Привокзальная площадь – ныне площадь Хабарова
Привокзальная площадь Хабаровска оформилась, когда в городе построили первую железнодорожную станцию. На протяжении XX века поток пассажиров и количество поездов неуклонно увеличивались. Железнодорожные ворота Хабаровска несколько раз перестраивались. Последняя масштабная реконструкция прошла в конце 2000-х. Благоустроили окружающую территорию, улучшили архитектуру главного здания. Прилегающее общественное пространство переименовали в площадь Хабарова – русского землепроходца XVII столетия.
История привокзальной площади Хабаровска. Памятник «Слава русскому солдату»
Первая железнодорожная станция на месте современного вокзала появилась в 1891-ом году, когда начали строить Уссурийскую железную дорогу. Это было бревенчатое одноэтажное строение площадью всего 100 кв. м. Первый поезд станция приняла в 1897-ом.
В 1900 году рядом со станцией появился памятник нижним армейским чинам Приамурского военного округа. Почти 18 тысяч солдат и младших офицеров были задействованы в строительстве первой в Приамурском крае Уссурийской (Дальневосточной) железной дороги. В память об их участии в центре привокзальной площади поставили каменный обелиск, на котором возвышался 35-пудовый (573 кг) двуглавый чугунный орел, отлитый в цехах местного завода «Арсенал».
Во время боев 5 апреля 1920 года, когда в Хабаровск ворвалась японская армия, памятник военным строителям был разрушен, а деревянный вокзал сгорел. В те дни полурота моряков-амурцев во главе с Николаем Хорошевым обороняла станцию и железнодорожный состав. Под шквальным огнем японской артиллерии и непрекращающихся атаках железнодорожники перегнали из Хабаровска на другой берег Амура 88 вагонов с боеприпасами для Народно-революционной армии. В бою командир отряда Хорошев и почти все матросы погибли. Позже они были похоронены в братской могиле в Краснофлотском районе.
Железнодорожный вокзал Хабаровска
В 1926-м в Хабаровске началось строительство первого каменного вокзала. В 1928-м были снесены остатки памятника военным строителям Уссурийской (Дальневосточной) железной дороги. Первую очередь вокзала запустили в том же году, а завершилось строительство только в 1935-м. Здание было построено по эскизам 1910-х в псевдорусском стиле, имело протяженность вдоль перрона 130 метров и вмещало 700 человек.
Первый каменный железнодорожный вокзал Хабаровска был уникальным явлением в истории советской архитектуры:
- сооружение возведено при советской власти по дореволюционному проекту;
- здание в неорусском стиле построено в эпоху конструктивизма 1920-х.
Старый вокзал имел недостаточную пассажиропропускаемость и не обеспечивал доступ на пассажирские платформы. Чтобы добраться до вагонов, людям приходилось перебегать пути с полный поклажей, что очень неудобно. Вокзальный комплекс объективно требовал реконструкции и модернизации. На проект, составленный еще в 1956 г., наложила руку кампания советского правительства по борьбе с архитектурными излишествами. В 1963 г. красивое здание в псевдорусском стиле снесли. На его месте возвели более вместительную, но менее приглядную двухэтажную железобетонную коробку в духе хрущевского функционализма.
Новый терминал по площади помещений в 80 раз превосходил предшественника. Вокзальный комплекс был снабжен подземным переходом. Туннель имел длину 130 м, обеспечивал независимый выход на пассажирские платформы и связывал центр города с микрорайоном за ж/д вокзалом.
Последняя реконструкция привокзальной площади
В 2000 году началась полномасштабная реконструкция вокзала, которая завершилась в 2007-м. В результате был значительно улучшен архитектурный облик здания, надстроен третий мансардный этаж, на центральной башне установлены GPS-часы, обновлен интерьер залов ожидания. Модернизированное строение близко по стилю первому каменному вокзалу Хабаровска.
В 2008-ом к 150-му юбилею Хабаровска была проведена комплексная реконструкция привокзальной площади. Существенно изменилась схема движения транспорта. Проезжую часть между памятником Хабарову и зданием вокзала переделали в пешеходную зону. Между памятником и Амурским бульваром проложили подземный пешеходный переход. Вокруг памятника организовали 4 фонтана, поставили скамейки и разбили клумбы. Обновленную привокзальную площадь назвали площадью Ерофея Хабарова.
Восстановление памятника русским солдатам — строителям
При реконструкции вокзального комплекса вспомнили о дореволюционном памятнике русским солдатам, строившим Уссурийскую железную дорогу. По сохранившимся архивным фотографиям вычислили пропорции обелиска. Памятник поставили в 2005-м на новом месте на станционном перроне у восточной стены вокзала.
Пассажирские переходы станции Хабаровск 1
До масштабной реконструкции привокзальной площади под железнодорожными путями действовал подземный пешеходный переход, введенный в эксплуатацию еще в 1970-м. Его общая длина составляла 130 м. К концу века туннель находился в аварийном состоянии, сверху протекала дождевая вода, в нем всегда было темно и сыро. Часто можно было увидеть сидящих на полу городских попрошаек с жалостливыми табличками.
Во время строительных работ в 2009-м старый переход закрыли, а с западной стороны возвели надземный высотой с 4-этажный дом. Многие годы пассажиры были вынуждены добираться до перронов, преодолевая с поклажей многоступенчатые марши.
В 2018-м к 160-летию Хабаровска местные власти открыли обновленный подземный переход, оборудованный по самым современным стандартам железнодорожной инфраструктуры. Стены туннеля отделаны керамической плиткой, пол и ступени облицованы гранитом. Помещение оборудовано электронными табло, системой видеонаблюдения и климат-контроля, охранной и пожарной сигнализацией. Выходы на перроны снабжены эскалаторами в обоих направлениях. Павильоны имитируют русский стиль, как и главное здание.
Обновленный пешеходный тоннель. Вход с привокзальной площади Выход на пассажирскую платформу Вид на пассажирскую платформу №1 с надземного перехода Вид на современный пассажирский комплекс станции Хабаровск 1. Павильоны выхода на платформы и надземный переход выполнены в том же архитектурном стиле, что и здание вокзала
Для маломобильных граждан и тяжелых грузов имеется лифт. Для слабовидящих лиц предусмотрена специальная тактильная плитка по краям платформ и вокруг препятствий. В новом переходе светло и сухо в любое время суток и независимо от погоды. И самое главное, что пожилым людям и пассажирам с тяжелым багажом теперь удобнее спуститься на 1 пролет, чем обходить по перрону и подниматься на виадук. Запуск тоннеля на станции Хабаровск I позволил поднять уровень обслуживания пассажиров Дальневосточной железной дороги.
Тоннель станции Хабаровск 1 – это седьмой подземный железнодорожный переход в России. Подобные сооружения отличаются дороговизной и возводятся только в крупных административных центрах страны. Ближайший находится в Екатеринбурге – столице Уральского федерального округа.
Привокзальная площадь Хабаровска.
Оцените статью