Успенский собор в Хабаровске был первым каменным храмом

Успенский собор в Хабаровске был первым православным храмом в городе, построенным из красного кирпича. Собор имеет сложную судьбу, в которой, как в зеркале, отражается история России. Возведенный еще в XIX веке, он был снесен в годы советской власти и возродился в новом облике в виде памятника всем разрушенным большевиками храмам.

Успенский собор на Соборной площади в Хабаровске
Красавец-собор возвышается над Комсомольской площадью

Почему храм так называется?

В Царской России православие играло роль национальной идеи и государственной идеологии, а церковные обряды (крещение младенцев, венчание молодоженов, отпевание усопших) носили бюрократический характер. Православные церкви и часовни возводили в городах, селах и даже в дикой местности. Одни здания нарекали в честь святых подвижников, другие посвящали религиозным праздникам. Пресвятая Богородица испокон веков считалась заступницей христиан и покровительницей городов. Праздник Успения Пресвятой Богородицы – день, в который христианские верующие поминают смерть (успение) святой богоматери Марии. Храмы Успения Пресвятой Богородицы, как и спасо-преображенские храмы, можно встретить во многих российских городах. Один из таких храмов был построен в Хабаровске в 1886 г.

История строительства Успенского храма

В 1876 году на имя Иркутского архиепископа поступило 15 тыс. руб. от неизвестного жертвователя на строительство в селении Хабаровка по Амуру каменной церкви. Жертвователь выдвинул условие: начать строительство только после того, как сумма вместе с процентами и другими пожертвованиями составит 40 тыс. рублей. В том же году на церковном сходе при Хабаровской Иннокентьевской церкви был избран купец 1-гильдии Андрей Федорович Плюснин «для сбора доброхотных пожертвований в Амурской и Приморской областях… с 18 апреля 1879 года».  

Несмотря на завещание неизвестного жертвователя, закладка храма состоялась в том же 1876-ом. И вскоре стройка была заморожена из-за нехватки финансов. Недостающие средства жертвовались представителями всех сословий: от императрицы Марии Федоровны и хабаровских промышленников Пьянковых до крестьян, мещан и военных. 16 тыс. рублей выделил Святейший правительствующий синодПомощьВысший орган управления Русской православной церкви с 1721 по 1917 гг..

По подписным листам, кружечными сборами, с миру по нитке собрали на рубаху. Строительство возобновилось в 1883 г. по проекту инженера С. О. Бера. Руководил стройкой военный инженер Владимир Григорьевич Мооро – первый профессиональный архитектор Хабаровска, спроектировавший много капитальных зданий как в столице Приамурского генерал-губернаторства, так и во Владивостоке. Основные работы завершились 24 декабря 1886 г. Стоимость строительства оценивалась в 300 тыс. царских рублей.

Первая жизнь собора

После малого освящения храма в нем начались богослужения, прошла первая Рождественская Служба. Полным чином собор освятили 16 декабря 1890 г.

Хабаровск Успенский собор история
Первый Градо-Хабаровский Успенский собор. Отсутствие кирпичных зданий на Муравьевской улице позволяет датировать снимок 1890-ми гг.
Хабаровский Успенский собор история
План Успенского собора

В последующие годы велось обустройство Градо-Хабаровского храма. Так, в 1891 г. к собору пристроили придел Николая Чудотворца с иконостасом в честь визита в город цесаревича Николая.

В 1893 г. в соборе был похоронен первый генерал-губернатор Приамурского края барон Корф. В начале XX века супруга перевезла его прах на родину в Латвию.

В августе 1894 г. в Хабаровск доставили 185-пудовый (3-тонный) колокол и установили его на деревянной звоннице. Ударный музыкальный инструмент пожертвовал храму хабаровский купец М. В. Киселев. Его стоимость составляла 4150 рублей. Для сравнения цена на здоровую лошадь или дойную корову в конце XIX века составляла максимум 100 рублей. Подвесной колокол по воспоминаниям современников отличался «замечательно громким звоном».

26 ноября 1895 г. при Градо-Успенском соборе открыли церковно-приходскую школу. Школа содержалась на деньги, выручаемые от продажи свечей, и на частные пожертвования. В ней обучались 38 мальчиков. В начальных школах при церковных приходах детям преподавали не только Закон Божий. Их обучали чтению, письму, счету, географии, иными словами элементарной грамотности, которая пригодится во взрослой жизни.

В 1896-м хабаровский купец Василий Плюснин передал собору списокПомощьВ иконописи «список» от «списывать» – это приблизительное воспроизведение почитаемой иконы. В отличие от копии список не настолько точно передает детали оригинала. Копию иконы иногда называют точным списком Албазинской иконы Божьей Матери «Слово плоть бысть»Слово обрело плоть, воплощение Бога в физическом мире через личность Иисуса Христа.

В 1904-1905 годах к собору пристроили 2 боковых придела и каменную колокольню. С 1907 г. после запуска в Хабаровске первой электростанции храм оборудовали иллюминацией.

Хабаровск Успенский собор история
Градо-Хабаровский Успенский собор. Наличие на заднем плане доходного дома купцов Плюсниных (ныне Дальневосточная научная библиотека) и отсутствие над центральным входом в храм каменной колокольни позволяет датировать снимок между 1900 и 1904 гг.
Хабаровск Успенский собор история
Более позднее фото Успенского храма с колокольней

Разрушение храма

В 1930 г. по решению Дальневосточного краевого исполнительного комитета Успенский собор был закрыт. В мотивировочной части постановления указывалось, что «в архитектурном отношении храм не представляет какой-либо ценности и занимает земельный участок, который можно использовать для нужд города».

градо хабаровский успенский собор разрушение
Протокол заседания президиума Далькрайисполкома о закрытии Успенского собора (ГАХК, Ф. 137, Оп. 4, Д. 10, Л. 30)

В отличие от краснокирпичного храма в русском стиле, список Албазинской иконы Божьей Матери уцелел. Комиссия признала высокую историко-художественную ценность изображения и передала его в запасники Краеведческого музея.

В августе 1930-го собор взорвали. В 1937-ом остатки стен и фундамент окончательно разобрали на кирпичи. Срезали трехметровый холм, который служил естественным возвышением для храма. Городские власти освободили таким образом важную часть городского пространства и организовали здесь Комсомольскую площадь. Позднее в 1950-м на том месте, где стоял храм построили ворота парка ОДОСА. В этом парке в советский период стояло городское колесо обозрения.

Так закончилась история Градо-Успенского кафедрального собора, стоившего как 5 краеведческих музеев. Это наглядный пример того, что в царской России религию ценили выше научных исследований…

Возрождение и вторая жизнь храма

В конце 1980-х началось возрождение русских православных традиций. Встал вопрос о восстановлении Градо-Успенского собора на его историческом месте. Инициатива исходила от местной епархии. Епископ Хабаровский и Приамурский Марк обратился к общественности края с призывом принять участие в строительстве национальной святыни.

В 1994 г. на Комсомольской площади провели раскопки в поисках фундамента старого собора. По постановлению мэра Хабаровска в 1996 г. здесь установили мемориальную доску с надписью:

«На этом месте находился Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери – духовная святыня православия, символ России на берегах Амура, памятник русского зодчества».

19 октября 2000 года состоялась закладка в фундамент собора капсулы с посланием потомкам. Церемония освящена епископом Хабаровским и Приамурским Марком.

Первый Успенский храм был построен в русском стиле из красного кирпича. Архитекторы сохранили присущие оригиналу черты, добавив в фасад эклектические элементы. Храм был восстановлен по новому проекту и визуально отличается от своего предшественника. Архитекторы позаимствовали со старых чертежей и фотографий лишь формы арок и куполов.

В октябре 2001 г. благодаря усилиям краевых властей, краеведов и строителей, верующих и меценатов строительство храма Успения Божьей Матери в Хабаровске завершилось, но внутренние работы велись еще целый год.

31 октября состоялся благодарственный молебен в честь открытия храма Собора Успения Божьей Матери. Восстановленный на Комсомольской площади храм является не просто еще одним действующим зданием православного культа и вместилищем церковных ценностей. Как утверждал автор проекта, хабаровский архитектор Ю.В. Подлесный, собор изначально задумывался как символический памятник всем снесенным на Дальнем Востоке православным храмам.

Градо-Хабаровский Собор Успения Божией Матери
Современный Успенский собор. Вид от Амурского пароходства

В сентябре 1999 г. Краеведческий музей передал сохранившуюся икону Хабаровской епархии. 18 сентября в Хабаровске состоялся крестный ход. Икону перенесли из Краеведческого музея в кафедральный Христорождественский собор на ул. Ленинградской.

12 октября 2002 г. особо чтимый список Албазинской иконы Божьей Матери перенесли крестным ходом из Христорождественского храма в восстановленный Успенский собор. Вместе с ней в новый храм перенесли иконы Божьей Матери Тихвинской и святого праведного война Феодора Ушакова с частицей его мощей. Теперь священная реликвия вновь заняли свое историческое место в Градо-Хабаровском Успенском соборе.

Албазинская икона Божьей Матери в Хабаровском Успенском соборе
Албазинская икона Божьей Матери (слева) в Благовещенске и ее чтимый список в Хабаровском Успенском соборе

19 октября 2002 г. состоялось торжественное освящение Успенского собора. Городу наконец-то был возвращен его православный символ. С этого дня храм действует в полную силу, в нем регулярно проводятся богослужения.

Блогер Варламов считает новый Успенский собор в Хабаровске некрасивым

Источники

Успенский собор в Хабаровске


Автор поста: Павел Сергеевич

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи: