Скульптуры Саграда Фамилия
Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне богато оформлен и красиво украшен. Важнейший декоративный элемент на фасадах, апсиде и башнях храма – это скульптуры. Саграда Фамилия строится более 100 лет. И поэтому скульптурные сцены на нем создавались несколькими поколениями скульпторов. Все они посвящены библейским персонажам и изображают евангельские эпизоды.

Скульптуры Саграда Фамилия на фасаде Рождества
Фасад Рождества – первый из фасадов храма, который начали строить и завершили еще при жизни Антонио Гауди. Фасад посвящен рождению и жизни Иисуса. Он символизирует полноту и радость творения и поэтому обильно украшен правдоподобными скульптурными сценами из детства и молодости Иисуса, наполнен разнообразными фигурами животных и растений.
Скульптуры на портале Надежды
Портал Надежды (el Portal de la Esperanza) расположен слева. Он посвящен святому Иосифу – мужу Девы Марии.
A — портал Надежды:
- Бегство Святого Семействав Египет;
- Мальчик Иисус показывает раненого голубя Иосифу;
- Мать Девы Марии, Святая Анна;
- Избиение младенцев;
- Ангелы трубят о рождении Спасителя;
- Венчание Марии и Иосифа;
- Обросший ледяными сосульками грот горы Монтсеррат;
- Анаграмма Девы Марии;
- Святой Иосиф правит лодкой, словно всей католической церковью;
- Кавай Бернат — вершина горы Монтсеррат в Испании.
Слева от дверей расположена скульптурная группа «Бегство в Египет». Мы видим три фигуры: справа – Иосиф; в центре на осле Мария с младенцем; слева – архангел Гавриил.

Справа от дверей мы видим другой новозаветный эпизод, описанный у евангелиста Матфея, – избиение младенцев. На Востоке зажглась звезда, указавшая волхвам путь к будущему царю Иудейскому и Спасителю, который, как предсказали пророки, освободит еврейский народ от римского рабства. Узнав про это, иудейский царь Ирод Великий приказал войнам убить всех младенцев мужского пола до 2 лет в Вифлееме и окрестностях. Новорожденный Иисус спасся тем, что накануне рождения Иосиф и Мария не нашли приюта в переполненном городе и остановились на ночлег в хлеву.

Портал Милосердия
Портал Милосердия (el Portal de la Caridad) расположен в центре и посвящен Иисусу Христу. Он самый большой и самый высокий.
B — портал Милосердия:
- Поклонение волхвов;
- Поклонение пастухов;
- Иосиф и Мария с младенцем Иисусом;
- Ангелы музыканты, трубящие славу с Небес;
- Дети-ангелы;
- Благовещение — архангел Гавриил возмещает Марии, что зачнет Сына Божьего от Духа Святого;
- Коронация Девы Марии;
- Анаграмма JHS (лат. Iesus Homines Salvatore) – Иисус Спаситель человечества;
- Семейство пеликанов — священная птица в исламе, у христиан она служит символом Евхаристии.
Входные двери этого портала двойные. Их разделяет средник в форме колонны, которая символизирует древо Иессеево В иконографии аллегорическое изображение родословной Иисуса Христа.
Поскольку колонна символизирует условное родовое дерево Христа, фуст ее исписан именами библейских персонажей.
В основании колонны лежит змея, кусающая яблоко, – аллегория на первородный грех. Нижнюю часть колонны защищает цилиндрическая железная решетка работы кузнеца XIX века Хуана Оньоса (Joan Oñós).
На капители колонны скульптурная группа – Иосиф и Мария с младенцем Иисусом работы Jaume Busquets 1958 года.



А выше над ними – хор детей-ангелов работы японского Яцуро Сотоо 2000-х. Некоторые дети-ангелы держат в руках ритуальные коробочки иудеев для молитвенного облачения – филактерии, или тфилины. А с обеих сторон по три фигуры ангелов-музыкантов с классическими музыкальными инструментами и народными. Ангелы-дети и ангелы-музыканты смотрят сверху на святое семейство (исп. Sagrada Familia), поют и играют славу святому младенцу.


Древо жизни (el Árbol de la Vida) поднимается над скульптурной группой Иосиф и Мария с младенцем и символизирует триумф жизни и завещание Иисуса. Здесь мы находим анаграмму Иисуса с буквами JHS (лат. Jesus Hominum Salvator, исп. Jesús Salvador de la Humanidad, Иисус Спаситель человечества).
Портал Веры
Портал Веры (el Portal de la Santa Fe) занимает правую сторону фасада. Автор проекта посвятил его Деве Марии.
C — портал Веры:
- Мария посещает свою кузину Изабель;
- Иисус работает плотником;
- Иосиф и Мария, разыскивающие Иисуса;
- Двенадцатилетний Иисус учит в храме, слева от него Иоанн Креститель, справа Святой Захария;
- Священник Симеон держит на руках младенца Иисуса;
- Ангелы трубят о рождении Спасителя;
- Непорочное зачатие;
- Dextera Dei — око Господне и длань Господня;
- Хлебные колосья и виноградины — символы хлеба и вина, употребляемых в Евхаристию.

Скульптуры Саграда Фамилия на фасаде Страстей
Фасад Страстей посвящен последним трагическим часам жизни Христа — страстям Христовым. Скульптуры в этой части храма выполнены в совершенно ином стиле. Им свойственны условность и угловатость. Условность не мешает передать страдание персонажей, а угловатость служит созданию драматического эффекта.

Изваянные на фасаде сцены можно разделить на три уровня. Они поднимаются в форме буквы «S» и воспроизводят описанные в Евангелии эпизоды Крестных стояний.
- Тайная Вечеря
- «…поцелуем предаешь Сына Человеческого»
- Столп Господа нашего Иисуса Христа
- Петр отрекся от Учителя
- Римский наместник Понтий Пилат делает свой моральный выбор
- Крест несет
- Несет крест
- Вуаль Вероники
- Фигура Гауди
- Римский всадник
- «…и об одежде Его бросали жребий»
- Крестная смерть
- Погребение тела Иисуса.
Скульптурные сцены на первом нижнем уровне
Нижний уровень следует рассматривать слева направо. Он содержит сцены из последней ночи Иисуса перед распятием: Тайную Вечерю, поцелуй Иуды, бичевание привязанного к столбу Христа, «прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня», Ecce Homo («Се человек»), Суд над Иисусом в Синедрионе.
Средний уровень
Эпизоды Страстей на среднем уровне идут справа налево. Здесь мы видим:
- Несение креста
- Вуаль Вероники
- Центуриона Лонги́на на коне.
Сцена «Несение креста» расположена на втором уровне в правом углу фасада. Она представляет фигуру упавшего в изнеможении Христа и взвалившего себе на спину крест Симона Киринеянина. Рядом три женские скорбные фигуры в капюшонах. Они символизируют оплакивавших Христа иудейских женщин.

Скульптурная композиция на втором уровне над центральными вратами – самая многочисленная. Она содержит 17 фигур, выполненных из песчаника.

Лонгин Сотник (центурион), который по преданию проткнул тело уже мертвого Иисуса копьем. Лонгин страдал катарактой, и когда кровь брызнула ему на лицо, болезнь исчезла. После сего чуда римский язычник сам стал христианином и принял мученическую смерть на кресте.

Верхний уровень
Третий и последний уровень движется слева направо. Он показывает следующие сцены:
- Римские солдаты играют в кости на одежду распятого;
- Христос умирает на кресте за все совершенные и за все будущие грехи человечества;
- Положение во гроб. Ученики сняли тело с креста и похоронили в гробнице, откуда оно через три дня исчезло.
«…и об одежде Моей бросали жребий». Скульптор Субиракс изобразил в этой сцене трех римских легионеров в шлемах, склонившись над столом и играющих в кости. Шлемы на головах фигур помогают идентифицировать в них солдат и при этом обезличивают персонажей. Стол выполнен в форме таранной кости. Испанская Википедия повествует о том, что это кость ягненка, из которой возникла игра в кости:
«…tres figuras de legionarios en torno a una mesa con forma de astrágalo, el hueso de cordero de donde surgió el juego de dados».

В следующем сюжете мы видим Распятие. В центре 5-метровый крест, на котором висит фигура Искупителя. Оплакивают казненного три Марии и Святой Иоанн. Они стоят слева от креста. Справа автор расположил череп как символ смерти. Композиция ассиметрична, что усиливает драматизм изображенной сцены.
Скульптуры Саграда Фамилия на башнях
Бронзовая фигура на мостике между башнями Святого Варфоломея и святого Фомы показывает воскресшего Христа.

Источники
https://es.wikipedia.org/wiki/Templo_Expiatorio_de_la_Sagrada_Familia;
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
