Триумфальная арка Константина

Арка императора Константина в Риме возведена в 315 году в честь победы над Максенцием в Гражданской войне. Это единственная в Риме арка, увековечившая победу не над варварами, а над соотечественниками. Ее украшают рельефы и скульптуры, как выполненные персонально для Константина, так и снятые с ранних монументов. Вместе они создают образ победоносного и благочестивого правителя.

Триумфальная арка Константина
Триумфальная арка императора Константина в Риме

Где находится арка Константина?

Триумфальная арка Константина (итал. Arco di Costantino, лат. Arcus Constantini) стоит между Колизеем и подножием холма Палатин. Во времена поздней Империи (принципата) через арку дорогой Триумфа (лат. Via Triumphlis) проходили с победой римские военачальники. Торжественная процессия двигалась с юга от Большого цирка (лат. Circus Maximus) по дороге Via triumphalis, что пролегает между холмами Палатин и Целий. Пройдя через арку Константина, шествие поворачивало налево и по Священной дороге (Via Sacra) через Римской форум (лат. Forum Romanum) двигалось до арки Септимия Севера. Здесь, высадив пленных в тюрьму Туллианум, римляне поднимались на Капитолийский холм, чтобы в храме Юпитера отблагодарить богов за победу.

История строительства

Трехпролетная арка возведена в рекордные для подобных сооружений сроки: с 312 по 315 гг. Заказчиком проекта, если выражаться современным языком, был Римский Сенат. Заседавшие в Сенате представители древних патрицианских родов хотели увековечить победу императора Константина над узурпатором и тираном Максенцием.

28 октября 312 года у Мульвийского моста через Тибр на северных окраинах Рима произошло не очень кровопролитное сражение, имевшее, однако величайшее историческое значение. Благодаря победе Константина и объединению под его началом всей Западной Римской империи христианство стало государственной религией. Следующие полторы тысячи лет оно определяло исторический путь человечества и, пожалуй, обеспечило превосходство европейской цивилизации над нехристианскими народами.

Кроме военной победы, арку посвятили еще двум событиям:

  • 10-летию правления Константинам (306-316 гг.);
  • началу игр Деценналии (от лат. decennium – десятилетие), проводившихся в Империи каждые десять лет.

Официальное открытие арки состоялось 25 июля 315 года, когда Константин проехал по Риму дорогой триумфа.

Арка Константина. Герман ван Свеневельт
Арка Константина в XVII веке. Картина датского художника Германа ван Свенельта

Первые в истории реставрационные работы над аркой были проведены в 18 веке. На летних Олимпийских играх 1960-го арка служила финишной чертой для участников марафонского забега.

Арка императора Константина в наши дни
Арка императора Константина в наши дни. Справа на заднем плане Колизей, бывший амфитеатр Флавия

Сполии на арке Константина

Взглянув на арку, мы увидим, что ее поверхность богато украшают различные скульптуры. Сложность и интерес для исследователя представляет тот факт, что многие скульптурные украшения взяты из разных периодов римской истории.

Траян, Адриан и Марк Аврелий – трое из пяти хороших римских императоров
Траян, Адриан и Марк Аврелий – трое из пяти последовательно правивших римских императоров, чье правление стало «золотым веком» Древнего Рима

Если говорить точнее, их сняли с более ранних памятников, посвященных трем из пяти хорошим императорам династии Антонинов. Траян, Адреан и Марк Аврелий, или, как их еще называют, усыновленные императорыитал. imperatori addotivi, – прославились победами во внешней политике и стабильностью во внутренней.

Существуют три версии, почему для декорирования арки римляне прибегли к сполиям Сведениялат. spolia – архитектурные декоративные элементы, которые выламывали из ранних построек и использовали на новых. Сполии характерны для поздней античности и раннего средневековья:

  1. К IV века н. э. искусство Римской империи вошло в состояние упадка. И навыки мастеров уже не позволяли создать достойную триумфальную арку. Эта версия была популярна в прошлом, однако современные историки искусства доказали ее несостоятельность.
  2. Узкие временные рамки для строителей. Начало работ относится к 312 году сразу после победы у Мальвийского моста в конце октября. Открытие арки состоялось уже в июле 315-го.
  3. Третья версия самая обоснованная. И она утверждает, что перенос декоративных элементов с памятников императорам II в. носил символическое значение. Они говорят нам, что римская власть и народ как бы ставили императора Константина в один ряд с этими лучшими в римской истории правителям. Сам Константин хотел, чтобы на него смотрели, как на восстановителя «золотой эпохи» II века.

Описание арки

Арка Константина – одна из трех сохранившихся триумфальных арок в Риме. Две другие: арка Тита и арка Септимия Севера.

Арка Константина имеет три пролета, массивную среднюю часть и аттиковую надстройку над карнизом.

Размеры арки Константина
Размеры арки Константина

Средняя часть сооружения выполнена целиком из мраморных блоков. Надстройка над карнизом, или аттик, кирпичный и облицован мрамором.

Планировка главного фасада одинакова на обеих сторонах арки. Иными слова, арка симметрична. Четыре колонны на мощных базах разделяют центральный и два боковых пролета. Над боковыми пролетами мы видим ленту фриза, а на каждой стороне две пары рельефных медальонов.

Южная сторона

Южная сторона арки Константина обращена к улице Святого ГригорияVia di San Gregorio. В древности ее называли Дорога ТриумфовVia dei Trionfi. По ней с юга на север торжественно проходили вернувшиеся с победой легионы.

Сполии на южной стороне арки Константина
Сполии на южной стороне арки Константина

Северная сторона

Сполии на северной стороне расположены по той же схеме, что и на южной.

Схема расположения сполий на арке Константина
Схема расположения сполий на арке Константина

Западная сторона

Западной стороной арка Константина смотрит на самый древний из заселенных холмов Рима – Палатин. Декор этой части арки включает:

  • первая сцена фриза, изображающая военные сборы Константина для освобождения Рима от тирании;
  • медальон эпохи Константина с изображением Луны в колеснице;
  • рельефное полотно с форума Траяна с одним из эпизодов Дакийской войны.

Восточная сторона

Своей восточной стороной арка обращена к Колизею. Она содержит:

  • фрагмент фриза, где изображено вступление Константина в Рим после победы у Мульвийского моста;
  • медальон Константина с изображением восходящего Солнца в колеснице;
  • 3-метровый рельеф Траяна с изображением эпизода Дакийской войны.

Аттик

Статуи даков

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков. Эти статуи стоят отдельно от стены и имеют высоту больше 3 метров. Они изображают пленных дакийских воинов. В 106 г. н. э. император Траян завоевал Дакийское царство СведенияДакийское царство – античное государство на территории современных Румынии, Молдовы, Украины и присоединил к Римской империи новую провинцию Дакия.

Статуи пленных даков на южной стороне арки Константина
Статуи пленных даков на южной стороне арки Константина

Легко определить, что они чужеземцы по их неримским одеждам и длинным бородам. Мотив подчинения иноземцев, или варваров Помощьтак сами римляне называли говорящих на непонятных языках иноплеменные народы, римским императорам присутствует на многих фрагментах арки в разных формах.

Статуи пленных даков крупным планом
Статуи пленных даков крупным планом

Вызывает вопрос странная логика римских скульпторов и заказчиков триумфальной арки. Почему пленные варвары запечатлены на ней в самых крупных скульптурах, да еще на самой вершине? Словно это не побежденные враги, а собственные римские герои.

Панели Марка Аврелия

Между скульптурами даков можно увидеть рельефы эпохи Марка Аврелия. Как полагают современные исследователи, скульпторы IV в. сняли их с триумфального памятника, посвященного войне Марка Аврелия против маркоманов и сарматов 169-175 гг. Панели представляют собой горельефы и изображают сцены из жизни последнего из пяти хороших императоров.

Панели Марка Аврелия на южной стороне арки Константина
Панели Марка Аврелия на южной стороне арки Константина

Опишем панели слева направо.

Первая панель изображает сцену, в которой Марк Аврелий представляет римским гражданам захваченного царя. В следующей сцене Марк Аврелий принимает пленных варваров.

Третья сцена на юго-восточной стороне арки изображает императора перед солдатами. В четвертой сцене римляне совершают обряд Suovetaurilia – принесение в жертву свиньи, барана и быка.

Панель Марка Аврелия на северной стороне арки Константина
Панель Марка Аврелия на северной стороне арки Константина

Итак, на аттике северной стороны арки расположены еще четыре панели Марка Аврелия:

  1. Вступление императора в Рим (adventus);
  2. Его отбытие из Рима. Обнаженная по пояс женщина, протягивающая руку императору, олицетворяет Фламиниевую дорогу;
  3. Раздача денег народу (largitio). Изначально в этой сцене присутствовала фигура Комода. Но после того, как соотечественники прокляли его имя, фигуру убрали;
  4. Подчинение пленных варваров.

Надпись над центральным сводом

Над центральным порталом на аттике находится крупная надпись на латыни идентичная с обеих сторон арки. Изначально здесь были бронзовые буквы. Но разорившие Рим вестготы оставили нам только углубления, в которых буквы сидели. Тем не менее, надпись разборчива, и ее легко прочитать:

«Императору Цезарю Флавию Константину, величайшему, благочестивому и благословенному Августу: за то, что он, вдохновленный божественным и величием своего разума, избавил государство от тирана и всех его последователей одновременно, со своей армией и справедливой силой оружия, Сенат и жители Рима посвятили эту арку, украшенную триумфами».

Отдельного внимания в тексте заслуживает формулировка «вдохновленный божественным»лат. instinctu divinitatis. В научной среде имеются разные мнения. Одни ученые считают, что эта фраза служит свидетельством смены Константином религиозной веры: с политеистической римской на монотеистическую христианскую. Другие исследователи видят в ней двусмысленность. В период перехода между двумя системами взглядов, надпись сформулирована так, что могла одинаково восприниматься приверженцами как старого язычества, так и нового христианства.

Кроме того, по заведенному в Риме обычаю, побежденный враг не упоминается по имени, есть лишь указание о победе над тираном. Образ тирана и победа над тиранией служили для современников оправданием Гражданской войны времен тетрархии.

Средняя часть

Медальоны Адриана

Медальоны на южной стороне арки
Медальоны на южной стороне арки

Круглые медальоны над боковыми пролетами относятся к эпохе Адриана. Они имеют диаметр 2 метра и содержат рельефные сцены охоты и жертвоприношений. Голову императора Адриана на всех изображениях заменили на головы Константина Великого и его отца Констанция Хлора.

Медальоны на южной стороне слева направо

  1. сборы на охоту;
  2. жертва Сильванусу;
  3. охота на медведя;
  4. жертва богине Диане.

Голову императора Адриана на всех изображениях заменили на головы Константина Великого и его отца Констанция Хлора.

Медальоны на северной стороне слева направо:

  1. охота на вепря;
  2. жертва Аполлону;
  3. охота на льва;
  4. жертва Геркулесу.

В древности прямоугольные панели вокруг медальонов были покрыты фиолетовым порфиром. Отделка из полудрагоценного камня сохранилась только на северо-западной стороне арки у медальонов, изображающих охоту на льва и жертву Геркулесу.

Поле вокруг дисков выложено кусками фиолетового порфира. На левом диске изображена охота на льва. На правом — жертва Геркулесу

Фриз Константина

Под медальонами Адриана можно увидеть горизонтальный фриз – главный элемент арки. Фриз датируется 312 годов, т. е. относится к эпохе Константина. Он полностью опоясывает сооружение, прерываясь только на центральном пролете. На фризе изображены сцены из Итальянской кампании Константина против соправителя Максенция.

История начинается на западной стороне арки. Здесь показан марш армии Константина из Галлии в Италию.

Фриз Константина. Западная сторона арки
Фриз Константина. Западная сторона арки

Далее последовательность событий переходит на южную сторону. Слева от центральной арки изображена осада Вероны в 312 году. В левой части фриза мы видим войска Константина. В правой – сторонников Максенция за каменными стенами крепости.

Арка Константина. Осада Вероны
Арка Константина. Осада Вероны

Следующая композиция справа от центрального свода – битва у Мульвиева моста. Битва эта была не очень крупной и не очень кровопролитной, но имела величайшее историческое значение. Одержавший победу Константин сделал христианство государственной религией Рима.

Арка Константина. Битва у Мульвийского моста
Арка Константина. Битва у Мульвийского моста

На рельефе с восточной стороны арки победоносная армия Константина входит в Рим.

Фриз Константина. Восточная часть
Фриз Константина. Восточная часть

На фризе северного фасада изображена деятельность нового императора в Риме. Слева от центральной арки – Константин говорит с гражданами на Римском форуме.

Справа последняя рельефная сцена истории – Константин раздает деньги римскому народу.

Художественные качества рельефов не одинаковы

Если сравнить фигуры людей на более ранних произведениях (панели Аврелия и медальоны Адриана) с фигурками на фризе времен Константина, мы заметим существенные стилистические отличия. Ранние экспонаты выполнены в натуралистическом стиле, который римляне позаимствовали у древних греков. На рельефах II века сохранены пропорции тел, позы естественны, подчеркнуты складки одежды. На рельефах IV века изображение людей упрощенное символическое. Фигурки приземистые, а головы непропорционально большие. Боле того, размеры персонажей зависят от их общественного положения. Так, обезглавленная фигура императора, сидящего на троне в центре композиции, в два раза выше ростом остальных участников.

Сравните уровень резной работы на рельефе эпохи Марка Аврелия (176 г.) и на фризе эпохи Константина (312-315 гг.)

Снижение художественных качеств поздних работ, наряду с широко применявшимися сполиями, считалось одним из признаков упадка Римской Империи.

Пазухи сводов

Пазухи сводов также украшают рельефные изображения. Все они относятся к эпохе Константина.

Пазухи сводов на южной стороне арки Константина
Пазухи сводов на южной стороне арки Константина

У центральной арки – крылатая богиня победы с трофеями. На сводах боковых арок изображены речные боги и аллегорические времена года.

Колонны

Пролеты арки украшают отдельно стоящие выступающие за линию фасада, колонны. Этот прием римские зодчие впервые применили на арке Септимия Севера в 203-205 гг., которая стоит в северо-восточной части Римского форума.

Арка Константина: декоративные пилястры и отдельно стоящие колонны
Арка Константина: декоративные пилястры и отдельно стоящие колонны

Восемь коринфских колонн (по четыре с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора.

Цоколи колонн

В основании колонн находится цоколь, который с трех сторон украшают рельефные изображения.

Выступающие колонны арки вырастают из четырехугольного постамента
Выступающие колонны арки вырастают из четырехугольного постамента

Рельефы на фронтальной стороне цоколя изображают богиню победы Викторию с пальмовой ветвью или со щитом. На боковых сторонах мы видим фигуры плененных римскими солдатами варваров.

Базу колонн тоже украшают натуралистичные человеческие фигуры
Базу колонн тоже украшают натуралистичные человеческие фигуры

Внутренняя часть центральной арки

Две значительные панели расположены на внутренних стенах центральной арки. На восточной стороне, та, что ближе к Колизею, мы видим многофигурную композицию. В левой ее части римского императора коронует богиня победы Виктория. Правую часть занимает батальная сцена. Над рельефом надпись на латыни: «Fundatori qvietis»Приносящий мир.

Напротив расположено другое полотно с надписью «Liberatori vrbis»Освободитель города. На нем римские всадники наскакивают на сгибающихся варваров. Обе панели сделаны во времена Адриана, славили завоевания Траяна, а место в вечности обрели на арке Константина.

Архитектурные заимствования

В мире существует несколько сооружений, архитекторов которых явным образом вдохновила арка Константина. Интересно, что в их числе не только триумфальные арки с характерной для этого типа строений конструкцией:

Бранденбургские ворота Потсдам, Германия 1770
Арка на площади Каррузель Париж, Франция 1806
Мраморная арка Лондон, Великобритания 1828
Ворота победы Мюнхен, Германия 1852

но и различные общественные здания. Зачастую у них отсутствуют пролеты, зато есть выступающие за линию фасада колонны, на капителях которых установлены крупногабаритные статуи. Следуя композиции арки Константина, колонны и статуи как бы разделяют среднюю часть и аттик:

Кедлстон-холл Дерби, Великобритания 1763
Вокзал Юнион Вашингтон, США 1908
Американский музей естественной истории Нью-Йорк, США 1936

Источники


Автор поста: Павел Сергеевич

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи: