Мост через Амур – венец Транссибирской магистрали

Во второй половине XIX века русские активно заселяют Приамурье. Встает потребность в строительстве рельсовых дорог и, в первую очередь, Транссибирской железнодорожной магистрали. Для преодоления речных преград требовались мосты, а для пересечения крупных рек – огромные мосты. Одним из достижений инженерной мысли того времени стал мост через Амур в Хабаровске.

Амурский мост – символ Хабаровска и Транссиба
Амурский мост – один из символов Хабаровска и Транссиба. Вид на мост с «Башни Инфиделя»

Предыстория строительства Амурского моста

До последних лет своего существования Российская Империя сохраняла преимущественно аграрный уклад хозяйства и феодально-сословную систему общества. Несмотря на экономическую и политическую отсталость, территории Дальнего Востока, совсем недавно присоединенные к России, активно осваивались. Сюда мигрировало население западных губерний. Развивалось сельское хозяйство, различные виды натуральных промыслов и торговля.

Приезжие крестьяне говорили:

«Земли сколько угодно, леса, рыбы, зверя – бери сколько можешь. Гляди, поосмотримся, пообвыкнемся и здесь Россию сделаем…».

Развивающееся хозяйство требовало отлаженных путей сообщения. Самый распространенный в то время гужевой транспорт вязнул в сибирском бездорожье. Поэтому путешествие из центральных областей огромной державы к ее восточным окраинам растягивалось на долгие месяцы.

«Ехали на поезде и пароходе, но дольше всего – на лошадях в тарантасе, встречая по пути обозы с замученными дорогой переселенцами да партии каторжан»

– из воспоминаний Раисы Фриессе, одной из первых жительниц Хабаровки, жены военного инженера Константина Фриессе.

Невозможно было пользоваться речным транспортом, потому что не существует непрерывной водной артерии между центром страны и ее дальневосточными рубежами. Оставались морские пути через Суэцкий канал и Индийский океан. При этом тихоходные суда на парусно-паровой тяге огибали половину земного шара. На такой вояж также уходили многие месяцы.

Во времена последних Романовых чиновникам и офицерам, направляемым для прохождения гражданской или военной службы на Дальний Восток, официально отпускалось 6 месяцев на дорогу!

В середине 1880-х гг. Высочайшим повелением Императора Александра III началось строительство Великого Сибирского рельсового пути. Проходя через пол-Евразии, Транссибирская железнодорожная магистраль и в XXI веке остается самой длинной железной дорогой в мире. Конечные ее станции – Москва и Владивосток – связаны рельсовом полотном протяженностью 9288 кмПомощьПо прямой расстояние между двумя городами составляет 6 400 км. Хозяйственное развитие Дальнего Востока в течение всего XX века определялось этой железной дорогой.

Транссибирская железнодорожная магистраль на карте России и города, через которые она проходит

Хабаровский мост – чудо XX века

Самым важным и последним звеном Великого Сибирского рельсового пути должен был стать железнодорожный мост в районе Хабаровска. Он должен был связать восточную ветку – Уссурийскую железную дорогу с остальной частью Транссиба и обеспечить непрерывное движение поездов через реку Амур. Царское правительство объявило конкурс среди лучших мостостроителей того времени. Выбор остановили на проекте инженера Л. Д. Проскурякова, предложившего однопутный арочный мост в районе села Осиповка в 8 км к северу от Хабаровска.

В 1900 г. весь мир встречал XX век, а в Париже по этому поводу прошла Всемирная выставка технических достижений. За 7 месяцев работы Экспо ее посетили 50 млн. человек, что стало абсолютным рекордом для того времени. Судейский комитет возглавлял создатель Эйфелевой башни Густав Эйфель. Он присудил золотую медаль русском инженеру Лавру Дмитриевичу Проскурякову за его конструкцию пролетного строения из однораскосной треугольной решетки. Инженерное достижение заключалось в экономичном расходовании металла при общей прочности и устойчивости сооружения.

Официальный плакат Парижской выставки 1900 г.

Важно отметить, что высшую награду на Парижской выставке получила модель однопутного железнодорожного моста через р. Енисей в г. Красноярске. Мост строился с 1895 по 1899 гг. Фермовая конструкция Проскурякова хорошо себя зарекомендовала, и через 15 лет ее с успехом использовали при проектировании моста через р. Амур.

В 2002-м в ходе реконструкции Красноярского моста демонтировали старые пролеты и, несмотря на протесты местных защитников памятников истории, отправили их все на металлолом. Руководители Дальневосточного управления РЖД поступили более мудро и сохранили одну стальную ферму Хабаровского моста для потомков. Сегодня она является главным экспонатом музея Амурского моста в Хабаровске.

Железнодорожные мосты России, Хабаровский мост через Амур, Красноярский мост через Енисей
«Царские» железнодорожные мосты в Красноярске через р. Енисей и в Хабаровске через р. Амур. Конструктивные сходства очевидны

Стальные арочные фермы для Амурского моста производились в Польше, которая до 1915 г. входила в состав Российской Империи. Фермы огибали пол земного шара в разобранном состоянии. Сначала из Варшавы по железнодорожным путям до Одессы. Затем морским путем через Суэцкий канал и Индийский океан их везли до Владивостока. Оттуда снова по рельсам до места строительства, где и собирали.

Церемония закладки Амурского моста состоялась 30 июля (12 августа) 1913 г. Строительство моста через Амур планировалось закончить к октябрю 1915 г., но изначально установленные сроки нарушила Первая мировая война. Две фермы были безвозвратно утеряны: по одной версии перевозивший их пароход «Пермь» торпедировала немецкая подлодка, по другой – этот пароход был затоплен в результате пожара в шриланкийском порту Коломбо. Утраченным фермам нашли замену в Канаде.

Мост через Амур в Хабаровске окрестили Алексеевским в честь наследника российского престола цесаревича Алексея Николаевича – сына императора Николая II. Алексеевский мост освятили и открыли для сквозного движения на год позже – в октябре 1916 г. Впрочем, сооружение недолго носило это название. Уже в следующем 1917 году династия Романовых лишилась верховной власти, а мост своего августейшего имени. С тех пор он стал называться Амурским мостом.

Почему Хабаровский мост называют «Амурским чудом»?

По протяженности и темпам строительства мост через Амур в Хабаровске превзошел в свое время все аналогичные сооружения Евразии. Длина основного пролета между противоположными берегами составляла (и составляет сейчас) 2600 метров. Несущие фермы поднимались над поверхностью воды на 60 метров – это высота 20-этажного дома! В работах было задействовано 5 тыс. человек. Они жили во временных рабочих поселках на обоих берегах Амура и на островах рядом с местом стройки. На сооружение было затрачено 18 тыс. тонн металла и 13,5 млн. российских рублей.

Строительство моста через Амур в Хабаровске
Грандиозное строительство шло быстрыми темпами

Заинтересованное правительство позаботилось о своевременном финансировании проекта. Руководители стройки обеспечили грамотное выполнение всех инженерных работ. Все это в совокупности позволило провести строительство качественно и в рекордно короткие сроки. Благодаря этим достижениям Хабаровский мост очень скоро удостоился неформального названия «Амурское чудо». Он был единственным переездом через Амур вплоть до 1975 г., когда в рамках строительства БАМа возвели мост в районе Комсомольска-на-Амуре.

Только в XXI веке мост через Амур в Хабаровске утратил статус самого длинного моста в России, уступив его следующим мостовым переходам:

  • Президентский мост в Ульяновске – 2009 год, длина 5825 метров;
  • мост через Амурский залив во Владивостоке– 2012 год, длина 4364 метра;
  • Северная и Южная эстакады Западного скоростного диаметра в Петербурге – 2016 год, 8794 и 9378 метров соответственно.

Но даже в третьем тысячелетии мост под Хабаровском остается самой крупной переправой через Амур и самым большим инженерным сооружением на всем протяжении Транссибирской железнодорожной магистрали.

История Амурского моста: со дня открытия и до наших дней

Амурский мост стал завершающим звеном Транссибирской магистрали и главной достопримечательностью Хабаровска. День открытия движения по мосту — 5 октября 1916 года — считается датой окончания строительства Великого Сибирского пути.

Московский журнал «Искра» в выпуске от 6 ноября 1916 г. по поводу запуска моста через Амур напечатал следующее:

«….С открытием сквозного движения для Приамурья наступила новая эра, благие результаты коей скажутся для населения в самом ближайшем будущем»

Однако судьба Амурского моста неразрывно связана с историей Дальнего Востока. Нормальная его работа вскоре была нарушена революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. В апреле 1920 г. произошло нападение японцев на Хабаровск. Отступающие из города партизаны взорвали два пролета моста, чтобы отрезать интервентам путь на левый берег.

Мост через Амур взорван
Ферма подорванного моста одним концом упала в воду

В течение последующих 5 лет движение поездов через Амур осуществлялось летом на паромных баржах, а зимой по наспех уложенной ледовой переправе. Восстановить инженерное сооружение во время войны не позволяли финансовые трудности.

Амурский мост история
Временные шпалы укладывали прямо на лед, сверху монтировали рельсы и пускали поезд

Только в марте 1925-го завершилась реконструкция взорванных пролетов, и по мосту впервые в истории Советской России вновь пошли поезда. Все последующие десятилетия мост оставался надежным тружеником, пропуская в обе стороны тысячи людей и сотни тысяч тонн нужных стране грузов.

Во время Великой Отечественной войны мост выполнял две основные задачи: переброска эшелонов на фронт и доставка ленд-лиза из Владивостока. Днем и ночью без сигнальных огней, опасаясь японских провокаций, поезда шли по «зеленой улице» с востока на запад, а в 1945-м войска спешно перебрасывали в обратном направлении против Квантунской армии на континенте. По воспоминаниям профессора истории Ю. Ципкина: несмотря на столь напряженную работу крушений на железной дороге практически не было.

С годами росли объемы грузоперевозок и железнодорожный трафик. К началу 1980-х старый однопутный мост через Амур исчерпал свою ресурс пропускной способности. Пролетные конструкции моста были рассчитаны на дореволюционные поезда. Современные электровозы превосходили их по массе и скорости в несколько раз. Специалисты предупреждали об усталости, которая незримо накапливается в мостовой конструкции. И если в железобетонных опорах можно было оставаться уверенными, то металлические фермы нуждались в замене. В 1985-м для следующих через мост поездов было установлено ограничение скорости.

Амурский мост в 1980-х

Новый облик Амурского моста

Проект моста через Амур разрабатывался не только в Хабаровских инженерных организациях, но и в столичных институтах. На реконструкцию из федерального бюджета были выделены миллиарды рублей. Сооружение комплексного мостового перехода в противоречивую эпоху рыночных реформ растянулось на десяток лет и стало крупнейшей стройкой в истории новой России.

В 1990-ом крупнейшие проектные институты страны берутся за обновление арочной части Амурского моста. Планируется расширить старые опоры, чтобы параллельно проложить второй рельсовый путь. Создается совмещенный мостовой переход: на нижнем ярусе – двухпутное железнодорожное полотно, а на верхнем – двухполосная автодорога.

Монтажный кран устанавливал новые пролеты, продвигаясь от левого берега к правому

В 1992-ом начинаются работы по реконструкции. Рядом с «царскими» опорами возводятся новые. На них монтируется второй железнодорожный пролет, а на верхнем ярусе — автомобильное полотно.

Мост через Амур в Хабаровске
В ходе реконструкции Амурский мост увеличили и в ширь, и в ввысь. Опоры под мостом разного оттенка: более темные возвели до 1916 г.; светлые — построили на рубеже XX и XXI веков

При этом по старому пути движение поездов сохраняется. В июне 1998 открыто двустороннее железнодорожное движение по обоим путям. В 1999 г. вводят в эксплуатацию автомобильную часть моста. Открытие автомобильного движение через Амур превратило Хабаровск в полноценный транзитный пункт автотрассы Чита-Находка.

Строительство автопроезда через Амур потребовало обустройства по обеим сторонам моста подъездных автомобильных эстакад. Общая длина мостового перехода составляет 2600 м, вместе с подъездными эстакадами – 3800 м. В Хабаровске такую эстакаду протянули до улицы Тихоокеанской, связав с городским трафиком двухуровневой развязкой.

Развязка автодорога «Амур» — Тихоокеанская с выездом на Амурский мост

В конце 1990-х ведется демонтаж «царских» ферм. Все снятые пролеты продали в Китай на металлолом, а одну из восемнадцати арок сохранили для потомков. Несколько лет она стояла на берегу Амура, ожидая свою дальнейшую судьбу.

В 2008-м у руководства ДВЖД возникла творческая идея, и ферма стала главным экспонатом музея истории Амурского моста на ул. ВОХР 1А в Хабаровске. Выставочную площадку организовали в 230 метрах к северу от реконструированного мостового перехода.

Музей истории Амурского моста. Старая мостовая арка
Старая арочная конструкция в музее Амурского моста. Мейд ин Поленд

В 2006-ом была даже выпущена 5-тысячная рублевая купюра Банка России с новым Хабаровским мостом и стелой «Хабаровск» на оборотной стороне. Самая крупная российская банкнота неспроста посвящена Хабаровску. Столица Дальневосточного федерального округа была неоднократной победительницей ежегодного конкурса «Самый благоустроенный город России».

Амурский мост на купюре
Амурский мост и стела Хабаровск на 5-тысячной купюре

В 1975 г. был открыт второй мост через Амур в районе Комсомольска. Однако это не уменьшило транспортное значение Хабаровского моста. Он является частью Транссибирской железнодорожной магистрали и автотрассы «Чита-Хабаровск». Ежедневно в обоих направлениях по нему провозят до 500 тыс. тонн грузов. На официальной праздновании юбилея Амурского моста в 2016 г. мэр Хабаровска А. Н. Соколов назвал мост через Амур в Хабаровске основным жизнеобеспечивающим кровеносным сосудом страны.

Мост через Амур в Хабаровске

Источники

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *