Хабаровский краеведческий музей имени Гродекова – старейший музей Дальнего Востока
Хабаровский краеведческий музей – историческая и культурная достопримечательность краевой столицы. Учреждение создано по инициативе и деятельном участии приамурского генерал-губернатора Гродекова и поэтому носит его имя. Каждый год музей посещают тысячи отечественных и иностранных туристов, в основном из ближнего зарубежья: Китая и Японии. Самая известная экспозиция музея – панорама «Волочаевская битва» – круговая картина с военными муляжами на переднем плане.

Здание краеведческого музея – памятник истории и архитектуры Хабаровска
Инициатором создания первого дальневосточного музея был учрежденный в том же году Приамурский отдел Императорского Русского географического общества. Первым его председателем с 1894 по 1898 гг. был помощник приамурского генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков.
Эта научная организация крайне нуждалась в собственном музее. Каждый год она направляла исследователей в малоизученные районы Сихотэ-Алиня, долины реки Уссури, на побережье Охотского моря. Каждая такая экспедиция приносила все новые и новые геологические, биологические и этнографические находки, обогащая знания ученых о дальневосточном крае.
Строительство здания Краеведческого музея по ул. Алексеевской началось в 1894 г. Возглавлял строительный комитет и руководил работами все тот же Гродеков. Большую часть средств, на которые строился музей, пожертвовали состоятельные хабаровчане. В декабре 1896 г. открыли первую очередь музея – северо-западное крыло.

В числе первых экспонатов Хабаровского естественноисторического музея была высеченная из гранита каменная черепаха. Они служила надгробьем на могиле князя Эсыкуя чжурчжэньской династии Цзинь, жившего в XII веке нашей эры.

В 1897 году музейное собрание обогатилось еще одним ценным пополнением – скелетом морской коровы Стеллера. Это крупное млекопитающее кормилось на мелководье вдоль побережья Командорских островов и было истреблено в XVIII веке алчными промышленниками.
Изначально музейный комплекс в плане представлял собой букву «Н». Здание музея построено из красного кирпича. Фасад оформлен в очень популярном в то время стиле кирпичного узорочья. Первый цокольный этаж имитирует рустовку, только вместо тесанного камня должный эффект создают выложенные кирпичом «прямоугольники». Второй и третий этажи разделены карнизом. Межоконные проемы заняты пилястрами. Торцовые части обоих корпусов венчают выступающие над фасадом фронтоны. Выше расположена глухая аттиковая надстройка с дымовыми трубами в форме ваз.
В 1898-м к музею была пристроена вторая центральная часть – «перемычка» буквы «Н». изначально этот блок был двухэтажный.
В 1900-м построена третья очередь. Так, здание музея было полностью завершено. Общая площадь экспозиционных залов составляла 255 квадратных сажень (1160 кв. м). В то время директором музея был Семен Николаевич Ванков, приехавший в Хабаровск в 1898-ом. Именно он достал для музея коллекцию чугунных крепостных пушек XIX века, которые сегодня стоят во дворе музейного комплекса. При нем музей стал «украшением Хабаровска и самым обширным хранилищем в Приамурье».

В том же 1900-м музей участвовал на Всемирной выставке в Париже.
В 1902 году Гродеков ушел в отставку с поста генерал-губернатора. Руководство Приамурского отдела Русского географического общества ходатайствовало в Министерство внутренних дел о том, чтобы назвать музей в честь его основателя. Так, Хабаровский краеведческий музей стал имени Гродекова. И это было не подхалимство местных чиновников, подобно тому, как в наше время библиотеки называют именем руководителя страны, который пришел к власти преступным путем и привел в упадок науку и образование. Это была заслуженная благодарность человеку, без усилий которого музей мог никогда не появиться.
С 1910 по 1918 и с 1924 по 1926 годы директором Краеведческого музея был знаменитый дальневосточный биолог, археолог, топограф, этнограф и руководитель военных экспедиций на Сихотэ-Алинь Владимир Клавдиевич Арсеньев.
После революции музей перестал называться гродековским. Подчищавшая историю советская власть не могла допустить, чтобы столь известная достопримечательность носила имя классового врага.
Во время Гражданской войны музей находился в тяжелом состоянии. Были свернуты все научно-исследовательские работы, собранные с большим трудом экспонаты разрушались от холода и сырости. С возвращением В. К. Арсеньева в 1924-1926 гг. музей постепенно выходит из кризиса:
- проводится капитальный ремонт здания;
- устраивается библиотека и рабочие помещения для научных сотрудников;
- покупается специальная музейная мебель и оснащение для экспедиций.
Среди достижений советской власти можно назвать культурно-просветительскую работу с массами, в особенности со школьниками. При музее регулярно проходят образовательные занятия, организуются передвижные выставки и экспедиции по городу и краю.
В 1975-м к музею пристроили второй корпус общей площадью 1650 кв. метров с дополнительными выставочными и служебными помещениями. Главной экспозицией, под которую и проектировался новый музейный блок, стала круговая панорама Волочаевской битвы. Это историческое сражения между войсками белого генерала Молчанова и частями Народно-революционной армии 12 февраля 1922 года у станции Волочаевка-1 в 40 км от Хабаровского моста.

В 1994 году музей отметил столетний юбилей. В этом же году учреждению возвращено историческое название. Теперь оно вновь называется Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова.
В 1998-м в бывшем доходном доме Люббена на другом конце переулка Арсеньева открылся Хабаровский музей археологии. Новое учреждение являлось самостоятельным музеем, а не филиалом краевого. Сюда перенесли часть фондов из главного корпуса по ул. Шевченко.
В декабре 2000 г. Краеведческий музей стал победителем всероссийского конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных учреждений культуры в номинации «Музей года».
Коллекции музея неуклонно пополняются. В 2008-м с западной стороны пристроили новый трехэтажный корпус. В новых помещениях разместились:
- Фондохранилище;
- Интерактивный детский музей;
- Галерея со скелетами дальневосточных рыб и крупных морских млекопитающих, которые раньше стояли во дворе музея в отдельном павильоне, закрытом сеткой-рабицей;
- Музей Амура;
- История РПЦ на Дальнем Востоке.
В этом же году Краеведческий музей принял все экспонаты Хабаровского геологического музея – 2388 образцов минералов и горных пород, включая несколько песчинок лунного грунта в закрытой стеклом колбе под микроскопом.

В настоящее время коллекции Дальневосточного краеведческого музея насчитывают более 400 тыс. экспонатов.

Картина «Айгунский договор»
В запасниках музея хранится многофигурное историческое полотно «Айгунский договор», написанное в 1947 г. Художник Василий Евтропович Романов в процессе работы над картиной скрупулезно изучал культурный контекст того времени. Он работал с архивными материалами, знакомился с философией восточно-азиатских народов. По крупицам извлекая нужные знания, концентрируясь на мелких деталях, автор смог достоверно передать атмосферу важнейшего для истории России политического события и создать поистине ценное произведение искусства.

Картина «Айгунский договор» впервые была показана в Хабаровске на краевой выставке, посвященной 30-летию Октябрьской революции и 25-летию со дня освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Первую рецензию на это произведения живописи написал Г. С. Новиков-Даурский, именем которого сегодня назван Краеведческий музей в г. Амурске:
«Подобного я не ожидал. Это серьезный труд, выразительный и достоверный. Надеюсь, что картина будет пробуждать в сердцах людей дремлющее чувство благодарности к нашим далеким, смелым предкам…».
Стационарные экспозиции Хабаровского краеведческого музея
Как и все краеведческие музеи мира, Хабаровский музей имени Гродекова собрал под своей крышей естественноисторические экспонаты и образцы культурной истории – т.е. истории человеческого общества.
«Нет лучшей книги о Дальнем Востоке, чем этот музей!»
А. П. Окладников, доктор исторических наук, академик АН СССР.
Здание 1894-1900 годов постройки
1-й этаж – Природа Хабаровского края. Этот выставочный зал открывает знакомство с Хабаровским краевым музеем. Прямо перед входом на столе с небольшим наклоном стоит огромная рельефная карта Хабаровского края. Слева и справа от центрального прохода – витрины с чучелами животных, населяющих приамурскую тайгу и воды Охотского моря. Во втором зале слева знаменитая диорама Амурский тигр против Уссурийского медведя.

2-й этаж – Зал коренных народов. Прямо над залом «Природа Хабаровского края» расположена этнографическая коллекция. Здесь за витринами и на открытых стендах представлена материальная и духовная культура коренных народов Приамурья. Среди экспонатов: нанайские лодки, охотничье оружие и орудия труда аборигенов, деревянные тотемы, национальная одежда. Большую научную ценность представляют предметы, переданные музею путешественником и писателем В.К. Арсеньевым, который был директором музея с 1910 по 1919 гг.

3-й этаж – отведен под временные выставки из запасников музея либо для гастролирующих.
Корпус 1975 г.
1-й этаж – История освоения Приамурского края и Гражданская война на Дальнем Востоке. В корпусе 1975 года постройки на первом этаже два зала. В первом в линию выстроены диорамы, изображающие быт и обстановку жилищ прошлых эпох:
- Приамурский абориген перед хижиной, вырубающий лодку из ствола дерева;
- Крестьянская изба;
- Комната интеллигента.
Второй зал квадратный в плане. В нем по периметру разложены экспонаты, относящиеся к Гражданской войне на Дальнем Востоке: оружие, снаряжение, документы и прочие артефакты. Наиболее полной коллекцией обладает Музей истории Восточного военного округа, который находится в 100 м выше по ул. Шевченко.
2-й этаж – панорама Волочаевского сражения. Прямо над залом Гражданской войны находится второй круглый зал с панорамой Волочаевской битвы. Подняться на панораму можно по винтовой лестнице прямо из центра первого зала.
Панорама «Волочаевская битва»
Знаменитая панорама «Волочаевская битва» воссоздает картину решающего сражения Гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой войска Блюхера в феврале 1922 г. разгромили войска белого генерала Молчанова, освободили Хабаровск, двинулись на юг и победным парадом во Владивостоке возвестили об окончании Гражданской войны.
Панорама «Волочаевская битва» — одна из крупнейших батальных композиций в мире. Длина по кругу 43 метра высота полотна 6 м. Вместе с двумя российскими музеями-панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» круговое панно в Хабаровском Краеведческом музее внесено в Международную энциклопедию музейных панорам. Всего же в России 5 круговых произведений зрелищного искусства. Кроме трех названных, есть еще две панорамы:
- «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в Волгограде 120 м по кругу и 16 м высотой;
- Самая длинная в мире картина – Транссибирская железная дорога – хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Новый корпус 2008 года
Богатейший материал собран в отделе археологии. В специальном крытом павильоне, где современные системы поддерживают микроклимат, установлен скелет сельдяного кита финвала.

Экспозиции под открытым небом

Чугунные литые пушки и мортиры XIX века установлены на двух террасах перед новым корпусом краевого музея. На экспозиции представлены образцы чугуноплавильного Верхне-Туринского завода на Урале.




Тиражированные образцы советской парковой скульптуры. Статуи отлиты из бронзы и выкрашены белой краской:
- «Девушка с веслом». Копия скульптуры Ромуальда Иодко 1935 г.;
- «Студент Ульянов»;
- «Девочка, читающая книгу»;
- «Пионеры: горнист и знаменосец»;
- «Мама с дочкой читают книгу»;
- «Юные авиамоделисты»;
- «Михаил Иванович Калинин».
Гипсовые фигуры советской эпохи рядом с Хабаровским краевым музеем
Экспозиция «Символ вечности»
Под стенами старого здания музея – экспозиция «Символ вечности». Черепаха из тесаного гранита установлена в 1193 году на могильном холме князя Эсыкуя (Дегуная). В середине XIX века на том месте основали село Никольское (ныне город Уссурийск). В 1895 году каменная черепаха доставлена в Хабаровск и стала в числе первых экспонатов только что основанного краевого музея.


Если копнуть немного глубже, то это – не черепаха, а биси – помесь черепахи и китайского дракона. Биси «любили носить тяжести». Об этом говорит массивная каменная плита на панцире.

Почему на могилу чжурчжэньского князя поставили черепаху? Потому что для азиатских народов это животное было символом долголетия и вечности. А именно в вечность, по мнению всех этносов мира, уходит душа после разлучения с телом.
Рядом с гранитной черепахой – пара антропоморфных изваяний из того же материала. Это каменные тотемы древнетунгусских племен.
Источники
- https://hkm.ru/ — официальный сайт Краевого музея;
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Хабаровский_краевой_музей_имени_Н._И._Гродекова;
- http://www.museum.ru/xkm/osnov.htm.
Обсуждение:

Добавить комментарий
Метки статьи:
Автор поста: Павел Сергеевич