Конфликт за КВЖД: советско-китайская война 1929 г.

С первых лет молодая Советская Республика оказалась в кольце врагов. Крупный капитал в промышленно развитых странах серьезно опасался распространения гибельных для него марксистских идей. Правящие элиты буржуазных стран стремились задушить первое в мире пролетарское государство. Вначале была военная интервенция и поддержка Белой армии. Следующей попыткой уничтожить социализм прямой военной силой стала советско-китайская война 1929 года в Маньчжурии. Формальным поводом для нее служил конфликт за КВЖД.

Конфликт за КВЖД, советско-китайская война
Карта боевых действий на КВЖД

История КВЖД кратко

КВЖД годы строительства и экономическое значение

Аббревиатура КВЖД расшифровывается как Китайско-Восточная железная дорога. Это название было закреплено большевиками в 1917 году. В царское время она именовалась Маньчжурской железной дорогой и служила общим интересам России и Китая.

Железная дорога через Маньчжурию строилась с 1896 по 1903 г. совместными усилиями Китайской и Российской Империй. Рельсовая линия проходила по территории Маньчжурии через Харбин и соединяла Читу с Владивостоком по прямой протяженностью 1800 км.

Южная ветка КВЖД соединяла Харбин с незамерзающими портами на Желтом море Дальний и Порт-Артур, которые Россия взяла у Китая в аренду в 1898 году и потеряла после поражения в Русско-японской войне 1905 г.

КВЖД решала для Российской Империи две задачи:

  1. Связывала наиболее коротким путем Забайкалье и Приморье, обеспечивала круглогодичную транспортную связь дальневосточных окраин с европейской частью страны;
  2. Выход к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, где у России были империалистические интересы в Северном и Центральном Китае.

Специалистов для строительства КВЖД выбирал лично министр финансов С. Ю. Витте. Главным инженером был назначен А. И. Югович, его помощники – С. В. Игнациус, С. М. Ваховский, Н. Н. Бочаров, Н. С. Свиягин. Все они имели большой опыт сооружения железных дорог в России. Помимо известных инженеров на строительство КВЖД было привлечено много молодых только что закончивших университеты специалистов.

Выбрали место, откуда прокладка железной дороги началась одновременно в трех направлениях: на запад к Чите, на восток в Приморье и на юг к вновь приобретенным незамерзающим портам. В этом пункте разместили строительное управление. Возникший вокруг него поселок в будущем превратится в крупный русско-китайский город Харбин.

Общая протяженность всех веток КВЖД составляла 2500 км. Объект был разделен на несколько административных участков, на каждом из которых назначен собственный начальник. Основную линию между станциями Маньчжурия в Забайкалье и Пограничная в Приморье разделили на 13 строительных участков. Южно-Маньчжурская линия между Харбином и Порт-Артуром, в свою очередь, поделена на 8 участков.

К 1901 году необходимость в разукрупнении отпала, все участки объединили, а должности начальников упразднили. Вся железная дорога от Читы и Владивостока до Квантунского полуострова была подчинена непосредственно главному инженеру.

По сути, КВЖД служила объездной веткой Транссибирской магистрали, когда еще не был построен железнодорожный мост через Амур возле Хабаровска. Линия проходила через МаньчжуриюСведенияИсторическая область, объединяющая несколько провинций на северо-востоке Китая и связывала по прямой Забайкалье и Приморье. Открытая в 1897-м Уссурийская железная дорога обеспечивала непрерывное транспортное сообщение между Владивостоком и Хабаровском.

Строительство Китайско-Восточной железной дороги обеспечило Северо-восточному Китаю подъем экономики и развитие транзитных городов-станций: Маньчжурия, Чхалайнор, Хайлар, Цицикар, Харбин и др. Население Маньчжурии с 1891 по 1908 год увеличилось вдвое с 8 до 16 млн.

Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, которых никто не ожидал. Через несколько лет после основания Харбин, Дальний, Порт-Артур обогнали по числу жителей такие русские дальневосточные города, как Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Избыток местного населения в Маньчжурии приводил к безработице. Ежегодно десятки тысяч ищущих заработка китайцев наполняли Приморье и Приамурье. Русского же населения на этих территориях по-прежнему не хватало.

Николай Львович Гондатти в докладной записке Плеве за 1908 год писал:

«Если бы Маньчжурская железная дорога строилась русскими рабочими, то многие десятки миллионов русских рублей остались бы в России, а наш Дальний Восток имел бы теперь гораздо больше русского населения… и по линии железной дороги везде были бы русские поселения…».

После окончания строительства КВЖД стало очевидным, что она не решила проблем российского Дальнего Востока, не создала условий для его экономического развития. Необходимо было продолжать Великую Сибирскую магистраль и вести ее по российским территориям вдоль границ с Китаем до Хабаровска. А в Хабаровске соединить с Уссурийской дорогой мостом через Амур.

После Октябрьской революции все права Царской России на железную дорогу перешли Советской Республике. Во время Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке железная дорога оказалась отрезана от Советской России и находилась в распоряжении недружелюбных соседей. Под контролем иностранных военных советников по КВЖД регулярно шли составы с войсками, оружием и обмундированием для Белой армии Колчака.

Соглашение о совместном пользовании КВЖД

После победы большевиков в Гражданской войне Советское правительство заявило о своих правах на совладение и получение части прибылей от эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги. Между СССР и гоминьдановским правительством Китая велись переговоры. 31 мая 1924 г. был подписан ряд двусторонних документов под общим названием «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Статья IX Соглашения устанавливала временное управление железной дорогой.

Управление КВЖД в Харбине. Над главным входом флаг Гоминьдана
Управление КВЖД в Харбине. Над главным входом флаг Гоминьдана

Этот советско-китайский договор, заключенный на принципах общего равенства, устанавливал дипломатические отношения между двумя странами и определял статус Китайско-Восточной железной дороги. Соглашение объявило КВЖД совместным коммерческим предприятием, установило новый срок аренды до 1956 года, после которого к Китаю переходили все права на железнодорожную линию. Советский Союз официально отказался от консульской юрисдикции и статуса экстратерриториальности для советских граждан в Китае. Обязался не размещать в районе КВЖД свои суды и воинские части. Впервые в своей многовековой истории Китай выступил в международных отношениях как полностью равноправный участник!

Предыстория конфликта на КВЖД

Китай после свержения монархии

Взаимоотношения Советского государства с Китаем развивались на фоне сложных политических процессов в Поднебесной. Крестьянский бедный Китай был раздроблен на множество слабо связанных провинций и фактически оставался колонией. Провинции возглавляли военно-феодальные клики, которые находились в глубокой политической и экономической зависимости от крупных буржуазных стран. Так, граничащая с СССР Маньчжурия управлялась мукденским правителем Чжан Цзолинем, ориентировавшимся на Японию. В среднем Китае заправлял У Пэйфу, опиравшийся на Англию. Западные капиталисты боролись за сферы влияния в Китае, вмешивались во внутренние дела страны, держали на ее территории свои войска, которыми подавляли народные выступления. Только южные области Китая удерживало правительство Сунь Ятсена, опиравшееся на КоминтернПомощьКоммунистический Интернационал – международная организация, существовавшая с 1913 по 1943 гг., и объединявшая коммунистические партии по всему миру.

Революционные события 1911-1913 гг., в результате которых пала последняя Цинская императорская династия, а вместе с ней и монархия, не решили задачу объединения страны. Провозглашенная республика оставалась фиктивной, и парламент, заседавший в Пекине, никакого влияния на жизнь страны не оказывал.

Основными противоборствующими силами в Китае оставались, с одной стороны, прояпонски настроенные правители северо-восточных провинций, с другой, партия Гоминьдан (Национальная партия Китая) и Коммунистическая партия.

Сунь Ятсен и его усилия по объединению Китая

В этот период на юге Китая, в Гуанчжоу (Кантоне) было создано Революционно-демократическое правительство Гоминьдан. Основатель и председатель либерально-демократической партии Гоминьдан Сунь Ятсен был дружески настроен по отношению к Советскому Союзу и ориентировался на сближение с китайскими и советскими коммунистами. Вместе с тем Сунь Ятсен не признавал марксизма и классовой борьбы, а из опыта СССР извлек представление о сильной государственной власти, опирающейся на сплоченную партию и революционную армию.

В 1921 г. Сунь Ятсен был избран на пост президента Китайской республики. В этом же году он обратился к наркому иностранных дел РСФСР Чичерину с письмом, в котором обрисовал сложность политического положения Китая и высказал желание вступить в контакт с Советским правительством.

В июне 1923 г. в Гуанчжоу состоялся III съезд Коммунистической партии Китая. На нем обсуждалось слияние компартии и гоминьдана и создание единого национально-революционного фронта с целью ликвидации феодально-милитаристских клик на севере Китая и объединения страны. Руководствуясь марксисткой идеологической доктриной, правительство Советского Союза поддерживало все национально-освободительные движения в мире. Не осталось оно в стороне и от китайских событий. Национально-освободительному движению в Китае оказывалась широкая помощь. В рамках интернациональной миссии для борьбы с прояпонскими силами гоминьдановское правительство получило:

  • денежные займы;
  • оружие, боеприпасы и другое военное снаряжение.

Так, в мае-октября 1926 г. на юг Китая пароходами было доставлено 28 тыс. винтовок, 31 млн. патронов, 145 орудий, 19 тыс. снарядов, 100 бомбометов, 20 самолетов, другие военные материалы и техника.

СССР направил в Китай своих лучших военных специалистов. В их числе П.А. Павлов, А.И. Черепанов, А.Я. Лапин, Н.В. Куйбышев, М.В. Сангурский и В.К. Блюхер. Выполняя функции советников, они оказали существенную помощь в реорганизации китайской Народно-революционной армии и в планировании Северного похода.

Разрыв отношений с Советским Союзом

12 марта 1925 г. Сунь Ятсен скончался, а его преемник Чан Кайши взял курс на разрыв с Коминтерном. Советским представителям становилось все труднее работать в Военном совете НРА Китая. Начавшаяся в 1925 г. в Китае Гражданская война привела к окончательному разрыву между Гоминьданом и КПК. В 1927 г. коммунисты были исключены из Гоминьдана, многие уничтожены, а сама коммунистическая партия объявлена вне закона. Фэнтяньскую милитаристскую клику в северо-восточном Китае возглавлял маршал Чжан Цзолинь. К 1920-м его власть получила официальное признание Пекина. Заручившись поддержкой Японии, он поставил под свой контроль три северо-восточные провинции и возглавил прояпонское «мукденское правительство» со столицей в городе Мукдене (ныне Шэньян). С 1929-го мукденское правительство официально подчинялось Нанкину (столица Китайской республики с 1927 по ), но фактически оставалось феодальной вотчиной сына Чжан Цзолина – Чжан Сюэляна.

Обретя верховную власть, Чан Кайши и большинство его соратников считали революцию завершенной и выступали за либеральные реформы и капиталистическую модернизацию страны. Коммунистическая партия Китая имела более радикальные цели:

  • продолжение революции и достижение диктатуры пролетариата;
  • проведение аграрной реформы;
  • политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации принадлежащих ей банков, рудников, железных дорог, фабрик и предприятий.

Разногласия между двумя китайскими партиями привели к 20-летней гражданской войне, длившейся до 1949 г.

После военного объединения Китая с феодальной раздробленностью было покончено. Старая система сменилась однопартийным правлением Гоминьдана с ярко выраженными признаками авторитарного режима в лице Чан Кайши. Тем не менее ситуация на селе не сильно изменилась: там по-прежнему верховодили феодально-ростовщические верхушки (бывшие помещики).

К концу 1920-х генералиссимус Чан Кайши, опираясь на иностранных империалистов, объединил воинствующие генеральские клики. Новый гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, подавлял коммунистов внутри страны и враждебно относился к Коминтерну. Империалистические круги США, Англии, Японии, пользуясь своим влиянием на китайский кабинет, подстрекали Чан Кайши к открытому вооруженному выступлению против Советского Союза. Из частей китайской национальной революционной армии для противостояния с РККА была сформирована «Армия обороны Северо-Восточных рубежей». Командовал ею «Молодой маршал» Чжан Сюэлян.

Не последняя роль в разжигаемом конфликте отводилась и бывшим белогвардейцам. После поражения в Гражданской войне десятки тысяч их эмигрировали в Маньчжурию. Большинство их проживало в Харбине – главном узловом городе КВЖД. Во многих китайских городах на русском языке издавались белогвардейские газеты и брошюры, призывавшие к новому походу на Москву и восстановлению старого «благословенного» порядка. Милитаристские правительства Чан Кайши в Пекине и Чжан Сюэляна в Мукдене оказывали белогвардейцам помощь поставками.

В свою очередь, совнарком руководствовался не только благородными целями помощи «угнетаемым народам». После раскола национального движения в Китае территория КВЖД стала центром распространения советской пропаганды среди китайского населения. Советское правительство оказывало политическую и военную поддержку Коммунистической партии Китая. Среди рабочих и служащих КВЖД было немало сотрудников ОГПУ, которые использовали работу на железной дороге как прикрытие агитационно-пропагандисткой деятельности. Такая ситуация не устраивала Чан Кайши и его кабинет.

Первые инциденты на КВЖД

Сразу после смерти Сунь Ятсена в 1925-м в северо-восточном Китае усиливается противостояние двух идеологических систем. Поводом и ареной конфликта становится Китайско-Восточная железная дорога. Гоминьдановские власти, имея целью ликвидировать советское влияние в районе КВЖД, организуют антисоветские провокации.

Поначалу эти меры имели ненасильственный характер:

  • Мукденские власти издают закон, запрещающий хождение советского рубля на территории Северной Маньчжурии.
  • В китайских городах под разными предлогами местные власти закрывает редакции советских газет («Трибуна», «Эхо»), а полиция проводит обыски.
  • Невнесение платы маньчжурской стороной за пользование железной дороги, что привело к образование огромного долга.

Эскалация напряженности на КВЖД продолжается вплоть до 1929 г. Бескровные меры постепенно перерастают в акты насилия. Китайские милитаристы регулярно совершают нападения на советских представителей, рабочих и служащих железной дороги, советские учреждения и предприятия, расположенные на территории Маньчжурии, самовольно захватывают имущество КВЖД. Китайские спецслужбы закрыли редакции советских газет, выходивших на КВЖД, распустили профсоюзы работников дороги, запретили советским служащим проводить собрания и советским детям носить пионерские галстуки и красные звездочки.

Мукденское правительство использовало КВЖД для бесплатных перевозок воинских частей, что являлось нарушением условий договора 1924 года. Китайское военное командование самовольно отправляло поезда, угрожая железнодорожным бригадам расстрелом в случае отказа. Правительство Чжан Сюэляна, базировавшееся в Мукдене, заявило о своем исключительном праве на КВЖД, на все обслуживающие ее здания и сооружения. Все эти действия были направлена на разрыв советско-китайских отношений и имели конечной целью захват КВЖД.

Объектами налетов становятся дипломатические учреждения

6 апреля 1927 г. китайские власти устроили налет на помещение советского посольства в Пекине и арестовали всех его сотрудников вместе с семьями. Одновременно с нападением на советское посольство в Пекине происходят налеты на советские представительства в других китайских городах. Китайская полиция и белогвардейцы громят советские консульства, избивают и бросают в тюрьмы советских дипломатов. Ликвидируются советские представительства в Шанхае, Ханькоу, Ухане.

29 декабря 1928 г. на здании управления КВЖД в Харбине спущен первоначальный флаг КВЖД (пяти-цветное полотнище Китайской Республики верху и красное советское знамя внизу) и поднят флаг Гоминьдана – белое солнце на синем фоне.

27 мая 1929 г. китайская военная полиция и белогвардейцы совершили налет на генеральное консульство СССР в Харбине. В качестве предлога для произвольного вторжения на территорию диппредставительства использовалась версия, якобы в этом здании должно проходить совещание представителей III Интернационала. Был произведен обыск, арестовано 38 сотрудников посольства, конфискована консульская переписка. Китайские власти официально заявили, что во время обыска в генеральном консульстве Советского Союза нашли документы, подтверждающие причастность советских служащих к подрывной большевистской пропаганде в Северной Маньчжурии. 

конфликт на квжд, советско-китайская война 1929
Обыск совпреда в Харбине. На улице стоят автомобили военной полиции и грузовик с солдатами

Министр иностранных дел нанкинского правительства, комментируя действия китайских властей, заявил прессе, что «данные, полученные при обыске советского посольства в Харбине, указывают на необходимость искоренения там коммунизма». Когда журналисты спросили, следует ли понимать это заявление, как одобрение действий маньчжурских властей, тот ответил, что национальное правительство Чан Кайши дало общий приказ об искоренении коммунизма, а местные власти принимают такие меры, какие считают целесообразными для осуществления этой цели (Известия 16.07.1929).

Впоследствии в отношении 38 арестованных советских дипломатов были сфабрикованы уголовные дела о подрывной работе в Маньчжурии. Более 5 месяцев их держали под следствием в крайне тяжелых условиях и жестоко обращались. Суд приговорил их к различным срокам каторги, и 10 декабря 1929 г. приговор был утвержден.

Эти события привели к окончательному разрыву между правительством Чан Кайши и Советским Союзом. В июне 1929-го в Нанкине прошло секретное заседание Чан Кайши и высшего генералитета. На нем запланировали захват КВЖД.

Начало конфликта за КВЖД

Китайские власти берут КВЖД силой

Официальной датой начала конфликта на КВЖД считается 10 июля 1929 г., когда по указанию мукденского правительства китайская полиция захватила телеграф по всей линии дороги, закрыла и опечатала торговое представительство и другие хозяйственные учреждения СССР (отделение Текстильсиндиката, Совторгфлота и др.). 2 тысячи советских граждан было арестовано и разбросано по концлагерям под Харбином и Сумбеем. На ответственные посты в управлении дороги вместо выгнанных советских руководителей назначили русских белоэмигрантов.

Одновременно оживились другие поджигатели войны – белогвардейцы. В то время на территории Маньчжурии действовала 12-тысячная армия эмигрировавшего в Харбин русского генерала В.А. Кислицына. Участились переходы границы, вооруженные нападения на пограничные заставы и населенные пункты. С августа 1929 г. на территории Маньчжурии мукденские власти объявили военное положение. Репрессии против проживавших в Китае советских граждан приняли массовый характер.

Однако китайские милитаристы не собирались останавливаться на захвате КВЖД. Разгромив советский дипкорпус, захватив инфраструктуру железной дороги и разбросав по концлагерям арестованных советских служащих, они стали готовить вооруженное нападение на советский Дальний Восток.

Северокитайские солдаты
Северокитайские солдаты

300-тысячная мукденския армия Чжан Сюэляна и 70-тысячные белогвардейские формирования в полной боевой готовности выдвинулись к дальневосточным рубежам СССР. Силы белокитайцев сосредоточились на четырех направлениях:

  • Линия Маньчжоули-Хайлар (ныне Хулун-Буир);
  • Южнее Благовещенска;
  • В устье реки Сунгари;
  • Поселок Турий Рог (западный берег оз. Ханка, Приморский край).

Ответные меры СССР

Исчерпав все средства мирного урегулирования конфликта, Москва приняла меры по обеспечению обороны Советского Дальнего Востока:

  1. 17 июля 1929 года объявило ноту о разрыве дипломатических отношений с нанкинским правительством и о прекращении железнодорожного сообщения через советско-китайскую границу.
  2. В конце июля приказом Реввоенсовета Союза ССР части и соединения Сибирского военного округа приводятся в боевую готовность и сосредотачиваются в приграничных районах Забайкалья, Приамурья и Приморья. Приводится в боевую готовность Дальневосточная речная флотилия. Боевые корабли выдвигаются из Хабаровска непосредственно к государственной границе для усиления РККА.
  3. В силу большой удаленности войска Дальнего Востока выделены из состава Сибирского военного круга в отдельное воинское объединение. Приказом Реввоенсовета Союза ССР от 6 августа 1929 г., подписанного его председателем К.Е. Ворошиловым, создается Особая Дальневосточная армия (ОДВА) (ЦГАСА). Ее командующим назначен В.К. Блюхер. Такое кадровое решение было неслучайным. С 1924 по 1927 гг. Блюхер находился в качестве военного советника при штабе китайской народно-революционной армии, разрабатывал наступательные операции против сил милитаристских генералов и отлично знал состояние и вооружение мукденских милитаристов. Армейским комиссаром ОДВА (начальник Политуправления) стал Н.Е. Доненко.
Штаб Особой Дальневосточной армии во время боев на КВЖД находился в Хабаровске
В штабе ОДВА кипит работа
В штабе ОДВА кипит работа

В состав ОДВА вошли кадровые части Красной Армии, получившие боевой опыт во время Гражданской войны на Дальнем Востоке:

  • 1-я стрелковая Тихоокеанская дивизия;
  • 2-я Приамурская дважды Краснознаменная стрелковая дивизия. Создана в 1918 г. в Приамурье большевиками С.М. Серышевым и П.П. Постышевым. Первыми ее бойцами стали местные партизаны. Дивизия участвовала в боях с белыми при освобождении дальневосточных городов. Отличилась при штурме волочаевских укреплений молчановцев в январе 1922 г. Тогда она называлась Сводной бригадой, а командовал ей Я.З. Покус. 9 октября под ударами этой дивизии пал Спасский укрепрайон – главный оплот белых в Приморье. В октябре 1922 г. части дивизии победным маршем прошли по главной улице Владивостока, что ознаменовало окончание Гражданской войны. 22 ноября 1922 г. Реввоенсовет Республики наградил дивизию орденом Боевого Красного Знамени. А в 1929 г. за помощь в ликвидации последствий наводнения на Амуре 1928 г. дивизию наградили орденом Трудового Красного Знамени, после чего она стала дважды Краснознаменной.
  • 26-ая Златоустовская Краснознаменная стрелковая дивизия – старейшая дивизия Советских вооруженных сил. Прошла боевой путь от Волги до Тихого океана. Свое название получила в честь освобождения города Златоуста. 24 августа 1920 г. за участие в разгроме Колчака часть награждена орденом боевого Красного Знамени.
  • 35-ая Сибирская Краснознаменная стрелковая дивизия;
  • 36-ая Забайкальская сд;
  • 5-я Отдельная Кубанская кавбригада, командовал которой Рокоссовский;
  • 9-я Отдельная Дальневосточная кавбригада;
  • Отдельный Бурят-Монгольский национальный кавдивизион.
Бои за КВЖД, девятая отдельная кавалерийская бригада
9-я отдельная кавалерийская бригада получает боевую задачу перед наступлением в Маньчжурии

Сотни бойцов и командиров этих частей уже награждены орденом Красного Знамени за проявленные в сражениях мужество и героизм. Помимо регулярных армейских частей в ОДВА вошли милицейские части Сибирского военного округа.

Политуправление ОДВА было создано решением ЦК ВКП(б) 24 августа 1929 г. Возглавил его Николай Ефимович Доненко. Управление занималось агитационной и политико-воспитательной работой в соединениях, осуществляло подбор кадров командиров и политработников.

Был организован выпуск боевых армейских газет «Тревога» и «Отпор». В газетах публиковались материалы о боевой и политической подготовке личного состава армии, очерки о подвигах советских воинов, сообщения о провокациях на границе, разоблачающие поджигателей конфликта на КВЖД – империалистические правящие круги США, Англии, Японии. Статьи, опубликованные в армейской газете, использовались для политинформации, групповых и индивидуальных бесед, докладов и лекций.

По поводу нагнетаемого китайской стороной конфликта вокруг КВЖД командарм ОДВА Блюхер указывал в своем приказе №8 от 9.09.1929 г.:

«Нападения и обстрелы не только участились до нескольких случаев ежедневно, но стали производиться в овсе более крупных размерах, причиняя нам значительные людские жертвы и материальный ущерб. Все эти действия противной стороны нельзя рассматривать иначе, как сознательную провокацию. По-видимому, они (китайские милитаристы) замышляют нечто большее, чем творимое на КВЖД и налеты на границы… Наше правительство в данном конфликте придерживается неизменной политики мира и принимает все зависящие от него меры к разрешению его мирным путем. На провокации необходимо отвечать выдержкой и спокойствием, допускать применение оружия исключительно только в целях собственной самообороны от налетчиков»

(выдержка их приказа опубликована в газете «Тревога» в номере 10 сентября 1929 года).

Выполняя приказ командования приграничные части ОДВА, соединения пограничной охраны и суда Дальневосточной речной флотилии вступали в боевые действия с китайцами только в целях самообороны. Такой общей позиции в отношении иностранной агрессии советское правительство придерживалось и в конфликте с Японией на оз. Хасан и в преддверии нападения нацистской Германии. И если первое ограничилось лишь локальным вооруженным столкновением, то последнее закончилось полномасштабным вторжением армии противника на территорию страны и огромными материальными и людскими потерями.

19 августа Советский Союз передал мукденскому и нанкинскому правительствам ноту протеста, в которой потребовал разоружить находящиеся на территории Маньчжурии отряды белогвардейцев и прекратить налеты на советскую территорию. Аналогичные заявления СССР делал 29 августа, 9 и 25 сентября. Однако предупреждение советской стороны не возымело действия, и стрельба на границе продолжались. В связи с этим Реввоенсовет СССР издал директиву о переходе войск ОДВА, пограничной охраны ДВ края и кораблей Дальневосточной речной военной флотилии от оборонительных боев к наступательным.

Выполняя приказ командования приграничные части ОДВА, соединения пограничной охраны и суда Дальневосточной речной флотилии вступали в боевые действия с китайцами только в целях самообороны. Такой общей позиции в отношении иностранной агрессии командование Красной Армии придерживалось и в конфликте с Японией на оз. Хасан, и в преддверии нападения нацистской Германии. И если первое ограничилось лишь локальным вооруженным столкновением, то последнее закончилось полномасштабным вторжением армии противника на территорию страны и огромными материальными и людскими потерями.

19 августа Советский Союз передал мукденскому и нанкинскому правительствам ноту протеста, в которой потребовал разоружить находящиеся на территории Маньчжурии отряды белогвардейцев и прекратить налеты на советскую территорию. Аналогичные заявления СССР делал 29 августа, 9 и 25 сентября. Однако предупреждение советской стороны не возымело действия, и стрельба на границе продолжались. В связи с этим Реввоенсовет СССР издал директиву о переходе войск ОДВА, пограничной охраны ДВ края и кораблей Дальневосточной речной военной флотилии от оборонительных боев к наступательным.

Силы сторон

К началу октября 1929 г. Чжан Сюэлян сосредоточили у границ с СССР Мукденскую «армию обороны Китая» и Сунгарийскую военную флотилию:

Силы китайцев В составе ОДВА
165 тыс. солдат 39 848 солдат
216 артиллерийских орудий 296 артиллерийских орудий
370 пулеметов 1354 пулемета
2 бронепоезда 4 бронепоезда
11 кораблей (Сунгарийская речная флотилия: крейсер, 3 канонерки, 4 парохода и 3 плавучих батареи) 12 кораблей (Амурская военная флотилия = Дальневосточная военная флотилия)
10 танков МС-1
69 самолетов

Как мы видим из таблицы, численное превосходство было на стороне белокитайцев. Но ОДВА превосходила их по числу самолетов, бронепоездов и пулеметной насыщенности стрелковых войск. Советские войска были лучше мотивированы в морально-политическом отношении, т.к. защищали свою родину и пользовались народной поддержкой.

Красноармейский пулеметный расчет
Красноармейский пулеметный расчет
Красноармеец с ручным пулеметом
Красноармеец с ручным пулеметом

В. К. Блюхер (газета Советская Сибирь. 4 ноября 1929):

«Мы работали и дрались на границе, чувствуя на каждом шагу братскую поддержку рабочего класса и широких крестьянских масс».

К этому времени РВС ОДВА произвел перегруппировку сил. Войска разделены на две группы:

  1. Приморская группа в районе Уссурийска (командующий А.Я. Лапин): 1-я Тихоокеанская сд; 2-я Приамурская сд; 26-ая Златоустовская сд; 9-я кавбригада; 19-й артдивизион; погранотряды; 5-я истребительная эскадрилья; 40-ая легкобомбардировочная эскадрилья; 19-й авиаотряд.
  2. Забайкальская группа на линии пос. Абагатуевский – г. Даурия (командующий С.С. Вострецов): 5-я Отдельная Кубанская кавбригада; 35-я Сибирская Краснознаменная стрелковая дивизия; 36-ая Забайкальская стрелковая дивизия; 26-я легкобомбардировочная эскадрилья, 18-й корпусной артиллерийский дивизион, 18-й корпусной саперный батальон, 1-я железнодорожная рота, Отдельный бурят-монгольский кавалерийский дивизион, три бронепоезда, отдельная рота танков МС-1.

После перегруппировки войска ОДВА перешли от опорных боев, направленных на отражение провокаций противника, к упреждающим ударам с переносом боевых действий на территорию противника.

Война на КВЖД

Сунгарийская наступательная операция

В череде наступательных операций Красной армии первым стал удар в районе впадения реки Сунгари в Амур. Именно здесь по линии городов Лахасусу и Фугдин (ныне городские уезды Тунцзян и Фуцзинь соответственно) проявлялась наибольшая активность белокитайцев. Сунгарийская военная флотилия (1-я охранная флотилия) позволяла противнику перебрасывать сюда войска речным путем из Харбина.

К началу октября вся китайская военная флотилия сосредоточилась на рейде Лахасусу. По ночам ее корабли рыскали по многочисленным протокам Амура, нарушая государственную границу и обстреливая советские погранзаставы и населенные пункты.

В районе Лахасусу белокитайцы создали глубоко эшелонированную линию обороны. Это была сплошная линия окопов в полный рост протяженностью 6 км с хорошо укрепленными артиллерийскими и пулеметными огневыми позициями. Общая численность полевых сил противника составляла 3000 солдат, 12 пулеметов, 2 артиллерийские батареи, 40 полевых бомбометов.

Левый фланг обороны упирался в Сунгари и прикрывался Сунгарийской речной флотилией. Вторая линия обороны была возведена выше по течению Сунгари в районе Фугдина. Все подходы к укреплениям белокитайцев и устье реки были заминированы. Проходы на рейд закрывали заграждения из бревен, установленные по течению параллельно друг другу и скрепленных стальными тросами. Боновые заграждения для того времени было серьезным препятствием для военных судов, если бы они попытались войти в русло реки.

Сунгарийский укрепленный район с мощными фортификационными сооружениями, огневыми позициями и минными полями был не только серьезным узлом обороны противника. В зимний период, когда естественную водную преграду – Амур – можно легко преодолеть по льду, — отсюда удобно развернуть крупное наступление на советскую территорию.

Располагая данными о подготовке в районе устья Сунгари крупной провокации с возможным вторжением на территорию СССР и прерыванием сообщения по Транссибирской железной дороге, РВС ОДВА принял решение нанести упреждающий удар. С учетом географических особенностей устья Сунгари и расположенным в этом районе укреплений противника был разработан план операции. Он состоял из 2 этапов:

  1. Лахасусский – разгромить главные силы противника в Сунгарийском укрепленном районе;
  2. Фугдинский – уничтожить остатки сухопутным сил и Сунгарийской флотилии у Фугдина в 60 км вверх по течению Сунгари.

В Лахасусской операции принимали участие следующие подразделения ОДВА:

  • 5-й и 6-й Амурские стрелковые полки 2-й Приамурской стрелковой дивизии;
  • 2-й десантный батальон 4-го Волочаевского Краснознаменного спСтрелковый полк 2-й Приамурской сдСтрелковая дивизия;
  • Дальневосточная речная военная флотилия: 8 кораблей;
  • 40-я бомбардировочная им. Ленина эскадрилья, 68-я эскадрилья, 4-я и 5-я авиаэскадрильи.

Общая численность советских войск в этом районе: 3122 штыка, 48 станковых и 30 ручных пулеметов, 21 орудие. Командующие Сунгарийской группировкой:

  • Командир 2-ой Приамурской Краснознаменной дивизией И. А. Онуфриев.
  • Командир Амурской военной флотилии Я.И. Озолин.

Сунгарийская наступательная операция делала ставку на внезапность. Разрабатывалась скрытно, и в частях о ней объявили лишь в канун наступления. Перед операцией командование ОДВА и Политуправление вели в войсках большую партийно-политическое работу. Политработники разучивали с бойцами специально сочиненные песни для поднятия боевого духа. Среди красноармейцев и краснофлотцев политруками были проведены лекции на тему «Положение дел на советско-китайской границе». В директиве Политуправления ОДВА от 7 октября 1929 г. была поставлена задача повысить роль коммунистов и комсомольцев в боевой обстановке, «научиться храбрость соединять с умелой организацией руководства и управления своими подразделениями в бою».

В период Сунгарийской наступательной операции в экипажах речных судов из числа наиболее подготовленных коммунистов назначались лица, которые работали с каждым матросом в отдельности. Они назывались «индивидуалами». В дни, предшествующие боевой операции, многие солдаты и матросы подавали заявления о приеме в Коммунистическую партию.

План разгрома Сунгарийской группировки противника был утвержден на совещании командования 10 октября. На нем присутствовали начальник штаба ОДВА и руководитель операции А. Я. Лапин, командующий Амурской военной флотилией Яков Иванович Озолин, командир 2-й Приамурской сд И. А. Онуфриева, а также командиры и комиссары частей и кораблей.

В 6 часов утра 12 октября советская авиация атаковала Сунгарийскую флотилию, стоящую у Лахасусу, и потопила 5 из 11 кораблей. Уцелевшие суда отступили вверх по Сунгари к Фугдину. Одновременно артиллерийские батареи на левом берегу Амура и палубные орудия мониторов «Ленин», «Красный восток», «Сунь Ятсен», «Свердлов» открыли огонь по укреплениям маньчжурских войск. После артподготовки с кораблей Амурской речной флотилии на правый китайский берег Амура был высажен десант. Под прикрытием полевых орудий и корабельных батарей пехота смяла сопротивление гарнизона Могонхо (Мохонко)-Чичихэ.

На правом фланге обороны противника высадился 5-й Амурский сп. Сломав сопротивление белокитайцев, амурцы вышли к Лахасусу с северо-востока. В тыл противника заброшен 6-й Хабаровский стрелковый полк. Совершив глубокий обходный маневр, части полка вышли к Лахасусу с юга. Таким образом, к 12 часам дня подразделения 2-й Приамурской сд охватили гарнизон стариной маньчжурской крепости плотным кольцом. После прицельного обстрела судовых и береговых батарей и 45-минутного штурма гарнизон крепости сдался.

Во время Сунгарийской наступательной операции проявились высокие морально-политические качества советских бойцов, командиров и комиссаров. Капиталистические страны увидели высокую выучку личного состава советской армии и флота, тесное тактическое взаимодействие всех родов войск. Внезапные, мощные и согласованные действия стрелковых частей, артиллерии, кораблей и авиации предопределили разгром Сунгарийской флотилии и усиленных китайских гарнизонов Лахасусу и Могонко-Чичихэ.

Война за КВЖД, сражение под Лахасусу
Схема Лахасусского сражения 12 октября 1929 года

Разрушив уцелевшие после боев вражеские укрепления, части РККА возвратились на свою территорию. Советский Союз старался не выглядеть на мировой арене оккупантом. Цели наступления были исключительно военные – разгромить вооруженные формирования противника, ликвидировать внешнюю угрозу для страны. Если перефразировать знаменитое высказывание А. Македонского: «Пришли, увидели, победили… и ушли».

Фугдинская операция

После поражения под Лахасусу остатки 1-й охранной флотилии и 9-й пехотной бригады отступили к городскому уезду Фугдин (современный Фуцзинь) в 60 км выше по течению Сунгари. Взятие Фугдина открывало Красной Армии дорогу на Харбин. В Харбине располагались резервы китайской армии, проживало большинство эмигрировавших из России белогвардейцев. В окрестностях города размещались военные концлагеря, где китайские милитаристы держали советских граждан, схваченных во время инцидентов на КВЖД.

С августа 1929 г. китайское командование занималось укреплением этого района. В 14 км северо-восточнее Фугдина возвели сплошную 13-километровую линию траншей с ходами сообщений, артиллерийскими и минометными позициями и пулеметными точками. Город подготовили к оборонительным боям. В окнах зданий оборудовали пулеметные гнезда. Сухопутная полоса обороны на подступах к городу смыкалась с системой плавучих мин на Сунгари. Чуть ниже по течению белокитайцы затопили несколько барж и пароходов, тем самым перекрыв фарватер. Сухопутные и речные укрепления составляли единую линию обороны Фугдинского укрепрайона.

Перед командованием ОДВА стояла задача ликвидировать фугдинскую группировку белокитайских войск и остатки Сунгарийской речной флотилии. Задействованные в операции советские войска были разделены на 2 группы:

  • ударную (командующий флотилией Я.И. Озолин),
  • десантную (командир 2-й Приамурской дивизии И.А. Онуфриев).

Ранним утром 29 октября тральщики сняли китайские минные заграждения в устье Сунгари. В ночь с 29 на 30 октября бронекатер «Барс» прошел через минные поля выше по течению. Разведчики разрушили телеграфную связь между Лахасусу и Фугдином. На рассвете 30 октября корабли ударной группы – канонерские лодки и мониторы – выдвинулись в 60-километровый поход вверх по Сунгари. Впереди шли тральщики заграждения, уничтожая мины и измеряя глубину. Вслед за ударной группой начала движение десантная группа – пароходы и баржи со стрелковыми подразделениями 2-й Приамурской дивизии.

На всем пути речную процессию сопровождали самолеты 68-го отдельного авиаотряда. Они вели разведку по всему маршруту движения советских судов. Вечером 30 октября отряд вышел на рейд Фугдина. На рассвете 31 октября тральщики принялись снимать мины и расширять проходы для кораблей. К 8 часам утра через сделанные проходы головной отряд десанта прорвался к Фугдину. Авиация потопила стоящие возле города остатки Сунгарийской военной флотилии. После этого под прикрытием артиллерийского огня с военных судов на берег высаживаются части 4-го Волочаевского и 5-го Амурского сп 2-й Приамурской сд. Их задача – обойти город с юга и отрезать белокитайцам пути к отступлению. К 6 часам вечера кольцо окружения вокруг Фугдина сомкнулось. Десантные подразделения ворвались в город, завязались уличные бои. К утру 1 ноября сопротивление белокитайцев было сломлено, их остатки сдались в плен.

Война за КВЖД, Фугдинское сражение
Фугдинское сражение – второй этап Сунгарийской операции 1929 года

Успешно выполнив поставленную командованием задачу, вечером 1 ноября части 2-ой Приамурской сд и корабли Дальневосточной речной флотилии отправились в обратный путь. 4 декабря 1929 г. в Хабаровск возвратился последний военный корабль, принимавший участие в боях с китайцами. 46 красноармейцев и краснофлотцев удостоились высшей тогдашней награды СССР – ордена боевого Красного Знамени.  

Мишаньфусская операция

С начала октября 1929 г. усилились нападения китайцев на советскую границу в районе оз. Ханка (Приморье). Командование ОДВА располагало достоверными сведениями, что китайские милитаристы готовят военное вторжение в этом районе. Перейдя государственную границу в районе города Иман (ныне Дальнереченск), войска противника могли беспрепятственно пройти через малонаселенные территории и перерезать железную дорогу Хабаровск-Владивосток.

В первой декаде ноября 1929 г. китайское командование перебрасывает в район Мишаньфу-Пандяхоз крупные армейские соединения: 1-ую Мукденскую гвардейскую кавдивизию, а из района Лахасусу-Фугдин остатки 7-й пехотной бригады. Дополнительно в этом районе формируются диверсионные отряды белогвардейцев.

В этих условиях командование ОДВА разработало план операции по разгрому мукденской группировки противника в районе города Мишаньфу (современный Мишань). Для осуществления намеченной задачи к 16 ноября на указанном направлении были сосредоточены следующие силы:

  • в районе пос. Турий Рог – 1-я Тихоокеанская сд (командир дивизии А. И. Черепанов);
  • в районе Спасска, восточный берег озера Ханка – 9-я Отдельная Дальневосточная кавбригада (командир Д. А. Вайнерх);
  • сухопутные силы в Приморье поддерживала авиационная группа войск ОДВА в составе 5-й истребительной и 40-й бомбардировочной им. Ленина эскадрильи.

В соответствии с планом операции 1-я Тихоокеанская сд наступала на север в направлении на Мишаньфу. 9-я кавбригада обходила город с запада, чтобы отрезать его от остальных сил противника и переправ через реку Мурень.

В 6 часов утра 17 ноября советские части перешли границу у пос. Турий Рог:

  • 1 колонна: 9-я кавбригада двигалась на Мишаньфу, имея задачу ворваться в город с юго-восточной окраины;
  • 2 колонна: два сп 1-й Тихоокеанской сд обходят Мишаньфу с востока;
  • 3 колонна: 1-й Читинский стрелковый полк двигается в район Тайпинчжэн с задачей сковать резервы противника и принять на себя контратаки вторых эшелонов.

К 15 часам дня, пройдя по вражеской территории 40 км, передовые отряды 9-й кавбригады вышли на подступы к Мишаньфу. Советская конница атаковала отряды противника, пытавшиеся выйти из города в западном направлении. Развивая успех, кавбригада выдвинулась к переправам через реку Мурень севернее Мишаньфу, чтобы отрезать китайцам пути к отходу.

К 16 часам к китайскому городу подошли приданный кавбригаде стрелковый полк и гаубичная батарея. Стрелковые соединения при поддержке артиллерии пошли на штурм гарнизона. К вечеру 17 ноября Мишаньфу был взят.

Конфликт за КВЖД, сражение под Мишаньфу
Сражение у Мишаньфу 17 ноября 1929 года

Полностью выполнив поставленные командованием ОДВА боевые задачи, части Приморской группы войск к исходу 18 ноября покинули территорию Маньчжурии и вернулись на исходные рубежи.

Чжалайнор-Маньчжурская операция

Китайское командование решает взять реванш в Забайкалье. Основные силы маршала Чжан Сюэляна сосредоточились на линии Маньчжурия-Чжалайнор:

  • в г. Маньчжурия — 15-я пехотная бригада, кавэскадрон, саперные и технические подразделения и несколько бронепоездов вдоль железнодорожных путей;
  • в г. Чжалайнор (Далайнор) – 1-я и 5-я пехотные бригады;
  • в районе Цаган-Хорхонтэ – 14-я и 17-я пехотные бригады;
  • в Хайларе (ныне Хулун-Буир) – три полка 3-й кавдивизии и авиаотряд.

Белокитайская группировка насчитывала 28 450 штыков и сабель, 96 пулеметов, 96 бомбометов, 42 орудия, 2 бронепоезда и 5 самолетов. Помимо этого, совместно с китайскими частями действовали белогвардейские отряды бывших семеновцев и унгерновцев.

С середины июня китайцы занимались возведением круговых укреплений вокруг населенных пунктов Маньчжурия и Чжалайнор. В инженерных работах им помогали инструкторы-белогвардейцы, имевшие опыт царской армии. Оборонительные линии китайцев были сооружены по всем правилам фортификационного искусства того времени.

Правый фланг обороны упирался в естественную водную преграду – р. Мутная Протока. Перед фронтом тянулся сплошной ров глубиной 2-3 м. Пулеметные площадки и наблюдательные пункты сплошь бетонированные. Противник оборудовал разветвленную сеть окопов полного профиля с навесными перекрытиями, траверсами и ходами сообщений. На позициях установлены пулеметы, бомбометы и артиллерийские орудия. Китайскими войсками в районе Маньчжурия-Чжалайнор-Хайлар-Цицикар (Северо-Западный фронт) командовал генерал лейтенант Лян Чжуцзян.

В октябре в Чжалайнор-Маньчжурской группировке войск действует «Отряд уничтожения СССР», сформированный из буржуазной и помещичьей молодежи – потомков тех, кого большевики выгнали из России. Отряд занимался агитационной работой среди солдат, офицеров и местного приграничного населения. Массово выпускались плакаты, призывы к китайским гражданам бороться с большевиками. К печатной пропаганде прилагались карты Китая, на которых советские Приамурье и Приморье были обозначены как китайская территория.

В сложившихся условиях подготовка Чжалайнор-Маньчжурской операции приобрела большое политическое значение. Упреждающее наступление советских войск должно быть сорвать авантюристические планы китайской военщины. На этот раз соединениям и частям ОДВА предстояло действовать в условиях суровой забайкальской зимы.

С 12 по 14 ноября части 18-го стрелкового корпуса находились на марше из Читы к советско-китайской границе. К вечеру 14 ноября все части и соединения прибыли в район сосредоточения и заняли исходные позиции. Забайкальская группа войск ОДВА насчитывала 6 тыс. штыков и сабель, 88 орудий, 166 ручных и 331 станковых пулеметов, 32 самолета и 9 танков МС-1 (отдельная танковая рота). Таким образом, по численности в районе Маньчжурия-Чжалайнор войска противника превосходили Забайкальскую группу ОДВА втрое, однако вооружены были хуже. 

Советская авиация на КВЖД
В полете советские боевые самолеты

Задачей Чжалайнор-Маньчжурской наступательной операции, разработанной под руководством командующего армией Блюхера, было нанесение стремительных скоординированных ударов с последующим разгромом группирующихся сил противника. Операция готовилась скрытно. Помимо Блюхера в ее разработке принимали участие командующий Забайкальской группой войск С.С. Вострецов. Начальник штаба – Г. И. Кассин.

Помимо тактической задачи разгрома военной силы противника, перед Политуправлением ОДВА ставилась идеологическая цель. Необходимо было продемонстрировать беднейшим слоям китайского населения свое «классовое лицо», разрушить создаваемый китайскими властями негативный образ Красной Армии и СССР. Во всех частях и соединениях прошли агитационно-пропагандистские собрания, на которых обсуждались задачи предстоящей операции, политработниками была проведена лекция «О боевых традициях ОДВА в период Сунгарийской, Фугдинской и Мишаньфунской операций».

План Чжалайнор-Маньчжурской наступательной операции был окончательно утвержден 15 ноября 1929 года. 16 ноября произведена перегруппировка войск.

конфликт за квжд, советско-китайская война
Чжалайнор-Маньчжурская наступательная операция. Штурм ст. Далайнор

Ранним утром 17 ноября началось советское наступление. 35-я Сибирская Краснознаменная сд выполняла обход противника по долине р. Аргунь. В 7 часов утра белокитайцы обнаружили обходные колонны и открыли ружейно-пулеметный огонь. Советские стрелки развернулись в боевой порядок и пошли в атаку. Белокитайцы встретили атакующих огнем из блиндажей и окопов. В огненный шквал включились минометы и артиллерия. Орудия Ленинградского полка подавили огневые точки противника. Стрелковые соединения в ближних боях, то и дело переходящих в рукопашные схватки, брали траншею за траншеей, блиндаж за блиндажом. Бой продолжался целые сутки. После взятия высоты 269,8 взята остатки 17-й пехотной бригады отошли в направлении ст. Чжалайнор.

Одновременно приступили к выполнению боевой задачи полки 5-й Отдельной Кубанской кавбригады Рокоссовского. Они должны были выйти юго-восточнее ст. Чжалайнор и отрезать ее от расположенного в казармах гарнизона и главных сил 17-й пехотной бригады. По вставшему льду конница перешла Аргунь и устремилась вглубь китайской территории. Перерезав железную дорогу Чжалайнор-Хайлар, кубанцы вышли в тыл Чжалайнорскому гарнизону.

Стрелковые части 108-го Белорецкого полка наступали на Чжалайнор с севера при поддержке артиллерии и первых серийных советских танков МС-1. Чжалайнорская наступательная операция стала боевым крещением для этих машин.

Вот как описывает первое боевое применение советских танков в своих мемуарах генерал И.И. Федюнинский, в то время командир 6-й стрелковой роты 106-го Сахалинского полка З6-й сд:

«Взводы уже изготовились для атаки, когда у нас в тылу послышался шум двигателей и вскоре из-за сопки вынырнули два наших танка МС-1. Я жестом приказал им остановиться. Командиры танков доложили, что отстали от своего подразделения и не знают, что делать. Я распорядился поддержать атаку роты и указал задачи. Заметил, что бойцы мои заметно повеселели. С танками идти на врага вернее… Поддерживаемые танками, ведущими огонь с коротких остановок, стрелки почти без потерь ворвались на позиции китайцев и через вертикально расположенные дымоходы забросали гарнизоны дотов гранатами…».
Один из танков МС-1, участвовавших в боестолкновениях за КВЖД. Музей Тихоокеанского флота. Владивосток
Танк МС-1 в Хабаровском военно-историческом музее
Танк той же конструкции в Хабаровском военно-историческом музее

Главные силы 36-й Забайкальской сд продвигались к Чжалайнору с северо-запада. С окружающих сопок белокитайцы вели ураганный огонь. При поддержке танков и артиллерии 36-го Волжского артполка к полудню 17 ноября противник был окончательно выбит из огневых точек северо-восточнее Чжалайнора. В этот момент 35 -я сд уже сомкнула кольцо на Чжалайноре. Участь китайского гарнизона была решена.

К вечеру 17 ноября ст. Чжалайнор и станционный поселок были заняты частями 105-го Ленинградского и 104-го Петропавловского сп 35-й сд. Город Маньчжурия оказался блокирован от остальной китайской территории.

106-й Сахалинский сп 36-й Забайкальской сд с боями вышел на южный участок Маньчжурского укрепрайона и соединился с 63-м им. Фрунзе сп 21-й Пермской Краснознаменной сд.

Таким образом, пути отхода Муньчжурской группировке были отрезаны. В результате согласованных и стремительных действий всех соединений и частей Забайкальской группы войск ОДВА к вечеру 17 ноября противник окружен в районе Чжалайнор-Маньчжурия. Советское командование предъявило ультиматум о безоговорочной капитуляции. Белокитайцы не приняли предложение, а на помощь осажденным из Хайлара уже двигались подкрепления.

На рассвете 18 ноября гарнизон г. Маньчжурия сделал попытку прорваться из окружения. В ночь на 19 ноября противник повторил попытку прорыва.

Положение белокитайцев, зажатых в г. Маньчжурии и под ст. Чжалайнор, ухудшалось с каждым часом. Все поле от разъезда Абагайтуевского до городских ворот Маньчжурии было усеяно трупами и армейским имуществом: гранатами, гильзами, винтовками и пиками.

Большую помощь стрелковым и кавалерийским частям и соединениям Забайкальской группы войск ОДВА оказывала советская авиация. 26-я авиаэскадрилья, 6-й и 25-й авиаотряды совершали интенсивные налеты на оборонительные сооружения противника в районе Маньчжурии и Чжалайнора, с бреющего полета расстреливали белокитайскую конницу.

Что касается, первых советских танков МС-1, то их боевое применение в Забайкалье, хотя и было оценено командование как удовлетворительное, выявило массу конструктивных недостатков. В вооруженных конфликтах 1920-х бронетанковые войска не играли столь существенной роли, как на полях Великой Отечественной. В победе Красной Армии под Чжалайнором и Маньчжурией решающую роль сыграли бог войны артиллерия, царица полей пехота и стремительная кавалерия.

Легкий танк сопровождения пехоты МС-1 не столько уничтожал врагов, сколько оказывал на них психологическое воздействие. Причем 7 из 9 применявшихся танков за 3 дня боев вышли из строя, но не потому, что были подбиты, а из-за технических неисправностей.

19 ноября части и соединения Забайкальской группы войск ОДВА приступили к ликвидации окруженного противника. В 9 часов утра 108-й Белорецкий сп 36-й сд тремя эшелонами при поддержке танков МС-1, перешел в наступление на юго-западную окраину Маньчжурии, справа наступал 107-й Владимирский сп, слева 63-й им. Фрунзе сп 21-й Пермской сд. Противник оказывал упорное сопротивление, однако к полудню передовые части 21-й и 36-й сд во взаимодействии с кавполками Кубанской бригады ворвались в город.

Генерал Лян Чжуцзян начал переговоры. Советскую делегацию возглавлял С. С. Вострецов. Он выдвинул требование о безоговорочной капитуляции. Китайские комбатанты сложили оружие, штаб командующего Северо-Западным фронтом генерала Лян Чжуцзяна в полном составе сдался в плен.

В соответствии с внешнеполитическими принципами Советского Союза войска ОДВА оказывали помощь мирному китайскому населению, доказывая тем самым, что Красная Армия – не захватчик и агрессор, а интернациональная армия.

По распоряжению Блюхера в г. Маньчжурия была создана специальная комиссия, которая изымала у пленных китайских солдат и белогвардейцев награбленное у мирных жителей имущество. В городе повесили объявление, что командование Красной Армии и представители городского самоуправления приглашают граждан города для опознания и получения своих вещей. Среди местного населения велась агитационно-пропагандистская работа. Разъяснялся агрессивный характер действий китайской военщины на КВЖД:

  • Распространялись листовки и газеты на китайском языке, в которых публиковались официальные заявления Советского правительства, народного комиссариата, сообщения Реввоенсовета ОДВА, а также письма и обращения пленных китайских солдат, общественных и политических деятелей к китайскому народу и китайской армии, рассказывалась правда о Советском Союзе, разъяснялись благородные цели Красной Армии. Политработники рассказывали на митингах и собраниях об успехах строительства социализма в СССР, об интернациональном долге ОДВА.
  • Советским командованием была проведена значительная работа по нормализации отношений с китайскими гражданами, убеждение их в том, что СССР — друг Китая. С жителями проводили собрания, беседы и открытые киносеансы, распространялись листовки на китайском языке и советские газеты. Крестьянам и горожанам бесплатно выдавались мука, хлеб, сахар, мясо и другие продукты питания. Кроме того, населению были возвращены лошади и упряжь, реквизированные китайским командованием и оказавшиеся в числе трофеев РККА. В результате отношение китайского населения к СССР и советским военнослужащим улучшилось, а городская управа города Маньчжурия приняла два постановления, выражавшие благодарность красноармейцам.
  • С китайскими военнопленными хорошо обращались и хорошо кормили, с ними проводилась агитационно-разъяснительная работа. Раненым и больным военнопленным оказывали медицинскую помощь. На бараках были вывешены лозунги на китайском языке «Мы и Красная армия — братья!» В лагере выходила стенгазета под названием «Красный китайский солдат». Уже через два дня 27 китайских военнопленных подали заявления о вступлении в комсомол, а 1240 человек подали заявление с просьбой оставить их в СССР.

При этом советские военные власти придерживались принципов невмешательства во внутренние дела Китая.

Хайларская операция – последний гвоздь в крышку гроба китайских милитаристов

Разгром Чжалайнор-Маньчжурской группировки резко ухудшил положение белокитайской армии. Китайское правительство отказалось от своих планов в отношении советского Забайкалья.

В войсках противника началось разложение. Солдаты отказывались вести боевые действия, участились случаи массового дезертирства. В некоторых провинциях вспыхнули антиправительственные мятежи.

Однако в армии Чжан Сюэляна еще оставались боеспособные части, которые могли представлять угрозу для СССР. Командующий ОДВА Блюхер лично обращался к солдатам и офицерам 5-й пехотной и 3-й кавалерийской бригад противника с предложением сложить оружие и избежать ненужного кровопролития. Однако предложение было отвергнуто. Названные воинские части сосредотачивались восточнее района Чжалайнор-Маньчжурия в городе Хайлар (ныне городской округ Хулун-Буир).

Штаб Блюхера стал готовить план Хайларской наступательной операции по разгрому остатков белокитайской армии в Маньчжурии. 36-ая Забайкальская сд получила задачу овладеть позициями на участке Хорхонтэ-Ваньчунь-Хайлар. Войска, задействованные в операции, были разделены на 2 отряда – Хайларский и подвижный авангардный, сосредоточенные в районе ст. Чжалайнор.

  • Хайларский отряд: 36-я сд, 106-й Сахалинский и 108-й Белорецкий сп, 36-й Волжский артполк, дивизион бронепоездов, танковая рота, рота связи, 1-я рота отдельного саперного батальона, рота 9-го железнодорожного полка, 2-я Московская автогрузовая рота. Общее командование Хайларской группой войск возложено на Барановича.
  • Подвижной отряд: батальон 106-го Сахалинского сп и 1-я рота Московской автороты.

Хайларская операция – первое в истории советского военного искусства одновременное движение крупного отряда по железной дороге и маневренного подвижного отряда на автомашинах. Причем это происходило в условиях суровой забайкальской зимы. В этой операции командующий Забайкальской группой войск Вострецов использовал опыт Гражданской войны, сочетающий метод эшелонной войны с выброской в глубокий тыл противника усиленного головного батальона.

Головной батальон выступил со ст. Чжалайнор 26 ноября 1929 года на 20 грузовых и 3 легковых автомашинах. Главные силы двигались тремя эшелонами (бронепоезда №65, 66, 67) по железной дороге. По занесенным снегом дорогам батальон преодолел за 9 часов 100 км и к 18.00 добрался до станции Ваньчунь. Продвижение по железной дороге также проходило очень тяжело. Отступающие неприятельские части разрушили большую часть станционных построек и взорвали участки железнодорожного полотна, вывели из строя систему водоснабжения. Преодолев за 14 часов 150 км пути, ночью 27 ноября головной батальон Сахалинского сп вступил в Хайлар, к утру в город подтянулись главные силы 36-й Забайкальской сд.

Появление советских войск было настолько неожиданно для противника, что они бросили город, не принимая бой, и отошли на восток за хребет Большой Хинган. После вступления Красной Армии в Хайлар в городе были сохранены местные органы власти и гражданского самоуправления. Частная собственность граждан объявлялась неприкосновенной и находилась под охраной советского командования. Жителям города и окрестных деревень производилась бесплатная раздача муки, дров, угля. В пустующих больницах стали вести прием советские врачи. Политотдел 36-й сд провел с населением города агитационно-пропагандистскую работу. Политические бойцы из числа коммунистов и комсомольцев рассказывали местному населению об успехах социалистического строительства в СССР, о миролюбивой внешней политике Советского Союза. Для населения города открыли кинотеатр, устраивали концерты, детские утренники, митинги и собрания.

Хабаровский дипломатический протокол

Первые шаги к перемирию китайская сторона стала предпринимать еще до вступления советских войск в Хайлар. 21 ноября двое сотрудников советского консульства в Харбине – Кокорин и Нечаев – и китайский полковник перешли советско-китайскую границу в районе с. Пограничное в Приморье. Делегаты передали советским властям послание харбинского дипломатического комиссара Цай Юньшэна, что тот уполномочен правительством Чжан Сюэляна приступить к мирным переговорам. 22 ноября агент Наркоминдела в Хабаровске товарищ Симановский передал им ответ советского правительства, и три посланника направились назад в Харбин. В ответной телеграмме было сказано, что СССР готов пойти на мирное урегулирование конфликта при условии, что Китай:

  1. признает статус-кво на КВЖД на основе Пекинского и Мукденского соглашений от 1924 года;
  2. восстановит в должности советского управляющего дорогой;
  3. освободит всех арестованных в связи с конфликтом на КВЖД сотрудников предприятия;
  4. уволит с КВЖД китайцев и белоэмигрантов, незаконно назначенных на должности во время советско-китайского конфликта.

Мукденский правитель Чжан Сюэлян принял эти условия. Его ответ пришел в Хабаровский отдел Народного комиссариата иностранных дел 27 ноября.

Конфликт на КВЖД завершился подписанием мирного договора. 22 декабря 1929 года представители китайской и советской сторон – Цай Юньшэном и А. Симановским – подписали Хабаровский протокол. Это международное соглашение ликвидировало военно-политический конфликт на КВЖД. Дорога вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

Хабаровская пресса освещала все события вокруг КВЖД
Хабаровская пресса освещала все события вокруг КВЖД
Здание в Хабаровске, в котором в 1929 году было подписано мирное соглашение между СССР и Китаем
Здание в Хабаровске, в котором в 1929 году было подписано мирное соглашение между СССР и Китаем
Конфликт за КВЖД, движение восстановлено

С 30 декабря назначенный советской стороной новый начальник КВЖД Ю.В. Рудый приступил к выполнению обязанностей генерального управляющего. Китайские власти освободили из концлагерей около 3 тыс. советских граждан. Все советские служащие на КВЖД были восстановлены в правах. Движение по восточной линии возобновилось 10 января, по западной линии – 15-го.

Ноябрь 1929 г. Движение на КВЖД восстановлено

Итоги вооруженного конфликта на КВЖД

В октябре-ноябре 1929 г. войска ОДВА произвели ряд локальных военных операций по разгрому объединенных частей северо-китайской армии и белогвардейцев в районе КВЖД. В ходе этих операций Красная Армия продемонстрировала тактическое, техническое и моральное превосходство над противником при многократном численном превосходстве последнего. Боевые действия обогатили командование РККА ценным опытом. А мировой империализм, прощупывавший СССР руками маньчжурских милитаристов, убедился в боеспособности Красной Армии и высоком моральном духе ее бойцов. Дальневосточная армия с минимальными потерями разгромила китайские войска в Маньчжурии и тем самым реализовала военную доктрину СССР – «бить врага могучим ударом, малой кровью и на чужой территории».

Участники боев за КВЖД

В честь одержанной на Дальнем Востоке победы советское правительство учредило памятный нагрудный знак, который получили все участники сражения на КВЖД.

Воины-интернационалисты – участники боев за КВЖД. Революция позволяла крестьянским детям делать карьеру в армии, получая высшее образование, поднимаясь до маршалов и командующих фронтами

578 из них были награждены Орденом Боевого Красного Знамени. В. К. Блюхер удостоился ордена Красной Звезды, а также ордена Ленина, введенных 6 апреля 1930 г. Командующий Дальневосточной Армией был в числе первых, награжденных этими высшими знаками отличия.

Красноармейцы, награжденные орденом Боевого Красного Знамени за победу на КВЖД
Красноармейцы, награжденные орденом Боевого Красного Знамени за победу на КВЖД

Постановлением ЦИК Союза ССР от 1 января 1930 года №15247 Особая Дальневосточная армия за успешное выполнение военных задач на КВЖД награждена орденом Боевого Красного Знамени. До 1 июля 1938 г. ПомощьВ связи с угрозой нападения Японии приказом наркома обороны Особая Краснознаменная Дальневосточная армия переименована в Краснознаменный Дальневосточный фронт она называлась Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (ОКДВА). 24 апреля орденом Красного Знамени была награждена пограничная охрана Дальневосточного края. Через месяц этой награды удостоилась Амурская речная военная флотилия.

За успешное ведение боевых действий и выполнение боевой задачи по ликвидации мукденских вооруженных формирований в районе КВЖД орденом Боевого Красного Знамени награждены Особая Дальневосточная армия, Амурская военная флотилия и Дальневосточная погранохрана.

Погибших в боях за КВЖД красноармейцев и пограничников с почестями хоронили в братской могиле на площади Ленина в Хабаровске.

Источники

  • Википедия. Китайско-Восточная железная дорога;
  • Зимонин В. П. Конфликт на КВЖД: из истории Советских вооруженных сил. – Хабаровск: Книжное издательство, 1989;
  • Крадин Н. П. Харбин – русская Атлантида. – Хабаровск, 2001.
  • Хабаровск – город воинской славы. – Хабаровск: ИД «Приамурские ведомости», 2013.

Советско-китайский конфликт на КВЖД 1929 г.


Автор статьи: Павел Сергеевич

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

2 комментария на «Конфликт за КВЖД: советско-китайская война 1929 г.»

    01.09.2021

    Не указан в Забайкальской группе 6 отдельный развед.авиаотряд им.Сибревкома(Новосиб) и 35 авиаотряд(Чита)

    23.06.2023

    полезная информация в современной ситуации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи: