж. При этом в Новой Ладоге никогда не было железной дороги. Поэтому в условиях, когда Ленинград был отрезан от остальной части страны, логистика снабжения города выглядела следующим образом.
Первая блокадная зима
Первая блокадная зима 1941-1942 гг. была самой длинной и самой холодной за всю историю метеорологических наблюдений в городе. И она была самой страшной для ленинградцев. Не работали отопление, водопровод и канализация. Остановились и вмерзли в асфальт трамваи и троллейбусы, а электроэнергия подавалась только на военные объекты.
В ноябре начался массовый голод. В это время на Ладожском озере шел ледостав. Навигация временно прервалась, а ледовая «Дорога жизни» еще не могла быть открыта: приходилось ждать, когда лед наберет нужную толщину. Кроме того, 8 ноября немецкие войска взяли Тихвин. Тем самым прервалось движение по железной дороге, по которой грузы доставляли на реку Волхов, а оттуда баржами везли к Ленинграду. Это была последняя железная дорога на северо-западе СССР.

В «мертвый сезон» действовал только воздушный мост. При этом все аэродромы под Ленинградом простреливались немецкой и финской артиллерией. А превосходство противника в авиации было двукратным. Сотни советских летчиков погибли в эти месяцы над Ленинградом. Авиатехники готовили машины, с трудом наскребая недостающее горючее и запчасти. Добавьте сюда тяжелое положение на других участках фронта, когда немецкие дивизии уже охватывали кольцом Москву.
В начале декабря в ленинградских домах погас свет. В течение следующего года коротать голодные зимние вечера и писать дневники в промерзших квартирах ленинградцы будут при коптилках и керосиновых лампах.
С 20 ноября по 25 декабря нормы выдачи питания для жителей Ленинграда и бойцов Ленинградского фронта были минимальными. Именно в этот период служащие, иждивенцы и дети получали печально известные 125 грамм.

Вспоминает будущий советский военачальник Борис Тарасов, 9-летний мальчик в блокадном Ленинграде:
«Надо представить себе этот хлеб. Он чёрного цвета, скорее похожий на кусок слипшейся глины. Даже когда продавщица тщательно нарезала его на кусочки, ни одна крошка из него не падала. Он был практически несъедобный… Как мы ели этот хлеб – целый психологический сюжет… До сих пор помню, что каждый ел свой кусочек хлеба по-своему… Но после этой еды все в равной степени оставались такими же голодными, как и были до неё, только булькала в желудке горячая вода».
У солдат на передовой в блокадном кольце паек весил 500 грамм. Но и этого было крайне мало для мужского организма: на такой «диете» бойцы Ленинградского фронта с трудом таскали винтовки и пулеметы.
Суточные нормы хлеба внутри блокадного кольца с 20 ноября по 25 декабря 1941 г.:
Военнослужащие | Гражданское население | |||
---|---|---|---|---|
На передовой | В тылу | Рабочие сталеплавильных цехов | Прочие рабочие и инженерно-технические работники | Служащие, иждивенцы и дети до 12 лет |
500 | 300 | 375 | 250 | 125 |
Истощенные обессиленные люди умирали всюду: на улицах, в магазинах, на рабочих местах, в подъездах, дома в постели. Команды ПВО собирали трупы, сколько могли, и хоронили на городских кладбищах в общих могилах, пробитых в мерзлой земле взрывчаткой и экскаваторами. Повсюду на улицах можно было видеть людей, везущих на саночках завернутые трупы родственников.
По официальным данным из справки Городской комиссии в Ленинграде за время блокады от голода умерло 632 000 человек. Но в действительности трупы никто не считал. В марте и апреле следующего 1942 года незахороненные тела убирало гражданское население Ленинграда, специально для этого мобилизованное.
Советский историк, будущий академик Д. С. Лихачев пережил первую блокадную зиму:
«Холод… пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить,… если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить ещё один день»
9 декабря Красная армия освободила Тихвин. К концу месяца железная дорога была восстановлена, и поезда вновь пошли на Волхов. Оттуда продовольствие и другие грузы на «полуторках» везли до Кабоны и далее по ледовой трассе на восточный берег Ладожской губы, откуда по Ириновской железнодорожной ветке к Ленинграду.
С 25 декабря нормы выдачи хлеба по карточкам неуклонно повышаются. К февралю суточная норма хлеба для рабочих горячих цехов составила 500 г. А минимальные 125 грамм выросли до 400. И это уже был хлеб целиком из муки без жмыха
Продукт переработки, получаемый в результате прессования зерен различных злаков, обычно используется как корм для жвачных животных, картона и целлюлозы. Тем не менее истощенные многомесячным голоданием блокадники продолжали умирать сотнями тысяч и в январе, и в феврале… Умирали и в Ленинграде, и в пригородах, и в эвакуации. Советская сторона обвинения представила на Нюрнбергском процессе официальное число жертв голода – 632 253. В действительности оно было, конечно же, гораздо выше.

По этой причине бюро Ленгорисполкома организует стационары и столовые усиленного питания. Они сыграли огромную роль в преодолении последствий массового голода ноября 1941-февраля 1942 в Ленинграде. В последующие месяцы число голодных смертей неуклонно уменьшалось.
Число умерших в Ленинграде по месяцам, тыс. чел.:
1941 | 1942 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
окт. | нояб. | дек. | янв. | фев. | март | апр. | май |
7,3 | 11 | 52,9 | 101,6 | 107,5 | 99 | 79,8 | 53,2 |
Блокадный Ленинград летом 1942 года
29 марта 1942 года в Ленинград прибыл конно-санный обоз из 200 подвод. Обоз привели советские партизаны из занятых противником Псковской и Новгородской областей. Они привезли продовольствие для жителей города. Конечно, 200 подвод не могли накормить голодающий город. Однако сам факт прибытия свидетельствовал о том, что противник не контролирует собственный тыл. Если сквозь кольцо смогли пройти партизаны, это тем более сможет сделать Красная Армия.
Весной 1942 года с наступлением тепла смертность в городе значительно снизилась (см. таблицу). Летом рацион ленинградцев пополняла продукция подсобных хозяйств с пригородных территорий, не занятых немцами. По решению городских властей с ранней весны 1942 года началась массовая заготовка съедобных дикорастущих растений: крапивы, лебеды, одуванчика, щавеля, хмеля, шиповника и других.
С лета 1942-го командование вермахта активизирует артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. Для этой цели под Ленинград на железнодорожных платформах доставляют сверхтяжелые осадные орудия, стреляющие снарядами весом 900 кг.
В ответ на это советские войска улучшают маскировку позиций и налаживают контрбатарейную борьбу. Часть тяжелой артиллерии Ленинградского фронта перебросили на Ораниенбаумский плацдарм, откуда она работала во фланг и тыл немецких позиций. Подавляющий огонь по немецким батареям ведет артиллерия Балтийского флота. В результате работы Контрбатарейного корпуса количество немецких снарядов и бомб, упавших на Ленинград, сократилось в 7 раз.
Летом восстановили гидроэлектростанцию в г. Волхов. Наземные высоковольтные линии, по которым электричество до войны поступало в Ленинград, теперь проходили через оккупированные территории. Поэтому советское руководство приняло решение провести кабель по дну Ладожского озера. С помощью водолазов за 45 дней протянули первую линию подводного кабеля. С 23 сентября Волховская ГЭС снабжает Ленинград электричеством по «кабелю жизни».
По дну озера проложили Ладожский трубопровод. Теперь топливо в осажденный Ленинград не везли на бензовозах, рискуя взорваться от попадания немецкой бомбы.
Военный Совет Ленинградского фронта, Ленинградский городской комитет партии, исполком Ленгорсовета обсуждали вопрос о возобновлении освещения жилых домов. К 7 ноября 1942 года к 25-летней годовщине Октябрьской революции в квартирах горожан вновь появилось электрической освещение. К 1 января 1943 г. 3 тыс. домов в Ленинграде были подключены к электросети. Электроэнергия подавалась в определенные часы: утром, когда горожане собирались на работу, и вечером с 19 до 24.
Вторая блокадная зима
С наступлением холодов в октябре 1942-го ленинградцев охватила тревога. Бедствия первой блокадной зимы они будут помнить всю жизнь. Большинство горожан составляли люди, едва оправившиеся от дистрофии. И они трудились на интенсивных физических и умственных работах. Однако снабжение осажденного города теперь было отлажено, а на складах имелся стратегический запас муки, зерна, масла и других продуктов.
В 1942-м страна испытывала серьезные продовольственные трудности, однако эшелоны на Ленинград отгружали в первую очередь. Хлебные пайки, хотя и были ниже средних по стране, позволяли жить и трудиться полноценно. Ходил трамвай, работал водопровод, в жилых домах был свет (жителей обязывали плотно закрывать окна в целях светомаскировки). Заготовка дров, проведенная осенью, обеспечила ленинградские квартиры теплом.
Во вторую блокадную зиму 1942-го по льду озера проложили воздушную ЛЭП. Она снабжала Ленинград электричеством вместо подводного кабеля, который на зиму отключали.
Сообщение о победе советских войск под Сталинградом еще больше укрепили боевой дух советских людей, их уверенность в победе над фашистами.
Навигация 1942 года на Ладожском озере продолжалась до 3 декабря. Как только лед набрал минимальную толщину, баржи сменили «полуторки».
Военный Совет Ленинградского фронта направил в Государственный Комитет Обороны предложение о прокладке по льду Ладожского озера рядом с автомобильной дорогой железнодорожной переправы. Советские рабочие, в основном женщины, уже положили 12 км путей, когда в январе 1943-го Красная Армия прорвала блокаду. Железную дорогу стали строить не по озеру, а по южному берегу Ладожской губы. Таким образом, в зиму 1942-1943 Ленинград снабжался по двум трассам: автомобильной дороге по льду Ладожского озера и железнодорожной ветке вдоль побережья.
Прорыв блокады Ленинграда
Железнодорожное сообщение с «Большой землёй» восстановлено после того, как Красная армия прорвала кольцо блокады. 18 января 1943 в ходе операции «Иска» освобожден Шлиссельбург. Одновременно было очищено от немецких войск все южное побережье Ладожского озера. Советские войска пробили сухопутный коридор шириной 8-11 км.

2 февраля 1943 года в районе Шлиссельбурга построен низкоопорный (низководный) железнодорожный мост через Неву. 18 марта 1943 года в 800 метрах возведен высокоопорный (высоководный) железнодорожный мост. Кроме того, за 17 дней построили железную дорогу вдоль южного берега Ладожского озера к Шлиссельбургу – «Дорогу победы».

Полное снятие блокады
Операция «Январский гром»
В январе 1944 года Ставка верховного главнокомандования подготовила Ленинградско-Новгородскую стратегическую операцию. Наступление провели силами Ленинградского
Командующий фронтом генерал Армии Говоров Л. А., Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, а также при поддержке Балтийского флота.
Цели операции:
- Взлом оборонительных линий противника под Ленинградом, которые сами немцы называли «Северный вал» (Nordwall) и которые они создавали 27 месяцев;
- Разгром немецкой группы армий «Север»;
- Полное снятие блокады Ленинграда;
- Освобождение Ленинградской области и выход к границе Эстонской ССР.
Все 4 стратегические задачи были достигнуты к 1 марта, т. е. через полтора месяца.
В ночь на 14 января дальняя авиация нанесла удары по районам сосредоточения тяжелых батарей противника. В 9.30 началась артподготовка. Немецкие позиции мешала с землей не только артиллерия полевых фронтов. В артподготовке участвовали орудия Кронштадта и кораблей Балтийского флота.
После 65-минутной артподготовки началось наступление с Ораниенбаумского плацдарма. В наступление пошли 3 стрелковые дивизии 2-й Ударной армии
90 тыс. чел., командующий генерал-майор Федюнинский И. И.: 48-я, 90-я, 131-ая. Тяжелые бои шли за деревню Гостилицы, которую противник превратил в мощный узел сопротивления. Несколько раз она переходила из рук в руки. К исходу дня советские войска углубились во вражескую оборону на 10 км.

Никаких официальных сообщений о результатах наступления пока не поступало, но жители юго-западных окраин Ленинграда весь день слышали близкий гул канонады.
На следующий день 15 января начинает наступления 42-я армия
122 тыс. чел., командующий генерал-полковник Масленников И. И. из-под Ленинграда. На 17-километровом участке фронта от Урицка (ныне муниципальный округ Петербурга «Урицк») до Пушкина по немецким позициям работало 2 300 орудий, не считая реактивных минометов, которые советские воины ласково звали «Катюшей».

Артподготовка длилась час сорок. В 11 часов в атаку поднялись пехотинцы. К концу дня они вклинились в оборону на 4-5 км. В этот же день начали наступлениеНовгородско-Лужская операция войска Волховского фронта, расположенные южнее.
В ночь на 16 января советские войска заняли Александровскую. 16 января перешла в наступление 42-я армия Волховского фронта в направлении на Любань. Немецкая оборона сыпалась на всех участках.
Новгородско-Лужская операция
17 января в наступление перешла 59-я армия Волховского фронта в направлении на Новгород. В этот день над Ленинградской областью распогодилось, и в дело вступила советская авиация. Как бы искупая предыдущие дни бездействия, летчики Ленинградского фронта и Краснознаменного флота совершили 300 вылетов, чтобы поддержать наступающие наземные части.
19-20 января советские войска окружили и уничтожили петергофско-стрельнинской группировку на берегу Финского залива. В плен попало более тысячи солдат и офицеров, захвачено 265 орудий, тех самых, которые на протяжении нескольких лет блокады обстреливали город и убивали его жителей.
20 января войсками Волховского фронта освобожден НовгородВеликий Новгород. В плен взято более 3 тыс. солдат и офицеров противника.
В ходе операции советские войска разгромили 16-ю и 18-ю полевые армии вермахта и, отбросив противника от Ленинграда на 200-250 км, вышли к Нарве и Пскову.

Датой окончательного снятая блокады считается 27 января 1944 года. В этот день вечером в Ленинграде прогремел праздничный салют. 324 орудия береговой обороны дали 24 залпа. Верховный Главнокомандующий в порядке исключения уступил право подписать приказ о салюте Военному совету Ленинградского фронта.
Весь мир слал приветствия ленинградцам и советским бойцам. Лидеры буржуазных стран, ненавидевшие фашизм чуть больше коммунизма и считавшие оба этих строя злом, открыто восторгались стойкостью и мужеством советских людей.
Вскоре после снятия блокады было восстановлено прямое железнодорожное сообщение Ленинграда с Москвой.
Последние вражеские снаряды упали на город на рассвете 22 января. Варварские обстрелы закончились.
Фронт все больше отдалялся от Ленинграда. Уже из города не слышно грохота орудий. Надписи на стенах домов, предупреждающие прохожих о том, что «при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», стали историей… Блокада Ленинграда длилась 872 дня.

История блокадного Ленинграда. Последствия блокады
История блокадного Ленинграда делится на два периода:
- С 1 сентября 1941 по 18 января 1943 гг. – Ленинград полностью отрезан от страны по суше.
- С 18 января 1943 по 27 января 1944 – частичная блокада.
За 611 дней полной блокады на Ленинград упало 148478 вражеских снарядов. В среднем каждый день на город попадало 240 артиллерийских снарядов, или 100 снарядов в час, по 2 снаряда каждую минуту. По официальным данным в результате бомбардировок и обстрелов в городе за все время блокады погибло 16 747 человек.
Главная трагедия блокадного Ленинграда – массовый голод, разразившийся зимой 1941-го из-за скудных поставок продовольствия в город. 97% все умерших в осажденном Ленинграде – жертвы голода.

В наше время существуют спекулятивные теории, рассчитанные на людей, которые в силу интеллектуально-волевых качеств не способны овладеть матчастью и держать в уме множество факторов. Шарлатаны, выдающие себя за исследователей, винят в высокой голодной смертности среди ленинградцев Сталина, который не ввозил продовольствие, так как полагал, что город все равно падет. Такая версия импонирует не только представителям российской либеральной «интеллигенции». Она также удобна для потомков солдат вермахта, так как перекладывает грехи отцов на других людей – в данном случае советских руководителей.
В действительности, продукты практически перестали поступать с ноября 1941-го, так как немцы захватили Тихвин и перерезали железную дорогу, по которой грузы шли на реку Волхов, откуда баржами доставлялись на восточный берег Ладоги. Советское руководство сразу же начало строить объездную автомобильную дорогу. С 22 ноября по льду Шлиссельбургской губы в голодный и промерзший город шли первые автоколонны. В начале декабря советские войска отбили Тихвин и восстановили железную дорогу Череповец – Волхов. Ледовая «Дорога жизни» набирала темп. За время работы ледовой трассы с 22 ноября по апрель 1942 по ней в блокадный Ленинград, проваливаясь под лед и подвергаясь атакам с воздуха, шоферы перевезут 361 тыс. тонн грузов и эвакуируют 550 тыс. человек.
Выводы
История блокадного Ленинграда – одна из самых трагических страниц истории. Глубокое изучение всех этапов битвы за Ленинград и всех мер, которые принимали советские руководители как в Ставке, так и в окруженном городе в самый тяжелый период войны, раскрывает истинную картину. А подвиг советских людей, их стойкость и самоотверженность заслуживают не просто уважения, а благоговейного трепета. Тем не менее, перестроечный дискурс по-прежнему присутствует в медийном пространстве. Он включает в себя совокупность, муссируемых буржуазной пропагандой антисоветских мифов в целях очернения и дискредитации социалистического строя и его лидеров. Любой подобный миф основан на лжи и передергиваниях и легко развеивается академической наукой.
История блокадного Ленинграда
https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
