Кафедральный собор в Севилье

Севильский кафедральный собор — главный католический собор города Севилья на юго-западе Испании. По занимаемой площади (2,2 гектара) это самый крупный готический храм в Старом Свете. Комплекс собора, помимо центрального нефа, включает пять приделов, внутренний двор (Patio), башню Хиральда и восемь въездных ворот. Кафедральный собор в Севилье причислен к объектам Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и охраняется как памятник архитектуры. Это один из самых посещаемых туристических объектов в стране.

Кафедральный собор в Севилье
Кафедральный собор в Севилье — смесь мавританского мудехара и испанской готики

Кафедральный собор в Севилье. История строительства

В XII-XIII веках существовало мусульманское государство Альмохады. Оно занимало территории Северной Африки и юг ПиренейскогоИберийского полуострова. Халиф Абу Якуб Юсуф сделал Севилью столицей Альмохады. Высокий статус города потребовал строительства в нем мостов и причалов, крепостей и мечетей. Был даже проложен водопровод.

Кафедральный собор Севильи (Catedral de Sevilla) – это перестроенная и расширенная древняя мусульманская мечеть альхамаПомощьaljama — Арабский термин, который обнаружен в средневековых испанских документах и литературе, и которым обозначались обособленные самоуправляющиеся общины мавров и евреев, проживавших на территории современной Испании. Пока арабы и мавры владычествовали в Испании, они повсюду возводили культовые здания своей религии. Строительство мечети в Севилье велось с апреля 1172 по март 1198 года. Архитектор Ахмад Бэн Басо (Ahmad Ben Baso) спроектировал прямоугольную мечеть длиной 135 и шириной 113 метров, которой в будущем суждено было стать основой католического собора. Внутренняя часть здания включала 17 нефов, каждый из которых освещался через огромные подковообразные окна. С северной стороны мечети по мусульманским обычаям был обустроен дворик (sahn), где стоял фонтан или другой источник чистой воды для ритуальных омовений перед входом в айванПомощьВ исламской архитектуре открытое с одной стороны сводчатое помещение, как правило служит входом в мечеть

. Дворик сохранился. Только теперь на его месте сад апельсиновых деревьев. Он так и называется — Patio de los Naranjos.

В 1248 году пиренейские христиане под знаменами короля Фернандо III Благочестивого отвоевали у мавров Севилью. 23 ноября самую большую мечеть в городе освятили и сделали главным собором в архиепископстве. С тех пор он назывался Кафедральный собор Святой Марии (Santa Maria).

Богородица считается главой и покровительницей Кафедрального собора в Севилье.

Полтора века испанцы поклонялись христианским святым и проводили католические службы в мечети. В 1401 году Соборный Совет решил перестроить храм в готическом стиле. Тем более, что он сильно пострадал после землетрясения 1356 года. КаноникиПомощьСвященнослужители – члены совета при католическом кафедральном соборе так отозвались о будущем соборе:

«Мы построим храм такой прекрасный и такой величественный, что всякий, кто увидит его, посчитает нас сумасшедшими».

Документально подтверждены строительные работы только с 1433 года. Официально строительство собора завершилось 6 октября 1506 года, когда был заложен последний камень в верхней части симбориоПомощьСветовая башня в виде шатра, которую сооружали над средокрестием католического храма. Обычно ей придавалась восьмиугольная октогональная форма

. Получается, что главный католический храм Севильи строился целое столетие: с 1401 по 1506-й. Но и в последующие века кафедральный собор постоянно ремонтировался и достраивался. Богаче становилась его внутренняя отделка и коллекция исторических реликвий.

Как и все сооружения в готическом стиле, Кафедральный собор в Севилье выстроен из камня. В основном это окаменелый крупнозернистый известняк из карьеров местной горной системы Сьерра-де-Сан-Кристобаль (Sierra de San Cristobal) в провинции Кадис. Крупные фрагменты в фасаде здания перемежаются с мелкой известняковой породой. Для фундамента, арок и других крупных архитектурных фрагментов привезли каменные глыбы из муниципальных районов Пуэрто-Реал (Puerto Real), Эстепа (Estepa), Утрера (Utrera), Морон-де-ла-Фронтера (Morón de la Frontera).

В декабре 1511 года под тяжестью тибуриума обрушилась одна из несущих колонн. Архитектор Хуан Хиль де Хонтаньон (Juan Gil de Hontañón) после анализа вариантов и тщательных расчетов, спроектировал новый купол, не выходя за прежние стилистические рамки. Структуру завершили к 1519 году. Она продержалась 370 лет и обвалилась 1 августа 1888 года. Купол был вновь восстановлен архитектором Хокином Фернандесом (Joaquín Fernández) и в таком виде дошел до наших дней.

В 1526-м к храму добавили несколько ритуальных и хозяйственных пристроек, таких как Большая Ризница (Sacristía mayor), Капитулярный зал (Sala Capitular), Королевская часовня (Capilla Real), Ризница чаш (Sacristía de los Cálices), Часовня алебастров (Capillas de los Alabastros).

Церковь Дарохранительницы (la iglesia del Sagrario) построена между 1618 и 1663 годами. Хотя это самостоятельная церковь, она пристроена к собору и сообщается с ним. Сегодня эта церковь называется Королевские Ворота (Puerta Real).

Между 1895 и 1917 годами построены порталы Пуэрта-де-ла-Консепсьон и Сан-Кристобаль. В этих строениях, оформленных в неоготическом стиле, был использован моноварский камень.

В 1928 году Кафедральный собор в Севилье вместе с башней Хиральдой объявлены Национальным памятником (Monumento Nacional) Испании и поставлены на государственную охрану.

Кафедральный собор в Севилье
Общий вид Севильского кафедрального собора

В 1987 году специальная комиссия при ЮНЕСКО изучила национальные памятники в испанской Севилье и включила в список объектов Всемирного культурного наследия три здания в исторической части города:

  • Кафедральный собор Девы Марии (Catedral de Santa Maria de la Sede);
  • Королевский дворец (El Real Alcázar);
  • Архив Индий (El Archivo de Indias).

В 2017-м внутреннее убранство собора осмотрели почти 2 млн. человек. Это сделало его пятым по посещаемости объектом исторического туризма в Испании. Вход в собор платный, что делает его главным источником доходов для городской казны.

Самые посещаемые достопримечательности Испании:

№1
Храм Святого семейства в Барселоне
№2
Дворец Эскориал в окрестностях Мадрида
№3
Акведук в Сеговии
№4
Музей Прадо в Мадриде
№5
Кафедральный собор в Севилье

Какие сокровища хранятся в Кафедральном соборе в Севилье?

Севильский собор знаменит тем, что в нем, в Королевской часовне (Capilla Real), покоятся останки нескольких королей средневековой Кастилии:

Имя и прозвище короляГоды правления:
по-русскипо-испански
Фернандо III СвятойFernando III «el Santo»1217-1252
Альфонсо X МудрыйAlfonso X «el Sabio»1252-1284
Педро I ЖестокийPedro I «el Cruel»1350-1469

В фондах собора хранятся реликвии, бесценные в художественном и историческом отношении:

  • живописные полотна художников Мурильо, Веласкеса и Гойо;
  • старинные рукописи начиная с IX века;
  • образцы первопечатания, такие как «Образ мира» и «Кастильская грамматика»;
  • подлинник «Книги пророчеств», написанной Христофором Колумбом между третьей и четвертой экспедицией к берегам Америки или, как полагал он сам, в Индии (Las Indias).

Эти фонды собора часто называют «Колумбовой библиотекой» (Biblioteca Colombina), что верно лишь отчасти. Сын великого мореплавателя Эрнандо Колумб передал наследие отца собору, и оно пополнила Капитулярную библиотеку и Капитулярный архив.

Порталы севильского собора

Кафедральный собор в Севилье имеет одиннадцать порталов. Из них два — Пуэрта-дель-Саграрио и Пуэрта-дель-Лагарто – ведут во внутренние помещения. Порталы возведены в разные эпохи, начиная с XII века и заканчивая первыми десятилетиями XX.

Самые ранние ворота, построенные еще при маврах, оформлены в стиле исламского мудехара (Пуэрта-дель-Пердо́н). Средневековые христианские сооружения декорированы в готическом стиле. Большинство порталов Кафедрального собора были построены и оформлены в XV столетии. Более поздние композиции выполнены в стилях барокко и ренессанса.

Западный фасад — изножье креста

Три портала на западном фасаде в символическом изножье креста выходят на проспект Конституции:

Кафедральный собор в Севилье южным фасадом выходит на площадь Победы (Plaza del Triunfo) и здание Архива Индий

Портал Святого Христофора (Puerta de San Cristóbal), или врата монарха (Puerta del Príncipe). Строительные работы под руководством Адольфо Фернандеса Касановы (Adolfo Fernández Casanova) начались 1887-м и завершились в 1917 году. Эти ворота примечательны тем, что перед ними установлена копия статуи «Giraldillo».

Кафедральный собор в Севилье, портал Сан-Кристобаль
Кафедральный собор в Севилье, портал Сан-Кристобаль

Северный фасад

К северному фасаду относятся четыре портала. Из них два – наружные, непосредственно связаны с апельсиновым садом. Два других – внутренние.

Восточный фасад – изголовье креста – выходит на площадь Вирхен-де-лос-Рейес

На восточной стороне собора расположены двое ворот:

  • Puerta de Palos. Другое название портала — Поклонение Колдунов (Puerta de la Adoración de los Magos) за рельеф с этой темой, найденной на его тимпане, изготовленный Мигелем Перрином (Miguel Perrin) около 1520 года. Название “палки” более популярно, и это связано с деревянными решетками, которые отделяют его от старых хозяйственных построек соборного Кабильдо.
  • Puerta de Campanillas. Колокольчики, названные так потому, что во время их строительства именно оттуда звонили колокольчики, чтобы позвонить рабочим. Скульптуры эпохи Возрождения, а также рельеф барабанной перепонки, изображающий вход Христа в Иерусалим, были сделаны Мигелем Перрином в начале XVI века.

На восточной стороне находится самая высокая часть собора – колокольня Хиральда. Со смотровой площадки на высоте 72 метра открываются великолепные виды на Севилью. Западной стороной Хиральда смотрит на сад апельсиновых деревьев.

Двор апельсиновых деревьев (Patio de los Naranjos)

Апельсиновый сад — это внутренний двор в Севильском кафедральном соборе, наследие древней мечети альмохадов. Благоустройство этого участка у северной стороны собора совпало со строительством первой очереди мечети — 1172-1186 гг. Сразу после открытия и до взятия Севильи испанцами мусульмане использовали дворик в ритуальных целях. Христиане продолжали использовать это место в соответствии со своими религиозными традициями. На протяжении столетий под стенами готического собора разворачивались шумные городские ярмарки, выступали с речами средневековые проповедники или развлекали простонародье бродячие артисты.

Двор имеет в плане прямоугольную форму со сторонами 43 на 81 метр. С северной и восточной стороны двор окружен пристройками. С внутренней стороны эти корпуса оформлены арками. Длинная северная имеет 13 арок, включая врата Прощения (Puerta del Perdón) в центре. Короткая восточная – 7 арок.

Кафедральный собор в Севилье. Фонтан
Портал Прощения служит входом во двор апельсиновых деревьев. Вид с улицы Алеманес. Аттиковая надстройка выполнена в виде звонницы. На ней расположены два колокола: большой и малый. Они различаются всего на 1 см в диаметре и на 20 кг в весе
Кафедральный собор в Севилье. Фонтан
Портал прощения – вид из дворика. Поверхность двора выложена каменной плиткой. Видны закрытые железными решетками канавки дренажной системы

С южной стороны высится громада собора с порталом Консепсион (Puerta de la Concepción), служившим когда-то главным входом в мечеть. Церковь жертвоприношения (la Iglesia del Sagrario), занимает западное крыло апельсинового сада. Она была построена в 1618-м и за несколько веков полностью интегрирована в структуру собора. Церковь имеет четыре портала: два выходят во внутренний двор, один внутренний (Puerta del Sagrario) связывает Саграрио с главным собором, четвертый ведет на улицу.

Кафедральный собор в Севилье. Церковь Саграрио
Церковь Саграрио обрамляет двор апельсинов в северо-западном углу Кафедрального собора. Вид с проспекта Конституции
Церковь Саграрио кафедрального собора в Севилье
Наружный портал церкви Саграрио служит входом для прихожан и туристов

В центре двора-сада есть фонтаны: один большой в центре и два малых по углам. Мусульмане неспроста разбили водные источники перед главным входом в мечеть — они использовались для ритуальных омовений – вуду́.

Кафедральный собор в Севилье. Фонтан
Ритуальный мусульманский фонтан сохранился во внутреннем дворике Севильского кафедрального собора. Верхняя чаша фонтана – вестготская – в ней удобно было мыть руки и лицо. Нижняя чаша, по всей видимости, предназначалась для омовения ног. На заднем плане северная стена с традиционными для исламской архитектуры подковообразными арками

В наше время двор апельсиновых деревьев — неотъемлемая часть Кафедрального собора, историческая достопримечательность Севильи. В него можно попасть с улицы Алеманес (Alemanes), если войти через северный портал Прощения (Puerta del Perdón). Участок полностью утратил былое религиозное назначение, интегрирован в комплекс собора и превращен в апельсинового сада.

Кафедральный собора в Севилье изнутри превращен в музей

Кафедральный собор в Севилье имеет пять параллельных нефов, которые пересекает трансептСведенияПоперечный неф, который пересекает основные нефы под прямым углом с севера на юг. Трансепт и центральный неф поднимаются над крышей собора, образуя, если смотреть сверху, главный символ христианской религии – крест, или Распятие.

В верхней части центрального нефа и трансепта имеются огромные окна — витражи. По три пары расположены на каждом рукаве трансепта и восточном плече центрального нефа. На западном нефе – пять пар витражей. Витражи выложены цветной мозаикой. До освоения электричества витражи служили источником естественного освещения собора.

На каждом плече трансепта находятся ворота, или порталы. В конце южного трансепта врата Сан-Кристобаль с копией статуи Хиральдильо. Врата на северном трансепте — Puerta de la Concepción – выходят в Сад апельсиновых деревьев.

В изголовье храма, которое по традиции всех авраамических религий выходит на восток, в полукруглой апсидеПомощьПримыкающая к основному зданию пристройка, как правило, более низкая по высоте и закрытая полукуполом расположен алтарь (Capilla Real). Севильский собор не имеет деамбулаторияПомощь

— галереи вокруг алтарной части храма, продолжение двух боковых нефов, смыкающихся за алтарем.

Главный зал собора Святой Марии представляет собой правильный прямоугольник длиной 116 и шириной 76 метров. Он полностью совпадает с внутренним пространством старой мечети Альмохадов, построенной в XII-XIII веках.

Алтари и капеллы Кафедрального собора Севильи

Как и все средневековые европейские храмы, Кафедральный собор в Севилье имеет несколько капелл, или приделов. Они расположены в боковых нишах вдоль внешних стен собора.

Главный придел и главный алтарь (Capilla Mayor y Retablo Mayor)

Главный придел (Capilla Mayor) расположен в центре храма в точке средокрестия. С фронтальной стороны и по бокам придел окружен позолоченными железными решетками. С тыльной стороны находится главный алтарь собора (Retablo Mayor).

Алтарь начали возводить внутри храма в 1482 году еще до масштабной перестройки мечети в католический собор. В работах принимали участие такие известные испанские скульпторы, художники и иконописцы того времени, как Педро Данкарт (Pedro Dancart), Хорхе Фернандес Алеман (Jorge Fernández Alemán), Хуан Баутиста Васкес (Juan Bautista Vázquez).

Алтарь Кафедрального собора в Севилье – выдающееся произведение искусства, когда-либо созданное людьми. По размерам это самое большое алтарное украшение в христианском мире.

Венчает алтарь фигура распятого Христа. Композиция называется Голгофа (Calvario).

Кафедральный собор в Севилье, скульптура Богородицы

Еще на алтаре имеется вырезанная из дерева статуэтка Девы Марии (Virgen de la Sede) — покровительницы севильского кафедрального собора. Фигурка дошла до наших времен из XIII века. Богородица восседает на троне. В правой руке она сжимает шар с цветами лилии. На левом колене у Богородицы сидит младенец Иисус. Он держит в руках державу — шар с крестом — символ божественного происхождения власти. Шар означает Землю, а крест — Христа-Спасителя и его господство над миром.

Статуя Богородицы на главном алтаре Кафедрального собора в Севилье

Заалтарье (Trasaltar)

Кафедральный собор в Севилье
Кафедральный собор в Севилье

Кафедральный собор в Севилье. Источники

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи:


Оцените статью

Поделись статьей!