Музей истории Амурского моста
Музей истории Амурского моста в Хабаровске организовало руководство ОАО «РЖД» в 2008 году, когда была завершена реконструкция моста через Амур. Музей расположен под открытым небом на правом берегу рядом с въездной эстакадой на Амурский мост. Выставка посвящена истории строительства железнодорожного моста через реку Амур под Хабаровском в 1913-1916 годах, а также истории российской железной дороги.

История создания музея
В далеком 1999 г. с Амурского моста демонтировали все 18 царских металлических ферм и продали их в Китай как металлолом. Однако одну арку оставили на правом берегу на временных стальных опорах. В 2008 г. руководство Дальневосточной железной дороги решило создать в Хабаровске музей истории первого Амурского моста. Первым экспонатом нового музея стала царская ферма.
Мостостроители хабаровского отряда развернули стальную конструкцию длиной 127 метров и весом 1150 т на 900. Эта операция осуществлялась с помощью 180-тонных гидравлических домкратов. Скорость смещения составляла 10 метров в сутки. На полный разворот железнодорожной фермы ушло 3 недели. В результате ее установили на постоянные бетонные опоры перпендикулярно речному берегу и почти параллельно действующему мостовому переходу. Арка стала главным экспонатом выставки и одним из самых крупных музейных экспонатов в мире.
В 2009-ом на прилегающей территории была создана полноценная историческая площадка. Рабочие почистили и выкрасили каркас фермы. Музей истории Амурского моста открылся для посетителей 30 ноября 2010 года.
Ферма царского моста – главный музейный экспонат Старый мостовой пролет – это не просто инженерная конструкция, а запечатленная для потомков история
Постепенно вокруг мостовой фермы сформировался целый музейный городок. Со всех уголков Дальневосточного федерального округа сюда свозили сохранившиеся образцы железнодорожной техники и различные инженерные постройки.
Экспонаты музея Амурского моста
Железнодорожная цистерна для керосина конца XIX века (белая цистерна на левой половине снимка) – самый старый экспонат. Ее нашли случайно на заброшенных запасных путях под Уссурийском, бережно доставили в хабаровский музей, сотрудники которого подготовили ценный объект к выставке. Желтая цистерна в правой части снимка была найдена на запасных путях в районе станции Хабаровск II.

Автомотриса, в которой в 1930-е размещался передвижной штаб командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной Армией В. К. Блюхера. К слову, у Блюхера был еще служебный вагон, который стоит во дворе Военно-исторического музея Восточного военного округа в г. Хабаровске.



Паровоз Е серии А, который производился в Соединенных Штатах и поставлялся союзниками по ленд-лизу. Активно использовался на завершающем этапе Великой Отечественной войны и в годы послевоенного строительства. Всего Советский Союз получил 1943 рельсовых тягача.

Сразу перед центральными воротами стоит макет памятника русским солдатам, строившим в конце XIX века Уссурийскую железную дорогу. Это уменьшенная на две трети копия обелиска, который стоял в центре привокзальной площади Хабаровска с 1900 по 1928 гг.


Мемориальная надпись на цоколе монумента в точности повторяет надпись на восстановленном памятнике «Слава русскому солдату», который стоит рядом с Железнодорожным вокзалом Хабаровска.
Еще один памятник на выставке — мемориал работникам дальневосточной железной дороги, воевавшим на фронтах Великой Отечественной.

В 2010 г. на музейной площадке соорудили бревенчатое здание ретровокзала, копирующее облик первого пассажирского вокзала Хабаровска. Его построили в ноябре 1897 года в том месте, где сегодня расположена железнодорожная станция «Хабаровск-Пристань» (район грузового порта). Снаружи это деревянная станционная постройка, украшенная резными узорами. Внутри – музейная экспозиция, посвященная истории железнодорожного моста и людям, которые его построили.
В последующие годы выставка пополнялась все новыми моделями железнодорожной ретротехники. К 2018-му, помимо перечисленных выше образцов, в музее истории Амурского моста находятся следующие экспонаты.


Узкоколейный тепловоз Ту-7 и совместимый с ним пассажирский вагон, снятые с Дальневосточной детской железной дороги.

Такая техника выпускалась в начале 1970-х и была предназначена для рельсовой колеи шириной 750-1067 мм.
…еще экспонаты
На музейной площадке возле Амурского моста много других исторических железнодорожных реликвий и образцов ретротехники.
Станционный колокол. До изобретения громкоговорящей связи на железнодорожных станциях применялся медный колокол:
- Один удар оповещал пассажиров на платформе о приближении поезда;
- Два удара сообщали о начале посадки;
- Три удара предупреждали об окончании посадки и отправлении состава.
Копия паровоза Черепановых. Первый российский паровоз придумали и собрали в 1833 году бывшие крепостные – отец и сын Черепановы. Они же построили первую в России железную дорогу протяженностью 854 м.

Дрезины с мускульным приводом. Такие тележки, приводимые в движение посредством рычагов или педалей, появились на железных дорогах в конце 1830-х. Как правило классические дрезины состояли из легкой рамы и были способны перевести 2-4 путевых обходчиков с инструментом.


Кроме того, в экспозиции присутствуют уменьшенные копии инженерных объектов, выполненные с точным соблюдением деталей и пропорций.

Как добраться до музея Амурского моста?
Музей истории Амурского моста расположен не в центре Хабаровска. Экспозиция располагается возле моста, которому он посвящен, на берегу Амура в 230 метрах к северу от подъездной эстакады.

Свернуть в музей непосредственно с выводящей на мост автострады не получится. Подъезд возможен только с ул. Трехгорная и далее по ул. ВОХР, которая проходит под подъездной эстакадой.
Для тех, кто предпочитает добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться следующими маршрутами: 71-й и 68-й. Оба идут из центра города. Их конечные остановки подходят максимально близко к музею по сравнению с другими городскими маршрутами, которые движутся по ул. Тихоокеанской. Идти пешком c Тихоокеанской придется вдоль обочины автотрассы «Чита-Хабаровск» 2,5 км, что далеко и неудобно.
Более удобный, но и более длинный пеший маршрут проходит через жилой массив микрорайона «Северный». От остановок общественного транспорта на ул. Тихоокеанской по ул. Линейная и далее по ул. Трехгорная. Пешком 2,8 км, зато по асфальтированным тротуарам, а не по засыпанной гравием обочине.
Посетить эту экспозицию под открытым небом можно двумя способами: в составе экскурсии либо индивидуально. В первом случае вам придется заранее сделать заявку по телефону. Музей можно посетить самостоятельно. Он открыт для бесплатного посещения каждую субботу.

Источники
Музей истории Амурского моста в Хабаровске
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
