Памятник истребителю-бомбардировщику Су-7Б
Памятник самолету в Хабаровске – одно из 4 мест боевой славы, которые были открыты в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Достопримечательность находится на Восточном шоссе рядом с военно-транспортным аэродромом. Монумент «Самолет» посвящен всем дальневосточным летчикам, погибшим в больших и малых военных конфликтах по всему миру. Других памятников самолетам в Хабаровске нет и никогда не было!

Знаменательное событие
Памятник самолету в Хабаровске был открыт 8 мая 1975 года на примыкании к ул. Гаражной (ныне проспект 60-летия Октября) Восточного шоссе. На церемонии открытия присутствовали тысячи горожан: военнослужащие хабаровского гарнизона, студенты и школьники, ветераны боевых действий и простые трудящиеся. Перед собравшимися выступали бывший военный летчик П. И. Громов, Герой Социалистического Труда Е. М. Поскребышев. На общем митинге приняли участие первый секретарь крайкома КПСС А. К. Черный и командующий войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа генерал армии В. И. Петров.
Разрезана алая лента, гремит оружейный салют. Почетный караул, чеканя шаг, подносит к гранитному постаменту венки и гирлянды. Затем над толпой повисла тишина. Минутой молчания почтили благодарные потомки память советских воинов-авиаторов, отдавших жизнь за Родину в воздушных боях.
Коротко об истории самолета
Сверхзвуковой самолет Су-7Б без преувеличения можно назвать новаторской машиной. Он был первенцем советской реактивной авиации и первым практическим воплощением концепции истребителя-бомбардировщика. Образец создан на базе первого советского сверхзвукового истребителя Су-7, разработанного в 1953-м в конструкторском бюро имени П. О. Сухого. Модель Су-7Б и другие модификации могли одинаково эффективно поражать наземные цель и вести маневренный воздушный бой. Самолет поступил в серийное производство в конце 1950-х и состоял на вооружении ВВС СССР в 1960-70-е годы. По официальным данным с 1957 по 1972 годы было произведено 1874 экземпляра.
Модель экспортировалась в страны советского лагеря и активно применялась в локальных военных конфликтах по всему миру. Составляла основу военно-воздушных сил Афганистана, Алжира, Египта, Индии, Польши, Чехословакии и др. Северная Корея – последний оплот тоталитарного социализма – эксплуатирует самолет и по сей день.

Судьба самолета-монумента
Изначально памятник стоял в трехстах метрах от нынешнего места – на пересечении Восточного шоссе и проспекта 60-летия Октября. Крылатая машина рвалась в воздух с бетонного основания, установленного на ступенчатом стилобате. На бетонной стене был размещен текст бронзового литья:
«Доблестным дальневосточным летчикам, проявившим героизм и мужество при защите советской Родины». Жилой микрорайон ДОСы рядом с памятником хабаровчане неофициально называли «Самолет».
В октябре 2000-го в Хабаровске была введена в строй 3-километровая автомобильная эстакада и двухуровневая развязка на проспекте 60-летия Октября, обеспечившая прямой выход с ул. Ленина на Восточное шоссе. Участок, на котором стоял самолет, попадал в зону строительства правоповоротного съезда. Поэтому 28 августа 2001 года истребитель-бомбардировщик убрали, основание демонтировали. Саму крылатую машину перевезли на один из складов войск ПВО.
Однако у городских властей и военного командования округа в планах было сохранить историческую достопримечательность. 16 ноября 2005 года памятник авиаторам Дальнего Востока получил вторую жизнь, возродившись в стороне от оживленного проспекта на более легком динамичном постаменте. Фюзеляж закреплен на наклонном пилоне в виде полой трубы выкрашенной в цвет небесной лазури. Прилегающая территория благоустроена и превращена в уютный сквер, засаженный по бокам березами и тополями.
Источники
Памятник самолету в Хабаровске
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
