Иннокентьевская церковь – первый православный храм Хабаровска
Православная церковь в честь Святителя Иннокентия Иркутского была первым православным храмом в Хабаровске. Первая церквушка была деревянная, затем ее перестроили в камне. Иннокентьевская церковь Хабаровска имеет сложную судьбу. В советское время с нее сняли купола и превратили в планетарий. В 1990-е совместными усилиями священников и прихода церковь отстроена и возвращена к духовной жизни.

Деревянная Иннокентьевская церковь заменила часовню
В 1870-м в устье речки Барри (позже Чердымовка, ныне Амурский бульвар) на склоне Военной горы была заложена вторая после часовни Марии Магдалины православная постройка Хабаровска – Иннокентьевская церковь. Свое название первая хабаровская церковь получила в честь священника Иннокентия (Вениаминова), освятившего ее. Митрополит Московский, сподвижник в освоении Сибири и Дальнего Востока, после смерти причислен Русской православной церковью к лику святых. Строительство деревянного храма велось силами солдатской постовой команды и длилось ровно год. Царские врата и двери в алтаре своими руками делал отец Иоанн Гомзяков.

Однако и эта постройка не служила православным христианам долго. К концу века она тоже пришла в ветхое состояние и стала тесной для прихожан.
Церковь святителя Иннокентия в камне
Перед отцами Хабаровска и городской епархией встал вопрос о строительстве долговечного и вместительного каменного храма. В 1896 г. был учрежден строительный комитет, который занимался выбором подходящего места и сбором средств. Деньги на строительство выделили такие известные хабаровские купцы-меценаты, как Василий Федорович Плюснин и Петр Тимофеевич Слугин. Также свои посильные пожертвования делали рядовые прихожане. Закладка фундамента состоялась летом 1897 г. на месте снесенной деревянной церкви, и уже 8 ноября 1898 г. храм был освещен и открыт для посещения и молебнов.
Строили церковь в очень короткие сроки. За теплые месяцы 1898 здание было возведено под крышу, к осени выстроили колокольню и пятиглавие куполов, в октябре на звонницу повесили 12 колоколов. Роспись была выполнена в уникальной технике – энкаустика – роспись восковыми красками, нагретыми до высокой температуры. Расписывал храм первый хабаровский художник, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств Сергей Афиногенович Казаринов.

Итак, Хабаровск обрел новый Божий дом, новый центр духовной жизни. Иннокентьевская церковь представляет собой памятник русской архитектуры XIX века, в котором нашли отражение традиции русских культовых построек XVII века. Несмотря на то, что храм построили не на самом высоком месте в городском ландшафте, его золоченые кресты и купола далеко виднелись с Амура и даже с железнодорожного вокзала.

При Иннокентьевской церкви были созданы:
- дом причта – административное здание, в котором работали лица, служащие при церкви;
- здание лечебницы Александро-Ксеньевской общины;
- кладбище с останками первостроителей Хабаровки, погребенных в промежутке между 1859 и 1874 годах;
- церковно-приходская школа, учрежденная хабаровским купцом Иннокентием Павловичем Пьянковым и его супругой.
Запустение в советский период
Дальнейшую судьбу Иннокентьевской церкви определил 1917 год. На протяжении 1920-х в церкви еще проходили службы, но число прихожан с каждым годом снижалось. РПЦ не получала финансовой поддержки от светских властей. Марксистская идеология рассматривала церковь как пособника эксплуататорских классов и одной из целей ставила искоренение религиозных традиций. Церковным служителям становилось все труднее поддерживать хозяйство храма.
В 1931 г. постановлением Далькрайисполкома от 30 июля церковь была закрыта, а церковный приход ликвидирован. В документе указывалось: «Учитывая желание общины верующих получить кладбищенскую церковь взамен Иннокентьевской, последнюю ликвидировать, здание церкви передать в ведение Хабаровского горсовета». Все движимое имущество Иннокентьевской церкви было передано церкви кладбищенской. В 1933 г. здание религиозного культа было зачислено в Государственный фонд, иными словами, национализировано.
Еще более печальна судьба церковного кладбища Первостроителей, на котором лежал прах первых жителей и почетных граждан Хабаровска, в свое время сделавших немало для его развития:
- купцы Плюснины;
- городской голова Рассушин;
- генерал-губернатор Хрещетицкий;
- первый врач города А. Д. Никольский;
- иконописец С. А. Казаринов;
- священники, чиновники и другие представители свергнутых революцией сословий.
В 1930-х кладбище разрушили, могильные плиты и камни пустили на мощение улиц, а самые большие положили в фундамент построенного в 1940-м Управления ДВЖД. Таким варварским актом новая власть как бы заявляла, что на ваших костях мы будем строить светлое будущее.
В 1934-м здание Иннокентьевской церкви продали Управлению комендатуры Пограничного военного округа. В нем разместилась радио- и телеграфно-телефонная мастерская пограничных войск. Во время войны в храмовом здании располагались оружейные мастерские. Очень мешала идейным коммунистам настенная живопись. Но рабочие не решились соскоблить изображения христианских святых, а закрасили фрески краской.
Внешний облик церкви сильно пострадал в 1964-м, когда ее перестраивали под планетарий. Была снесена колокольня, разобрано пятиглавие, в стенах пробили окна и дополнительные входные двери, возвели внутренние перегородки и надстроили второй этаж. Парадный вход в планетарий сделали через алтарь. А где должен располагаться туалет для посетителей? Рядом с входом. Но каркас храма все равно сохранился.

Возрождение церкви Святителя Иннокентия Иркутского
Советский планетарий работал до начала 1990-х. В 1991-м решением Хабаровского крайисполкома здание Иннокентьевской церкви было поставлено на государственный учет как памятник культовой архитектуры. А в 1992-м возвращено Хабаровской и Приамурской епархии РПЦ. С этого периода в храме начались регулярные богослужения. В том же году была зарегистрирована местная религиозная организация – Приход церкви святителя Иннокентия Иркутского. В 1993 г. возобновились занятия в воскресной школе.
Прихожане Хабаровска хотели полностью восстановить храм. Это стало возможно благодаря добровольным пожертвованиям и спонсорской помощи предпринимателей. Дореволюционный облик храма воссоздавался по старым фотографиям. При этом использовался метод экстраполяции – брались старые фотоснимки и недостающие детали высчитывались путем компьютерного анализа.
Серьезной проблемой для строителей стал поиск кирпича. Современный кирпич отличается от старого, а хабаровская кладка вообще уникальна. Дореволюционные городские здания сделаны из серого и красного кирпича. Серые изделия завозились из Китая и сейчас не производятся.
Работы по реконструкции внешнего вида и внутреннего убранства церкви завершились в 1999 г. Вот так после долгих лет разрушения и забытья возрожденный Иннокентьевский храм вновь стал важной частью духовного и культурно-исторического наследия Хабаровска.
Источники
- Михалева С. Ю., Козыряцкая Е. О. Хабаровск. Образ прошлого. – Екатеринбург: ОАО «Уральский рабочий», 2016.
Иннокентьевская церковь Хабаровска
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
