Архитектура Хабаровска: архитектурные стили старинных зданий
На рубеже XIX и XX веков происходят важные изменения в экономической, политической и научно-технической сферах. Эти изменения отразились на многих направлениях искусства, в том числе на архитектуре. Во всех городах мира возводятся новые здания, возникают новые архитектурные стили. Многие новации того времени переняла архитектура Хабаровска.

Архитектура Хабаровска. Стилистические поиски на рубеже эпох
Поиски новых архитектурных стилей часто связаны с кардинальными преобразованиями в обществе. В середине XIX века таким переломным моментом стало отмирание классицизма – творческого стиля, господствовавшего в мировой культуре несколько столетий. Здания, построенные в этом архитектурном стиле, наследуют формы античного зодчества, которое берется за образец. Собственно, «классицизм» – латинское classicus – в переводе и означает «образцовый».

Признаки классицизма в архитектуре:
- пространственный размах, монументальность построек;
- строгая симметричность зданий в плане и в декоре фасада;
- сдержанность декоративной отделки стен по сравнению с барокко, готикой или рококо́;
- парадный фасад отчетливо разделен на цоколь, основной массив и завершение;
- обязательная архитектурная деталь – портик;
- поскольку дело происходит не в античные времена, а в XIX веке, в строительство внедряются новые технологии и конструкции, например, стальные балки.
С 1850-х наступает период стилистических импровизаций, смешивание разнородных стилей (эклетика). Творческие поиски сопровождали деятельность зодчих многих стран, в том числе России.
Под патронажем Романовых открываются высшие учебные заведения, готовившие инженеров и архитекторов. Практически в каждом городе Российской Империи строились здания, в облике которых отражались стилевые поиски и архитектурные новации того периода. Не стала исключением и архитектура Хабаровска.
Модерн – новые веяния в архитектуре Хабаровска
Как уже говорилось выше, во второй половине XIX века классицизм сменился периодом бесстилья. Началось механическое заимствование стилей разных эпох, что привело к чрезмерному декоративизму, близкому к ар-деко. Архитекторы искали альтернативные способы художественной выразительности. Так, в муках творчества рождается новый стиль, получивший название модерн – то есть современный. Очень скоро это направление нашло своих последователей в России.
Русский модерн охватил в первую очередь столичные города – Москву и Санкт-Петербург. Затем здания в стиле модерн появились в городах Поволжья. С отставанием в несколько лет модерн дошел до городов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, став явлением всероссийского масштаба.
Модерн – не самый распространенный стиль в Хабаровске. Всего несколько исторических зданий в центре города имеют более или менее явные признаки модерна.

Все эти дома размещаются на центральной улице Хабаровска. Несмотря на свою редкость, хабаровский модерн вносит стилистическое разнообразие в архитектурную палитру города.
Доходный дом Такеучи (ул. Муравьева-Амурского, 5)
В 1912 году на средства японского предпринимателя Ичидзи Такеучи на пересечении улиц Муравьевской и Лисуновского (ныне Комсомольская) по проекту архитектора Б. А. Малиновского был построен двухэтажный кирпичный дом. На первом этаже размещался, как бы сейчас сказали, мелкий бизнес: парикмахерская и фотосалон, мастерская по ремонту часов и ювелирных изделий, магазины и небольшой ресторан. Помещения второго этажа сдавались под гостиничные номера.

Доходный дом Такеучи охватывает своими крыльями угол квартала, а потому имеет характерную Г-образную форму плана. Поскольку здание стоит на рельефе, то вдоль ул. Комсомольской оно имеет на фланге три этажа. Цокольный этаж сдается в аренду коммерсантам.
Уличные фасады трактованы в типичной для модерна стилистике. Простенки окон на первом этаже отделаны крупным рустом. Окна второго этажа имеют крупные рамочные наличники с развитыми «юбками». Над фасадом, обращенным к улицам, надстроен декоративный аттик.

Центром композиции служит угловой цилиндрический эркер. Нижняя часть эркера прорезана тремя узкими окнами. Над окнами размещены три декоративные вставки с изображением фамильной монограммы владельца в форме цветка лотоса. В ее композиции, состоящей из стилизованной буквы «Т», круга с листьями и звездочки внутри него, присутствуют элементы, напоминающие японские иероглифы.
Эркер увенчан куполом-луковицей. Купол возвышается над аттиковой стенкой и служит доминантным акцентом композиционной оси всего дома.

Эспланад-отель (ул. Муравьева-Амурского, 18)
В стиле модерн трактованы дома хабаровского фармацевта Г. Г. Лухта. Самый заметный из них – гостиница с французским названием «Эспланадъ-отель». В советское время здание было национализировано и переименовано в гостиницу «Дальний Восток».
Здание выполнено в типичной для модерна манере. Простой и лаконичный главный фасад оживляется оригинальным осевым эркером, небольшими овальными оконцами на флангах, грубой рустовкой нижнего этажа и декоративными вставками.


В 1928 г. к зданию гостиницы с левой стороны пристроили модный для того времени Дом коммуны. Весь первый этаж в протяженном корпусе отводился под огромную столовую на 1500 человек. Новое крыло построено в период конструктивизма и имеет соответствующие этом стилю исполнение. Однако архитектор стилизовал конструктивистское здание под модернистский фасад построенного раньше отеля. Черты модерна наиболее заметны в аттиковых стенках над слабо выраженными ризалитами.


В 2003 году в здании провели капитальный ремонт, отреставрировали фасад. В открывшемся бизнес-центре провели встречу премьер-министр Японии Д. Коидзуми и губернатор Хабаровского края В. Ишаев. Сегодня в бывшем «Эспланад-отеле» размешается Хабаровский филиал золотодобывающей компании.
Доходный дом Лухта (ул. Комсомольская, 84)
Рядом с бывшим «Эспланад-отелем» на участке Лухта расположен его второй доходный дом, выходящий главным фасадом на Комсомольскую улицу. Стиль этой постройки еще более лаконичен. Завершения фланговых ризалитов отмечены рустовкой из рваного гранита, небольшой зубчатый фриз над окнами второго этажа – вот, пожалуй, и весь декор этого старинного хабаровского дома.


Простыми архитектурными формами автор достиг стилистической выразительности проекта. Группировка окон, их пропорции и расстекловка как на главном, так и на дворовом фасадах, позволяют уверенно отнести это здание к модерну.
Совкино (Муравьева-Амурского, 34)
Во все времена провинциальные архитекторы заимствовали приемы и формы из столичных проектов. Тоже происходило и в огромной Российской Империи. В качестве примера профессионального заимствования можно назвать доходный дом Зандау с театром «Грандъ-Иллюзионъ» и отелем «Бельведер» (ныне Совкино), возведенный на главной улице Хабаровска.

Сравнивая архитектуру дома аптекаря Зандау в Хабаровске с особняком балерины Матильды Кшесинской в Петербурге, в обоих зданиях можно заметить черты северного модерна. В той и другой постройке присутствует эркер с куполом. В нем повторяется пропорциональное соотношение окон, их обрамление и группировка, идентичны проемы в верхнем и нижнем этажах. Много общего и в других элементах: аттиковая стенка, лента фриза под сильно нависающей карнизной плитой, рустовка цокольного этажа.

Несмотря на эти внешние совпадения, доходный дом Зандау следует признать оригинальным образцом стиля модерн в Хабаровске.
Кирпичное узорочье – самобытная черта архитектуры Хабаровска
Использование лекального (фигурного) кирпича для декорирования стен появилось в России еще в XVII веке и называлось «русское узорочье». Очень активно краснокирпичная архитектура применялась для оформления православных храмов. Постепенно русский кирпичный стиль вытесняется русским барокко. Но в 70-е гг. XIX столетия на фоне творческих поисков зодчие вновь обратили внимание на это архитектурное направление.
Капиталистическая формация неумолимо наступала. В России нарождался новый влиятельный класс – буржуазия – со своими вкусами и потребностями. Новые приемы декорации фасадов, открытые в кирпичной кладке, понравились заказчикам. А архитекторы нашли в «кирпичной стиле» единство декораций и самой стены. Кирпич стал тем универсальным материалом, который позволял достигать огромного разнообразия декоративных композиций. Применение резного кирпича еще больше расширяло простор для фантазии мастера. Уникальность кирпичного стиля в том, что декорация здесь как бы вырастает из тела стены.
«Кирпичный стиль» появился в двух столицах России и очень скоро дошел до восточных провинций. В Хабаровске многие старинные дома дореволюционной постройки оформлены в кирпичном стиле. Возник даже уникальный стиль – хабаровское кирпичное узорочье.
В 1901 г. путешественник А. Виноградов в своей книге «В дальних краях» писал, что в Хабаровске
«началась усиленная постройка кирпичных зданий. Ввиду этого один за другим открылись восемь кирпичных заводов… Рабочими на этих заводах являются исключительно китайцы, которые кроме обыкновенных сортов красного кирпича вырабатывают серый кирпич – продукт китайского приготовления».
Что такое хабаровское кирпичное узорочье? Это разновидность декоративной кирпичной кладки, в которой помимо красного кирпича дополнительно используется серый. Сочетание кирпича двух цветов вместе с рельефной кладкой позволяло мастерам создавать выразительные двухцветные композиции на главных (уличных) фасадах зданий.

Оригинальность мотивов кирпичной кладки на домах Хабаровска отмечали многие исследователи и путешественники. Так, русский экономист А. А. Кауфман в одном из своих трудов писал, что в Хабаровске
«сравнительно много кирпичных построек – почти все, по оригинальному хабаровскому обычаю, из кирпича двух цветов, серого и красного, уложенного по фасадам в хорошенькие узоры; довольно красивы здания генерал-губернаторского дворца, военного собрания, музея, библиотеки; по всем концам города уложены кирпичные массивы казарм…».
Примеры старинных домов Хабаровска, оформленных в кирпичном стиле:
- доходный дом братьев Риф на улице Гоголя (ныне детская музыкальная школа);
- здание реального училища на плошали Ленина;
- кадетский корпус на улице Серышева (штаб ДВО);
- казначейство (гостиница «Парус») и Краеведческий музей на улице Шевченко.
Перечень можно продолжать бесконечно.
В декоративном оформлении зданий архитекторы прошлого главное внимание уделяли лицевым (парадным) фасадам, выходящим на улицу или площадь. Их разрабатывали с особой тщательностью, со вкусом продумывали каждую деталь экстерьера.
Вместе с тем, в Хабаровске сохранились дома, в которых одинаково подробно и детально проработаны все фасады: и передние, и задние. В их числе:
- особняк Плюсниных (Ленина, 15), позже геологический музей;
- доходный дом Плешко (Запарина, 26), ныне детская художественная школа.
Можно найти и другие подобные здания. Но в названных выше старинных домах этот прием, пожалуй, продемонстрирован наиболее ярко.
Доходный дом И. Л. Рифа (ул. Гоголя, 25)
Самый яркий пример кирпичного узорочья – проработка фасадов дома Рифа. Главный и боковой фасады обильно покрыты узорами кирпичной кладки. Характер декора, его обилие и разнообразие свидетельствуют о большой фантазии мастеров. Первый этаж дома покрыт сплошным узором, а в уровне второго этажа узорчатый пояс подчеркивает подкарнизную его часть.
Стена бокового, обращенного к площади Ленина, фасада, представляет собой сплошную рельефную мозаику из кирпичных геометрически правильных узоров.

Гостиница «Парус» (ул. Шевченко, 5)
Нарядными и выразительными по пластике выглядят фасады здание Амурской казенной палаты, ныне бизнес-центр «Парус». Один фасад обращен к Амуру, а второй на улицу Шевченко. Пластичность фасадам придает не только узорчатая кирпичная кладка, но и архитектурные формы частей фасадов: осевые ризалиты, угловые огибающие пилястры.
Сочетание серого и красного кирпича, в отделке фасадов, крупные пластичные формы деталей, насыщенный декор – все это придает нарядность и выразительность не только фасадам, но и всей объемно-пространственной композиции дома. Венчающий и промежуточный карнизы при ярком солнечном освещении создают насыщенную, глубокую тень, подчеркивающую объемность форм и членений.

Дом Пьянковых (Муравьева-Амурского, 3)
Торговый дом Пьянковых построен в 1910 г. Дом охватывает угол улиц Муравьевской и Лисуновской (ныне Комсомольская) и имеет характерную для углового участка конфигурацию плана в виде Г-образной формы. Братья Пьянковы – Владимир, Михаил и Иннокентий – владели винокуренным заводом и виноградниками в селе Никольском (ныне г. Уссурийск Приморского края). Доходы от торговли вином позволяли покупать земельные участки и строить капитальные дома в столице Приамурского генерал-губернаторства.

Историческое здание расположено на «красной линии» Хабаровска. Фасады оформлены орнаментами из красного и серого кирпича, характерными для хабаровского кирпичного узорочья. По центральной оси фасада, выходящего на Муравьева-Амурского, расположен фронтон с башенками. Прямо под фронтоном на втором этаже устроен широкий балкон с металлическими перилами. Еще один балкон имеется на углу здания. Северное крыло спускается по рельефу вдоль ул. Комсомольской и имеет на фланге 3 этажа. Многочисленные дымовые трубы, слуховые окна и аттиковые надстройки создают сложную силуэтную композицию верхней кромки фасадов.

Сегодня бывший доходный дом Пьянковых, как и сто лет назад, по-прежнему используется в коммерческих целях. В начале 1990-х между домом Пьянковых и Краевой библиотекой построили японский ресторан «Саппоро», стилизованный под кирпичный стиль.

Русский стиль в архитектуре Хабаровска
Кирпичное узорочье было всего лишь одним из течений, возникших в рамках русского стиля в архитектуре. В современном искусствоведении этот стиль обозначают терминами «неорусский», «псевдорусский» или «русско-византийский», поскольку он заимствовал многое у византийской архитектуры. Русские зодчие воплощали элементы этого стиля в своих проектах вплоть до Октябрьской революции.
Увлечение поисками «русского стиля» приводило к литературщине в архитектуре, когда народные мотивы механически переносились на фасады зданий, превращаясь в элементы декора. Такие формы и детали заимствовали, например, из деревенских вышивок, и переносили в кирпичную кладку или деревянные кружева. Изукрашенные теремки и строения палатной архитектуры появились по всей России, вплоть до самых ее окраин.
Памятники архитектуры Хабаровска с явными признаками русского стиля:
- доходный дом Богданова (сегодня здесь размещается прокуратура Хабаровского края);
- доходный дом братьев Плюсниных (ныне Дальневосточная научная библиотека);
- интернат женской гимназии (угол Запарина и Муравьева-Амурского);
- Городской дом, в советское время Дворец пионеров, ныне центр детского творчества «Маленький принц».
Сюда же следует отнести церковь Иннокентия Иркутского, имеющую большое композиционное и стилевое сходство с русскими храмами XVII века. Тоновский вариант русского стиля нашел также отражение в Градо-Успенском соборе, утраченном в 1930-е гг.
Доходный дом Богдановых (ул. Шевченко, 6)
Особняк Богдановых построен по проекту военного инженера Ю. З. Колмачевского до 1900 г. В этом старинном доме все 4 фасада обильно декорированы кирпичной кладкой в стиле кирпичного узорочья с преобладанием мотивов, распространенных в русской архитектуре в XVI-XVII веках. После надстройки в советское время стилистически бедного третьего этажа, особняк утратил свое завершение с кирпичными трубами и слуховыми объемами.

В декоре фасада можно видеть характерные для русского зодчества ширинки, килевидные завершения окон и слухов, обрамляющие окна полуколонки, расчлененные муфтами. Обрамления окон, раскреповки, карнизные выступы создают неповторимую игру светотени, усиливая пластичность и красочность фасадов, что составляло одну из ярких особенностей древнерусской архитектуры.

Доходный дом Гржибовского (Муравьева-Амурского, 22)
В 1902 году на втором этаже доходного дома Иосифа Гржибовского, увенчанного куполом-луковицей в русском стиле, открылся отель. Сначала он назывался «Эльдорадо». Затем его переименовали в гостиницу «Европейская». Обстановка и сервис соответствовали лучшим европейским заведениям такого рода. На первом этаже находились швейная мастерская, винная лавка, кафе с эстрадой для выступлений артистов и даже собственный гранд-иллюзионУстаревшее название кинотеатра. На втором этаже располагались комфортабельные номера, где гостям предлагали широкий набор услуг от завтрака в постель до общества «жриц любви».

Неоклассицизм в архитектуре Хабаровска
Русские архитекторы второй половины XIX в. понимали эклектику как архитектуру умного выбора. Постепенно этот стиль изживает себя. На рубеже веков в моду входит модерн и другие стилистические направления, связанные с поисками упорядоченности композиции. Архитекторы вновь обратились к стилю порядка – классицизму.
Тенденции данного стиля развивались внутри модерна. Новое ответвление вылилось в самостоятельное стилистическое явление – неоклассицизм. Таким образом, неоклассицизм – это архитектурное направление в рамках модерна, но с возвратом к классическим формам.
Дворец Бракосочетаний (ул. Пушкина, 62)
Характерным примером неоклассицизма в Хабаровске можно считать дом Ступиных, построенный в 1912 году по проекту Б. А. Малиновского. В композиции особняка присутствуют основные элементы, которые упорядочивают и подчиняют модерн классицизму.

В 1920-е здание национализировано и выделено под Дом ребенка. В настоящее время в нем размещается Дворец бракосочетаний.

Особняк Пахоруковых (ул. Волочаевская, 159)
Еще один пример развития неоклассицизма внутри модерна – дом Пахоруковых, построенный в 1912 году по проекту того же Б. А. Малиновского. Особняк нотариуса П. Ф. Пахорукова представляет особый интерес. Это один из лучших памятников архитектуры Хабаровска.
Здание отличают стерильность, изящность и вместе с тем импозантность. Архитектура дома сочетает в себе композиционные приемы модерна и ампира с элементами псевдорусского стиля. Псевдорусский стиль можно опознать в островерхой вальмовой крыше с гребнем по коньку над центральным объемом.
Стены здания кирпичные, оштукатуренные. Кроме двухэтажного каменного дома, на участке находились и другие несохранившиеся до наших дней постройки, в частности сарай, конюшня, каретник. Дом-особняк имеет два основных и подвальный этаж, предназначенный для хозяйственных нужд.
Центробанк (Муравьева-Амурского, 42)
Наиболее поздний пример дореволюционного неоклассицизма – здание Государственного Банка, охватывающее северо-восточный угол Муравьева-Амурского и Волочаевской.
Приведенные примеры исчерпывают неоклассицизм начала XX века в Хабаровске. Этот архитектурный стиль развивался в русском зодчестве всего одно десятилетие и широкого распространения не получил.
Конструктивизм – первая советская архитектура Хабаровска
В годы первой пятилетки (1928-1932) появляется новый архитектурный стиль – советский конструктивизм. Его расцвет приходится на вторую половину 1920-х. Молодое советское государство нуждалось в строительстве общественных, административных и жилых зданий. Практицизм этого новаторского стиля диктовался теми жесткими экономическими условиями, в которых оказалась страна после Гражданской войны.
Чем же отличался конструктивизм от других архитектурных стилей? Прежде всего, полным отказом от украшательств фасадов в пользу экономичности и функциональности. Назначение здания полностью определяло его конструкцию. Зодчие придавали зданиям выразительность не через декор, а с помощью линий и объемов.
Будучи в то время столицей Дальневосточного края, Хабаровск обязан был иметь соответствующие своему рангу здания. За несколько лет на парадной улице выросли такие яркие образцы конструктивистского стиля, как Дом Советов, Дальневосточный Банк, Дом Коммуны, Управление связи, жилой дом Крайсовнархоза и др. Эти постройки обогатили стилистическую палитру исторического ядра Хабаровска.

Дом Советов – административно-общественный комплекс в конструктивистском стиле
Дом Советов вместе с кинотеатром «Гигант» составляют одно здание по адресу ул. Муравьева-Амурского, 19. Самый яркий образец конструктивизма на Дальнем Востоке. Автор проекта советский архитектор-конструктивист Илья Голосов. Комплекс строился в два этапа: в 1925 году возвели Дом Советов. Кинотеатра «Гигант» открылся для зрителей только в ноябре 1931 г.

Конкурс проводился в Москве, и лучшие варианты направили в Хабаровск для корректировки на месте. Комплекс огибает участок в пределах улиц Фрунзе, Муравьева-Амурского, Запарина. Имеет в своей структуре административные, общественные и вспомогательные помещения. Комплекс отличает сложная конфигурация и четкое функциональное зонирование.
Прямоугольные ленточные окна на обоих фасадах дополнены наполовину остекленной поциркулярной лестничной башней с угловыми балконами-козырьками.

Дальневосточный банк – еще одно представительное конструктивистское здание в архитектуре Хабаровска
Дальневосточный банк расположен через улицу от Дома Советов. Построен по проекту известного московского архитектора В. М. Владимирова. На Всесоюзном конкурсе 1929 г. здание получило первую премию за успешное применение принципов нового строительства.
Доминантой композиции служит угловой башнеобразный объем, объединяющий два корпуса Г-образного плана. Гладкие стены железобетонного здания прорезаны квадратными окнами, а в глухих плоскостях по верху фасадов помещены круглые окна (люкарны).

Часть корпуса, расположенного по улице Запарина использовалась под жилье для служащих банка. В композиции фасада этой части основную роль играют прямоугольные эркеры и примыкающие к ним лоджии.

Дом Коммуны и театр Драмы (Муравьева-Амурского, 25)
Хабаровский Дом Коммуны, возведенный в стиле позднего конструктивизма, олицетворял не только новый стиль архитектуры, но и новый стиль жизни, «новую, советскую форму быта» – как писали в газетах того времени.
Дома-коммуны должны были воплотить мечты революционеров-романтиков об обобществленном быте и о новом «коллективном» человеке. Разрекламированные дома нового быта представляли собой целые комплексы из жилых квартир, магазинов, прачечной, столовой, библиотеки и даже собственного детсада.
В то время большинство многоквартирных домов, оборудованных всеми городскими удобствами, были ведомственными и отводились для привилегированных категорий населения. Жилой комплекс в границах улиц Дзержинского – Карла-Маркса – Волочаевская строился для сотрудников Управлении НКВД по Дальневосточному краю.
Комплекс имеет характерный для позднего конструктивизма сложный «уступчатый» план с четким функциональным зонированием. Дом-гигант состоит из трех блоков:
- Жилые корпуса с сильно выдающимися квадратными в плане балконами на торцах;
- Угловой объем с высокими окнами, расположенными попарно и подчеркнутыми в нижней части плоскими «юбками»;
- Театр Драмы, фасад которого выходит на ул. Дзержинского и оформлен уже после войны в духе пышного «победного классицизма».

Возведенное здание отличается от первоначального проекта. Блок вдоль улицы Дзержинского не получил реализации.

Изначально на первом этаже размещались:
- столовая на 1500 человек;
- кооперативный магазин;
- клуб со зрительным залом на 1000 мест;
- гимнастический зал для спортивных занятий;
- детский интернат;
- амбулатория и лечебница.
Позднее, в процессе послевоенной реконструкции на базе клуба НКВД открыли Хабаровский краевой театр драмы.

Управление пожарной охраны
Здание Управления пожарной охраны (МЧС), расположенное напротив парка «Динамо», представляет собой еще один образец конструктивизма. Два четырехэтажных крыла здания охватывают угол участка на пересечении улиц Карла Маркса и Петра Комарова. Угол композиции акцентирован высокой башней пожарной каланчи со смотровой площадкой, огражденной по периметру железной решеткой.

Наиболее четко стилистика конструктивизма прослеживается двумя ризалитами в жилом корпусе, обращенном на ул. Карла-Маркса. В первом этаже блока, обращенного на ул. Петра Комарова, устроено депо для пожарных машин. Верхние этажи здания используются под квартиры и административные помещения.
Вскоре после окончании строительства фасад над пожарным депо дополнили неоклассическими деталями: фриз между вторым и третьим этажом, обрамления окон на третьем и четвертом этажах.
Архитектура Хабаровска между нэпом и сталинизмом
Немало в Хабаровске исторических зданий, построенных в духе конструктивизма и позднее «исправленных» в классицизм. В их числе Управление связи, Амурское речное пароходство, Штаб армии противовоздушной обороны и другие.
Управление Амурского речного пароходства
Здание управления Амурского речного пароходства возвели в 1934 г. на угловом участке Комсомольской площади. Как и все сталинские капитальные здания, оно имело самобытную архитектуру: высокие потолки, оштукаренный фасад, сдержанный конструктивистский декор.
О конструктивистском стиле здания говорит акцент на угловом объеме. Первоначально корпус был 3-этажный.
Местная ежедневная газета «Тихоокеанская звезда» в номере за 24 октября 1934 г. писала:
«Дом этот похож на корабль. На крыше – башня, перила, мостики, круглые окошечки верхнего этажа похожи на иллюминаторы».
В 1955 г. здание претерпело стилистические изменения – на фасадах появились пилястры, венчающий карниз, рустовка цокольного этажа и другие элементы возрождаемого в сталинскую эпоху классицизма. Надстроили 4-й этаж и центральную башню.

Композиция Г-образного плана состоит из двух прямоугольных крыльев, объединенных круглой угловой башней, увенчанной двухъярусным бельведером. Угловая башня играет важную композиционную роль в градостроительном отношении, дополняют силуэт исторической части города и хорошо видна с Амура.

Управление связи (Муравьева-Амурского, 44)
Размещенное на углу участка, здание управления связи имеет традиционное для конструктивизма решение с акцентированием угла. Первоначальный проект воплощен не полностью. В частности, не выполнена угловая башня с треугольными балконами. Судя по сохранившемуся рисунку, композиция выглядела более динамичной и ясной в стилистическом отношении.

На стадии завершения строительства на стенах появились элементы постконструктивизма: пилястры, карнизы, рустовка нижнею этажа.

Дальневосточный Штаб ПВО (ул. Ленина, 30)
Вызывает интерес еще одна постройка, относящаяся к переходному периоду между двумя советскими эпохами. Это здание штаба противовоздушной обороны, протянувшееся между улицами Ленина, Волочаевская и Гамарника.
Комплекс состоит из двух стилистически разных частей:
- первая очередь вдоль улицы Волочаевской выполнена в стиле позднего конструктивизма;
- высокий массивный угловой объем, выходящий фасадом на ул. Ленина.
В более ранней части плоскости фасадов членятся лопатками. Композиционную сложность зданию придают выступающие и повышенные лестничные клетки.

Главный корпус построен в конце 1930-х и имеет черты сталинского неоклассицизма с элементами ар-деко. В этом доме создан торжественный образ, складывающийся из сложного ритма трехчетвертных тосканских колонн на постаментах, двухэтажного аттика с рамочными обрамлениями окон. К срезанному угловому объему примыкает трехгранный ризалит.

Парадная архитектура Хабаровска – сталинский классицизм
Архитектуру данного направления исследователи часто называют неоклассицизмом второй волны. Это справедливо, если рассматривать архитектуру в общемировом масштабе. Относительно России и стран бывшего СССР вполне применимо понятие «сталинская архитектура».
Для городов СССР – сталинская архитектура.
В 1932-м все архитекторы Советского Союза были объединены в единый творческий союз. Жесткая централизация проявлялась во всем. Обособленные творческие коллективы теперь не имели права на существование.
Классика как символ парадной архитектуры стала главным ориентиром для всех советских архитекторов. Эпоха сталинского классицизма началась в предвоенный период и продолжалась до конца 1950-х.
Симметрия стала обязательным атрибутом жилищного строительства. Она проявлялась квартальной застройке, в композициях планов и фасадов домов.
Как до, так и после войны, в городах в основном велось штучное строительство. Это не позволяло формировать полноценные ансамбли, решать комплексную застройку больших участков. Однако как архитектурные произведения, сталинские дома имели для городов большое значение. В дальневосточных городах сталинская архитектура были значительно проще, чем в столицах. Но даже и в более скромных вариантах, сталинские фасады служат настоящим украшением площадей и улиц.
Прогуливаясь по центру Хабаровска или по его окраинам в Северном и Южном районах, можно сразу узнать здания сталинского периода. Как правило, они имеют оштукатуренные в светлых бежевых тонах стены. Симметричный главный фасад сразу же отсылает нас к классическому стилю. Ось симметрии подчеркнута каким-либо элементом: фронтоном, балконом, эркером или декором окон. Особенно много парадных сталинских домов в центре Хабаровска.
Главдальстрой (Муравьева-Амурского, 32)
Переходной формой от постконструктивизма к неоклассицизму служит здание Главдальстроя, возведенное в 1938 г. по проекту архитектора Е. Б. Серебрякова на углу улиц Муравьева-Амурского и Запарина.

Конфигурация плана продиктована угловым участком и отражает традиционный для конструктивизма и постконструктивизма прием с угловым акцентом.


Угол здания решен в виде заглубленного внутрь цилиндра. Наружная часть башни оформлена в виде глубокой лоджии, расчлененной 4 коринфскими колоннами, поставленными на высокие постаменты.

Три арки первого рустованного этажа образуют парадный вход.
Краевое управление ФСБ – образец монументальной архитектуры Хабаровска
Характерным примером монументального административного здания в стиле предвоенного классицизма служит Управление НКВД по Хабаровскому краю, построенное в 1937-м по проекту архитектора Г. Н. Шумовского. Симметричная планировочная и объемно-пространственная композиция и крупный масштаб здания выделяли его среди деревянной малоэтажной застройки.
Фланговые крылья образуют парадный двор, подчеркнутый со стороны улицы Волочаевской широкой лестницей и монументальным порталом по оси здания. Нижние четыре этажа центрального портика подчеркнуты квадратными в сечении пилонами. Сверху на колонны опирается балкон, над которым расположен аттиковый этаж с нависающим по периметру карнизом.

Цокольный этаж вокруг здания рустован черными мраморными панелями. Задний фасад выходит на ул. Шеронова. Здесь по центру также расположен мощный портик с балконом и венчающим карнизом.
Сталинские жилые дома в Хабаровске
Во все времена при проектировании жилых домов архитекторы старались учитывать интересы и потребности разных семей. Но в многоквартирном доме сделать это сложнее, чем в особняке. Частично эта проблема решалась строительством домов, предназначенных для проживания определенных социальных групп населения. В Хабаровске образцами элитного жилья, недоступного для рядовых советских граждан, стали построенные в предвоенные годы ведомственные дома:
- сотрудников Амурского Речного Пароходства;
- командиров ОДВА;
- членов Крайсовнархоза;
- сотрудников НКВД и др.
Хотя все эти дома неповторимы по архитектуре, их объединяет принадлежность к неоклассицизму.
Дом командиров Особой Дальневосточной Армии 1936 г. архитектор В. Гречановский
Огромное жилое здание охватывает с трех сторон часть жилого квартала в пределах улиц Калинина, Серышева, Истомина. Наиболее интересен угловой корпус первой очереди здания. Эти квартиры были самыми комфортабельными в городе. В его архитектуре наглядно отражаются тенденции к переходу от конструктивистской стилистики к неоклассике, но с сохранением конструктивистской композиционной системы.
Здание выглядит парадным и монументальным благодаря укрупнению масштаба некоторых классицистических элементов:
- арок лоджий, объединяющих три этажа;
- мощного, сильно вынесенного венчающего карниза;
- сплошного остекления высоких арочных окон лестничных клеток.
Корпус второй очереди, занимающий угол Серышева – Истомина, построен значительно позднее и более характерен для неоклассики. Здесь уже больше лепного декора, при этом угловая часть дома никак не акцентирована.

Жилой дом Муравьева-Амурского – Истомина
Яркий пример помпезной предвоенной неоклассики – жилой дом на углу Муравьева-Амурского и Истомина. Построен в 1939-м по проекту архитектора П. А. Старикова.

Г-образная композиция складывается из двух пятиэтажных корпусов, соединенных высокой граненой башней на углу. Оба корпуса и башня подчеркнуты декоративной лентой фриза с советской символикой (знамена, гирлянды, серп и молот, венки). Два нижних этажа облицованы гранитным рустом. Левое крыло, спускаясь вниз по рельефу, имеет на фланге 6 этажей. Своеобразной группировкой балконов на стенах обоих корпусов подчеркнута симметричность всей композиционной структуры дома.

Дом сотрудников НКВД
Жилой дом сотрудников НКВД расположен через дорогу от Управления того же ведомства. Построен в 1940-м по проекту архитекторов Ф. Ф. Евсютина и С. Н. Короткова. Дом считается самым выразительным образцом престижного жилищного строительства предвоенного времени, когда началось движение к более чистой неоклассике.

Дом охватывает с двух сторон квартал в центре Хабаровска. В самой верхней части дом стыкуется с Центральным Банком и имеет 4 этажа. Первый блок спускается каскадом к бульвару вдоль улицы Волочаевской. Отдельные блоки соединены высокими проездными арками с лоджиями над ними.

Нижняя арка соединяет 8-этажный блок, выходящий на Уссурийский бульвар, с крылом, поднимающимся по улице Волочаевской и поэтому имеющим понижающуюся этажность.
Фасады композиционно организованы группировкой окон, балконов, лоджий. Аттиковый этаж расчленен в межоконных простенках пилястрами.
Блок, который выходит фасадом на бульвар имеет 8 этажей. Два нижних этажа рустованы имитацией камня. Далее над карнизом идет 5 этажей. За вторым промежуточным карнизом следует аттиковый этаж, увенчанный последним самым мощным карнизом.

Дом работников Амурского речного пароходства
Дом работников Амурского речного пароходства (ул. Тургенева, 68) возведен в 1940 г. Дом привлекает внимание своим необычным фасадом и оригинальным декором в духе неоклассики. Поставленный на рельефе, дом на всем своем протяжении имеет единую горизонталь венчающего карниза.

Верхний шестой этаж здания обработан единой лентой лоджии, расчлененной колоннадой и огражденной парапетом с балясинами. Ось симметрии акцентирована своеобразной триумфальной аркой проезда, с проходами на флангах и обрамляющим арку четырехколонным портиком. Края фасадов отмечены двухколонными портиками той же высоты. Цокольная часть выступает из плоскости фасада и образует галерею вокруг всего дома.

Послевоенная сталинская неоклассика в архитектуре Хабаровска
Кроме жилых домов в Хабаровске в стиле предвоенной и послевоенной неоклассики построено немало зданий административного, общественного и учебного назначения. Практически все они сохранились до нашего времени и по праву занимают достойное место среди памятников архитектуры Хабаровска.
Управление Дальневосточной железной дороги
Наглядный пример такого сооружения в стиле неоклассики с элементами ар-деко служит здание Управления Дальневосточной железной дороги, построенное в 1941-м по проекту архитектора Б. Соболевского. Расположено на центральной улице города в исторической части.

Симметричный план и объемная композиция подчеркивают представительность и монументальность здания. По периметру фасады расчленены ионическими пилястрами. Колонны поставлены на нижний цокольный этаж и объединяют второй и четвертый этажи. Мощным акцентом уличного фасада служит глубокая лоджия высотой в 3 этажа с двумя ионическими колоннами, размешенная в среднем ризалите над парадным входом. Дробные членения аттикового этажа и расположенные над ризалитами повышенные глухие аттики напоминают образцы стиля ар-деко.

Партшкола, ныне Академия государственной службы при Президенте РФ
Термин «сталинский классицизм» вполне может быть применим к стилистике здания Высшей партийной школы на главной площади Хабаровска. Это монументальное общественное здание выполнено в стиле парадной послевоенной неоклассики и играет ведущую роль в архитектурном ансамбле площади Ленина.

Нижние три этажа трактованы как рустованный цоколь и отделены от верхней части промежуточным карнизом (пояском). Верхние этажи объединены пилястрами, в капителях которых присутствует советская атрибутика (пятиконечная звезда, серп и молот, раскрытая книга с надписями «Ленин», «Сталин»). Мощный выступ венчающего карниза охватывает оба парадных фасада. Помпезный декор этих фасадов скрывает сложный по конфигурации Г-образный план комплекса.
В 1970-х с юго-западной стороны вдоль ул. Шеронова был пристроен корпус общежития для студентов ВПШ. Фасад этого здания стилизован под поздний конструктивизм.

Медицинский институт
В 1959-1962 гг. вдоль северо-западной стороны площади Ленина по проекту архитектора Е. Д. Мамешина построено здание медицинского института. Это пример «хрущевской» версии неоклассического стиля. Своим фасадом здание охватывает целую сторону одной из самых больших городских площадей России в границах улиц Гоголя и Пушкина.
Строго осевая композиция плана и обращенного к площади фасада характерна для классики. Ось симметрии акцентирована вынесенным вперед шестиколонным портиком, в котором устроен парадный вход. Центральный портик и торцы здания завершены треугольными фронтонами. Скупость декора на главном фасаде свидетельствует о начавшейся в период строительства здания борьбе с архитектурными излишествами.
Здание Администрации г. Хабаровска
Еще один пример подобной фасадной композиции – здание крайсовнархоза (ныне городская администрация), построенное по проекту хабаровского архитектора Б. Т. Германа в 1952-м. Представительное здание в стиле послевоенного классицизма со сложным планом в виде буквы Ш и с удлиненной юго-западной ветвью.
Парадный симметричный фасад подчеркнут по центру шестиколонным коринфским портиком, объединяющим 3 верхних этажа. Нижний рустованный этаж представляет собой традиционный для классики пьедестал. Выше него фасад расчленен коринфскими пилястрами. На торцовых фасадах устроены небольшие балкончики, огражденные балясинами. Особенно праздничным и нарядным выглядит здание после реконструкции под наблюдением архитектора Д. Ю. Фомина в 2002 г.


Период неоклассики в Хабаровске завершился строительством медицинского института и крайсовнархоза, института железнодорожного транспорта (ул. Серышева) и автодорожного института (ТОГУ). Новые вузы начали строить на закате сталинизма, а завершили в самый разгар борьбы с архитектурными излишествами. Смена эпох отразилась на фасадах этих зданий: они получились эстетически более бедными. Штукатурку, лепнину и другой декор сменил серый обдирочный кирпич.
Архитектура Хабаровска. Заключение
История домов Хабаровска начинается в конце XIX в., когда город становится столицей Приамурской губернии, и в нем разворачивается каменное строительство. Над деревянными постройками обывателей вырастают доходные дома крупных хабаровских купцов. Одни из них оформлены в стиле нового для того времени модерна. Другие содержат элементы русского стиля XVII века с красно-серой кирпичной орнаментикой. Хабаровское кирпичное узорочье особое.
Сочетание кирпича двух цветов – традиционного красного и китайского серого – позволяло создавать неповторимые по выразительности фасады.
Хабаровск, как столица Дальневосточного края (1926-1938 гг.), богат образцами советского конструктивизма. В этом стиле возводились крупные представительные здания. Архитектура Хабаровска была бы неполной без монументальных сталинских домов, украшающих парадные улицы города.
Источники
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_Хабаровска;
- Крадин Н. П. Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне. – Хабаровск, 2008.
- Крадин Н. П. Архитектура и архитекторы Хабаровска: 1858-2003. – Хабаровск, 2003.
- Михалева С. Ю., Козыряцкая Е. О. Хабаровск. Образ прошлого. – Екатеринбург: ОАО «Уральский рабочий», 2016.
Архитектура Хабаровска.
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
