Хиральда – башня-колокольня Кафедрального собора в Севилье

Хиральда – это колокольня Кафедрального собора в Севилье, возвышается над историческим ядром города. Основание башни было возведено еще при мусульманах в XII веке и служило минаретом, а также самой большой на Иберийском полуострове обсерваторией. Сооружение достраивалось уже при христианах в рамках перестройки мечети в католический собор. До 2015 г. Хиральда была самым высоким сооружением в Севилье.

Хиральда – главная колокольня Кафедрального собора в Севилье
Хиральда – главная колокольня Кафедрального собора в Севилье

Как строилась Хиральда и как она выглядела при мусульманах

ХиральдаGiralda от испанского «que gira» — которая вращается. Отсюда giraldilla – «флюгер» — кирпичная колокольня, пристроенная к северо-восточной стороне собора. До отвоевания у мавров Хиральда была ничем иным, как минаретом мусульманской мечети высотой 82 м. Строительство башни началось в 1184 году под руководством архитектора Ахмада бен Басо. Летописец Ибн Сахиб Аль-Салы сообщал, что минарет был завершен 10 марта 1198 года.

Хиральда в плане представляет собой квадрат со стороной 13,6 м. Основание башни составлено из каменных глыб. Первостроители храма – арабы – использовали остатки зданий и алтарей, возведенных здесь еще древними римлянами. Надписи на латыни сообщают археологам о том, что уже в конце I – начале II века нашей эры на месте современной Севильи находился порт, и шла оживленная торговля маслом и древесиной.

Стены башни выложены из кирпича и украшены тонким орнаментом и рельефами. Арабское кирпичное узорочье начинается с 25 метров с отступом от угла башни около метра. Орнамент начинается от слепых арок, разделённых мраморными пилястрами. Между полосами кирпичного орнамента проделаны окна подковообразной формы.

19 июня 1195 года в битве при Аларкосе (Alarcos) эмир Абу Яакуб Аль-Мансур (Abu Yaacub al-Mansur) победил Альфонсо VIII Кастильского. Вернувшись в столицу Аль-Андалуса (Al-Ándalus), он приказал изготовить четыре шара из позолоченной бронзы и установить их на вертикальном стержне на вершину главного минарета Севильи. Такая конструкция в исламской архитектуре называется ямурПомощьyâmûr

.

В ясную погоду медные полированные шары отражали солнечные лучи и, подобно маяку в море, указывали путникам направление на город. Плоская крыша на высоте 64 м позволяла использовать башню в качестве обсерватории — в XII-XIII веках самой большой в Европе.

Минарет состоял из четырех частей:

Кафедральный собор в Севилье. Хиральда
  1. Нижний основной блок — основание башни 50 м высотой и с длиной стороны 13 м;
  2. Верхний блок — сужающаяся надстройка высотой 14 м и шириной 7 м;
  3. Полусферический медный купол венчал башню;
  4. На куполе был установлен описанный выше ямур.
Мавританский минарет до 1365 года, возведенный во времена Альмохадов. Башню венчали четыре бронзовых позолоченных шара, или яблока, закрепленных на вертикальном стержне

Конфессия меняется… Как поменялся облик Хиральды после освобождения Севильи христианами?

Побеждавшие в Реконкисте пиренейский христиане первым делом сбрасывали с минаретов ямур или полумесяц, а вместо них ставили колокола и кресты. Однако севильский собор стал исключением. Севилью освободили от мусульман в 1248 году и не подвергали изменениям полтора столетия.

Кафедральный собор в Севилье. Хиральда

После землетрясения 1365 года навершие бывшего минарета обвалилось. Вершину башни перестроили по христианским традициям. Появилось две звонницы: одна на террасе основного блока на 22 колокола, вторая — на вершине башни с одним большим колоколом и христианским крестом.

Приблизительно так выглядела Хиральда между 1365 и 1568 годами

«Десять жизней» башни-Хиральды

С момента открытия и до сегодняшнего времени севильская Хиральда использовалась как:

  1. Минарет. С самого высокого строения в городе специально подобранный мужчина-мусульманин с крепкими голосовыми связками призывал верующих на молитву.
  2. Колокольня. Колокольня с отлитыми из бронзы или меди колоколами играет в христианстве, в частности католичестве, ту же функцию, что минарет с муэдзином в исламе.
  3. Жилье. Часть внутренних помещений Хиральды были обустроены под жилые помещения, в которых на постоянной основе проживали надзиратели и звонари.
  4. Амбар. В XVI веке в нижних помещениях башни хранили зерно.
  5. Флюгер. Юг Пиренейского полуострова расположен на стыке литосферных плит. В 1356 году произошло землетрясение, в результате которого рухнул купол башни вместе с мусульманским ямуром. Христиане переделали крышу Хиральды, надстроили звонницу и поставили крест. В XVI веке крест заменили статуей, символизировавшей победу христианства над исламом.
  6. Часы. В 1400 году были установлены часы. До наших дней часы не сохранились. Однако внутри башни осталось устаревшее оборудование.
  7. Сторожевая и дозорная башня.
  8. Первый громоотвод появился на вершине Хиральды в 1884 году, после того как молния разбила перила на балконах.
  9. Иллюминация.
Кафедральный собор в Севилье. Хиральда

Статуя на вершине Хиральды

В 1568 году испанский архитектор Эрнан Руис (Hernán Ruiz) спроектировал 32-метровую квадратную в плане надстройку, вместившую 22 медных колокола. На вершине колокольни водрузили бронзовую статую, которая символизировала победу христиан над арабами в ходе РеконкистыСведенияВойна между пиренейскими христианами и мусульманскими маврами за освобождение полуострова. Статуя называется Хиралдийо (Giraldillo), что в переводе с испанского означает «флюгер». Точная копия этой статуи находится перед воротами Сан-Кристобаль. По всей видимости это сделано для того, чтобы туристы могли ближе рассмотреть, как выглядит статуя на вершине Хиральды.

Точная копия Хиралдильо выставлена перед южными воротами Сан-Кристобаль

Кстати, у скульптуры большой, как у беременной, живот. По задумке авторов, беременность статуи символизировала жизнеспособность и плодовитость католической Веры, состоявшей в тот период в жестком конфликте с другим направлением христианства — протестантской церковью.

Южная сторона Кафедрального собора в Севилье. Ворота Сан-Кристобаль и копия статуи Хиральдийо (Giraldillo)

Эскиз статуи нарисовал художник Луис де Варгас (Luis de Vargas). Творя образ победившей христианской Святой Веры, Варгас вдохновлялся языческими богинями войны и военного искусства Афиной или Минервой. Придать рисункам форму и отлить их в бронзе выпало скульптору Бартоломе Морелю (Bartolomé Morel).

Интересный факт: башня в Севилье XII века заимствовала внешние формы у минарета Аль-Кутубия в Марракеше, столице Марокко (северо-западная Африка).

Статуя на вершине Хиральды имеет в высоту 3,5 метра; с пьедесталом 7,5 м. Масса статуи 1300 кг. Знамя в форме полукруга, которое играет роль флюгарки, весит 180 кг. А двухметровая мачта в правой руке Победившей Веры — 90 кг. Понятно, что массивные цельнолитые элементы не будут реагировать на силу и направление ветра, а сама статуя является ничем иным, как декоративным флюгером.

Реставрационные работы, проведенные в XXI веке, помогли установить, что в XVI столетии наружные стены башни были выкрашены в красноватый цвет.

Кафедральный собор в Севилье. Хиральда
Хиральда Кафедрального собора в Севилье. Современный вид. На фризе над главным колоколом видно слово «TURRIS» – «башня»

Изначально минарет имел высоту 50,85 м и представлял собой квадрат в плане со стороной 13,5 м. Вместе со звонницей высота башни достигает 60,45 м. Над ним располагается терраса с бронзовыми лилейниками в каменных сосудах – это уже 65,3 м. Далее идут часы, а вернее старые механизмы от стоявших когда-то на башне городских часов. Здесь башня сужается до квадрата со стороной 6,8 м и поднимается до 74,4 м. Следующий блок круглый в плане, его диаметр 4,5 м; с ним Хиральда имеет в высоту 81 м. Высота башни вместе с плюмажем составляет 87 м. Общая высота Хиральды со статуей на вершине составляет 94,69 м над уровнем улицы.

Как показано на фотографии, навершие Хиральды состоит из нескольких надстроенных друг над другом элементов.

Колокола севильского собора

На сегодняшний день Хиральда несет 24 колокола, не считая курантов на часах. Из них 18 раскачивающихся и 6 колоколов подвесной конструкции. Еще 2 колокола можно увидеть на северных вратах Прощения (Puerta del Perdón), через которые публика попадает во внутренний двор собора с фонтанами и апельсиновыми деревьями.

Звонница была надстроена между 1560 и 1562 годами. Имеет в плане ту же квадратную форму, что и сама башня. На звоннице установлены 22 колокола. Каждый из колоколов носит собственное название, как правило в честь какого-нибудь католического святого. Сверху колокольня заканчивается террасой, по четырем углам которой стоят железные кувшины. Кувшины эти появились на своих местах в 1568 году. Изначально они служили вазами для средневековых светильников. В них были проведены фитили, которые зажигали по религиозным и политическим праздникам:

  • избрание Папы;
  • назначение нового архиепископа;
  • канонизация кого-либо;
  • в честь военных побед;
  • к вступлению на престол очередного святейшего монарха, браку между особами королевских кровей или рождением наследника трона.

В 1751-м в кувшины поставили бронзовые лилейники – растения, символизирующие духовную чистоту.

Городские часы в 1765 году оформил монах Хосе Кордеро (José Cordero).

Что написано на четырех сторонах Хиральды?

Следующий уровень Хиральды – «Звездный колодец» (Cuerpo de las Estrellas) оформлен с четырех сторон полукруглыми арками. В центре «колодца» висит самый старый колокол Хиральды – Святой Михаил-Победитель (San Miguel de las Victorias).

На фризах арок по четырем сторонам света темной мозаикой выложена библейская притча на латинском языке:

«Самая крепкая башня – имя Господне»
  1. TURRIS – башня (восток);
  2. FORTISSIMA – самая сильная (юг);
  3. NOMEN DNI – имя Господа (запад);
  4. PROVERB – Притча (север).

Ротонда (Cuerpo de las carambolas) – первая круглая в плане часть Хиральды.

Колпак (Penacho) плавно переходит в купол.

Шар, или бочка (исп. tinaja) – бронзовый шар диаметром 1,5 метра, который служит пьедесталом для статуи Giraldillo.

Собственно статуя победы христианства над исламом, одновременно выполняющая роль флюгера.

Хиральда как пример для архитекторов всего мира

Севильская колокольня служила вдохновением для архитекторов на протяжении веков. Об этом свидетельствуют многочисленные реплики Хиральды, как в самой Испании, так и в других странах. Больше всего башен, похожих на Хиральду, было построено в США.

Наиболее близкое к оригиналу строение — Мэдисон-сквер-Гарден — было возведено в 1890 году на Манхеттене в квадрате Пятой и Мэдисон Авеню, 26-й и 27-й улицами. К сожалению, здание не сохранилось до наших дней: они было снесено в 1925-м.

Источники

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!