Музей истории Амурского моста

Музей истории Амурского моста в Хабаровске расположен под открытым небом. Организован руководством ОАО «РЖД» в связи с завершением работ по реконструкции моста через Амур в 2008 году. Музей расположен на правом берегу рядом с въездной эстакадой на Амурский мост. Посвящена выставка истории строительства железнодорожного моста через реку Амур под Хабаровском в 1913-1916 годах.

Музей истории Амурского моста Хабаровск
Натурная площадка музея непосредственно примыкает к охранной зоне Амурского моста

История создания музея

Еще в 1999-м, когда с царского моста демонтировали все 18 старых металлических ферм, одну из них оставили на правом берегу на временных стальных опорах. В 2008 г. у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать в Хабаровске музей, который сохранил бы для потомков память о первом Амурском мосте.

Хабаровским мостостроителям предстояло развернуть стальную конструкцию длиной 127 метров и весом 1150 т на 900. Осуществлялась эта задача с помощью 180-тонных гидравлических домкратов. Скорость смещения составляла 10 метров в сутки. На полный разворот железнодорожной фермы ушло 3 недели. В результате ее установили на постоянные бетонные опоры перпендикулярно речному берегу и почти параллельно действующему мостовому переходу. Она стала одним из самых крупных музейных экспонатов в мире.

В 2010 г. сеть музеев РЖД пополнилась еще одним филиалом, а Хабаровск еще одной достопримечательностью

В 2009-ом на прилегающей территории была создана полноценная историческая площадка. Рабочие почистили и выкрасили каркас фермы. Оригинальная арка стала первым и главным экспонатом будущей выставки. Музей истории Амурского моста открылся для посетителей 30 ноября 2010 года.

Постепенно вокруг мостовой фермы сформировался целый музейный городок. Со всех уголков Дальневосточного региона сюда свозили сохранившиеся образцы железнодорожной техники и различные инженерные постройки.

Экспонаты музея Амурского моста

Железнодорожная цистерна для керосина конца XIX века (белая цистерна на левой половине снимка) – самый старый экспонат. Ее нашли случайно на заброшенных запасных путях под Уссурийском, бережно доставили в хабаровский музей, сотрудники которого подготовили ценный объект к выставке.

Автомотриса, в которой в 1930-е размещался передвижной штаб командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной Армией В. К. Блюхера. К слову, у Блюхера был еще служебный вагон, который стоит во дворе Военно-исторического музея Восточного военного округа в г. Хабаровске.

Типовой пассажирский вагон из 1930-х.

Грузовая двухосная платформа 1935 года выпуска.

Вагон-теплушка, в которых доставляли на фронт пополнения во время войны 1941-1945 гг.

Паровоз Е серии А, который производился в Соединенных Штатах и поставлялся союзниками по ленд-лизу. Активно использовался на завершающем этапе Великой Отечественной войны и в годы послевоенного строительства. Всего Советский Союз получил 1943 рельсовых тягача.

Паровоз Л-0744, разработанный в конце Великой Отечественной и до 1947 г. носивший гордое название “Победа”.

Сразу перед центральными воротами стоит макет памятника русским солдатам, строившим в конце XIX века Уссурийскую железную дорогу. Это уменьшенная на две трети копия обелиска, который стоял в центре привокзальной площади Хабаровска с 1900 по 1928 гг.

Макет памятника строителям первой на российском Дальнем Востоке железной дороги выполнен в 2/3 натуральной величины. Экспонат создан в 2014 году специалистами СМП-178. Скульптор фигуры двуглавого орла – М. Н. Ананенко

Еще один памятник на выставке – мемориал работникам дальневосточной железной дороги, воевавшим на фронтах Великой Отечественной.

В 2010 г. на музейной площадке соорудили бревенчатое здание ретровокзала, копирующее облик первого пассажирского вокзала Хабаровска. Его построили в ноябре 1897 года в том месте, где сегодня расположена железнодорожная станция «Хабаровск-Пристань» (район грузового порта). Снаружи это деревянная станционная постройка, украшенная резными узорами. Внутри – музейная экспозиция, посвященная истории железнодорожного моста и людям, которые его построили.

Слайдер: в залах внутренней экспозиции

В последующие годы выставка пополнялась все новыми моделями железнодорожной ретротехники. К 2018-му, помимо перечисленных выше образцов, в музее истории Амурского моста находятся следующие экспонаты:

  • Тепловоз 2М62, выпускавшийся с 1962 г. в Луганске.
  • Двухсекционный электровоз ВЛ80, поздние модификации которого по сей день используются на российских железных дорогах.
  • Узкоколейный тепловоз Ту-7 и совместимый с ним пассажирский вагон, снятые с Дальневосточной детской железной дороги. Такая техника выпускалась в начале 1970-х и была предназначена для рельсовой колеи шириной 750-1067 мм.

Как добраться до музея Амурского моста?

Музей истории Амурского моста расположен не в центре Хабаровска. Экспозиция располагается возле моста, которому он посвящен, на берегу Амура в 230 метрах к северу от подъездной эстакады.

Схема проезда к музею Амурского моста

Свернуть в музей непосредственно с выводящей на мост автострады не получится. Подъезд возможен только с ул. Трехгорная и далее по ул. ВОХР, которая проходит под подъездной эстакадой.

Для тех, кто предпочитает добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться следующими маршрутами: 71-й и 68-й. Оба идут из центра города. Их конечные остановки подходят максимально близко к музею по сравнению с другими городскими маршрутами, которые движутся по ул. Тихоокеанской. Идти пешком c Тихоокеанской придется вдоль обочины автотрассы «Чита-Хабаровск» 2,5 км, что далеко и неудобно.

Более удобный, но и более длинный пеший маршрут проходит через жилой массив микрорайона «Северный». От остановок общественного транспорта на ул. Тихоокеанской по ул. Линейная и далее по ул. Трехгорная. Пешком 2,8 км, зато по асфальтированным тротуарам, а не по засыпанной гравием обочине.

Посетить эту экспозицию под открытым небом можно двумя способами: в составе экскурсии либо индивидуально. В первом случае вам придется заранее сделать заявку по телефону. Музей можно посетить самостоятельно. Он открыт для бесплатного посещения каждую субботу.

Музей истории Амурского моста в Хабаровске
Расписание работы

Музей истории Амурского моста в Хабаровске

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *