Памятник Христофору Колумбу в Барселоне
Памятник Христофору Колумбу в Барселоне расположен в историческом районе — Старом Городе — на площади Врата мира. Между первым и вторым путешествием к берегам Америки Христофор Колумб побывал в каталонской столице, навестив католических королей Изабеллу и Фердинанда. На набережной в Старом порту, где великий первооткрыватель сошел на берег, через 400 лет воздвигли мемориальную колонну.
Как появился памятник Колумбу в Барселоне
Идея памятника открывателю четвертой части света в Барселоне возникла в середине XIX века. Еще в 1851 году предлагалось поставить статую Колумба на вершину колонны, что высилась в центре площади герцога Мединасели (Medinaceli) и была посвящена адмиралу Гальсерану Маркету (Galceran Marquet).
К обсуждению проекта вернулись в 1873-м в период Первой Испанской Республики. Тогда предлагалось увековечить Колумба на площади Революционного Комитета (Plaza de la Junta Revolucionaria) — нынешней площади Врата мира (Puerta de la Paz). Однако поражение революции и реставрация монархии в лице короля Альфонса XII помешали осуществление проекта.
К вопросу вернулись в 1881-м. Тогда за дело взялся спонсор культурных инициатив Antoni Fages, увлекавшийся открытием и исследованием Америки. Он заинтересовал искусствоведа Карлеса Пироццини (Carles Pirozzini) и секретарей готовившейся Всемирной выставки. Идею довели до мэра Барселоны Франсиско де Паула (Francisco de Paula Rius y Taulet). 10 мая 1881 года создается спонсорская комиссия. Городской совет одобрил проект 6 сентября. 26 сентября 1881 года заложен первый камень в основание будущего монумента.
В мае 1882 года был организован конкурс, на котором отбирали лучший проект. Председательствовал в комиссии Рамон-де-Сентменат (Ramon de Sentmenat) — президент Академии изящных искусств из Сан-Фернандо. Конкурсная комиссия рассмотрела 47 проектов и выбрала два из них — архитектора Мауричи Аухера (Maurici Auger) и Кайетано Бу́игаса (Cayetano Buigas). Окончательно был одобрен проект испанского мастера Буигаса за меньший бюджет. Центральный элемент работы Буигаса – колонна – была для XIX века более оригинальна в сравнении с триумфальной аркой.
Строителям предстояло поднять 125-тонную чугунную колонну на бетонный пьедестал. По проекту инженера Хуана Торраса Гуардиолы (Joan Torras Guardiola) вокруг монумента соорудили огромные железные подмости. Сооружение достигало в высоту 23-этажного дома и возвышалось над шестиэтажной Барселоной, подобно тому, как Эйфелева башня возвышается над кварталами Парижа. За высоченную ажурную конструкцию местные газеты окрестили Хуана Торраса каталонским эйфелем.
На втором этапе комиссия выбирала скульптуры, которые должны были украсить различные части монумента. В оформлении скульптурного ансамбля принимали участие такие испанские скульпторы и художники, как Eduard B. Alentorn, Rafael Atché, Pere Carbonell, Manuel Fuxá, Josep Llimona, Rossend Nobas, Antoni Vilanova, Francisco Pagés, Agapito Vallmitjana.
Строительство памятника Христофору Колумбу в Барселоне велось 7 лет. У рабочих XIX века в арсенале была только гужевая тяга и ручной инструмент. Кирками и лопатами выкопали котлован глубиной 5 метров под фундамент. Строительные леса высотой 60 метров высились над красными крышами Барселоны. Отдельные элементы памятника отливали на чугунолитейных заводах Comas, Can Solà и Wohlguemuth, доставляли на набережную в конные повозках. Вереницы лошадей тянули многотонные изваяния по узким улочкам Старого города, внося разнообразие в повседневную рутину горожан.
Монумент был спроектирован и возведен в рамках общей реконструкции старой набережной Барселоны к 1888 году. Каталонская столица готовилась ко Всемирной выставке (World Expo).
Памятник Колумбу в Барселоне открыт 1 июня 1888 года. Он сразу же сделался узнаваемым символом города. На церемонии присутствовали высокопоставленные лица Испании:
- королева-регент Мария Кристина (María Cristina);
- председатель Совета Министров Пракседес Матео Сагаста (Práxedes Mateo Sagasta);
- почетные гости: король Италии Умберто I (Humberto I) и президент США Гровер Кливленд (Grover Cleveland);
- а также представители итальянского города Генуя, откуда был родом великий мореплаватель.
В следующем 1889 году в узкой цилиндрической трубе внутри колонны установили гидравлический пассажирский лифт. В первый же день он сломался, и в лифтовой шахте застрял мэр города Риус и Таулет (Rius i Taulet).
В 1892 году вторая родина Колумба – Испания – отмечала 400-летие открытия Америки. По улицам Барселоны прошли праздничные шествия, в порту открылась большая ярмарка. В память об этих торжествах, у подножия памятника установили памятную доску.
Памятник Колумбу в Барселоне подвергался реставрациям в 1929, 1965 и 1976. В 1984-м был укреплен каркас колонны.
Памятник Колумбу в Барселоне включен в список объектов культурного наследия Каталонии (Patrimonio Cultural catalán) и муниципального наследия Барселоны (El Patrimonio Municipal).
Описание памятника Колумбу в Барселоне
Памятник Колумбу в Барселоне имеет в высоту 57 метров. С момента открытия в 1888 году на протяжении нескольких десятилетий это было самое высокое сооружение в Барселоне. Скульптурный ансамбль состоит из пяти частей, или блоков:
- круглый в плане цоколь диаметром 27 м;
- на нем круглый пьедестал диаметром 17 м;
- выше идет восьмиугольная средняя часть;
- коринфская
Коринфский орден – один из трёх классических архитектурных ордеров Древней Греции и Рима, наряду с ионическим и дорическим. Капитель коринфской колонны напоминает корзину
колонна;
- статуя Христофора Колумба на вершине.
Пьедестал
Круглый в плане цоколь диаметром 27 метров украшают восемь статуй львов — по две с каждой из четырех лестниц. Львы отлиты из железа и покрашены черной краской. Звери расположены парами. Те, что смотрят на море и те, что обращены в противоположную сторону на горы – лежат, а точнее припали на передние лапы. Две другие пары – стоят. Животные замерли в алертных позах, бдительно охраняя памятник.


Возле лежачих львов небольшая лестница спускается под памятник – это вход на лифт, который поднимает туристов на обзорную площадку под ногами статуи Колумба на высоте 50 метров.
Четыре лестничные пролета шириной 6 метров каждый позволяют подняться на парапет и рассмотреть вплотную восемь бронзовых барельефов Хосепа Йимоны (Josep Llimona) и Антони Вилановы (Antoni Vilanova). В сущности, в этих композициях сочетаются барельефы и горельефы, причем большинство фигур выступают над фоном более, чем на половину своего объема.
Барельефы имеют 3 метра в длину и 1 метр в высоту. Они посвящены наиболее важным эпизодам жизни Христофора Колумба от переезда в Испанию до триумфального возвращения после первого путешествия:
- Колумб и его сын просят милостыню у ворот монастыря Санта-Мария-де-ла-Рабида в Испании;
- знакомство Колумба с католическими королями Изабеллой и Фердинандом в Кордове;
- встреча Колумба с правителями Испании в Санта-Фе;
- посадка Колумба в порту Палос перед первым отплытием к неизведанным берегам;
- первые шаги европейцев на новых землях;
- Колумб от имени католических королей вступает во владение землями Нового Света;
- Колумб перед Советом, собравшимся в монастыре Сан-Стефан-де-Саламанка;
- приезд прославленного генуэзца в Барселону.
Барельефы чередуются с гербовыми щитами испанских городов (Уэльва, Кордова, Саламанка, Барселона) и заморских испанский колоний в Америке (Куба, Пуэрто-Рико, Санта Фэ и несуществующий сегодня Палос-де-Могер).
Октогональная часть
Выше идет октогональный многоугольник, в виде контрфорсов или креста. Это средняя часть монумента представляет собой многофигурную композицию. Ее украшают каменные изваяния и бронзовые барельефы. В выступающих нишах на тронах восседают аллегорические статуи четырех государствообразующих иберийских стран: княжество Каталония и королевства Арагон, Кастилия и Леон.
Статуи выполнены из моноварского камня, в стиле формального реализма и имеют в высоты около 3,5 метров. Средневековые испанские королевства представлены на памятнике в образе женщин, облаченных в царские одежды с главными символами королевской власти: короной на голове и скипетромКороткий украшенный драгоценными камнями жезл, символ царской власти. Известен еще в Древнем Египте и Древней Греции в руках. Донью Каталонию легко узнать по щиту с четырьмя вертикальными полосами.
Между ними – статуи четырех исторических личностей, которые на разных этапах помогали Колумбу в его экспедициях или принимали в них участие сами. Статуи изготовлены из известняка и имеют в высоту 3 – 3,5 метра.
Брат Бернардо Бойль (Fray Bernardo de Boyl)
Этот францисканский монах отправился к берегам Нового Света во вторую экспедицию Колумба. На посту викария Вест-Индии он занимался миссионерской деятельностью. Проповедуя Евангелие дикарям, нес язычникам свет истинной веры.
На монументе Колумбу Бойль изображен одетым в длинную монашескую рясу. Голова монаха обнажена и можно видеть ритуальную стрижку – тонзуруВыбритая по кругу макушка, символизирующая открытость и покорность Высшему существу, которое наблюдает сверху
(tonsura). Слева от монаха на колене стоит полуобнаженный американский индеец. Абориген Нового Света целует руку католическому монаху, видимо, в знак благодарности за открытый ему путь к спасению души.
Капитан Пере де Маргарит (Pere de Margarit)
Пере де Маргарит был офицером из Каталонии и участвовал во второй экспедиции Колумба. На монументе он изображен в форме капитана в длинном плаще, из-под которого выглядывают пластинчатые доспехи, и ботфортах выше колен. На голове у него испанский защитный шлем – морион.
Испанский воин простирает правую руку над коренным жителем Америки, который стоит перед ним на коленях в знак подчинения. Эта сцена недвусмысленно символизирует, что население новых земель было поставлено на колени перед европейцами не без помощи военной силы.
Хаумэ Феррер де Бланес (Jaume Ferrer de Blanes)
Был дипломатом и картографом при короле Неаполя Фердинанде I. Знаменит главным образом тем, что составил первую в истории карту материков и океанов после открытия Колумбом и его последователями американских континентов.
В левой руке картограф сжимает бумажную карту, а правой отмечает что-то на глобусе, который держит мальчик-паж.
Луис де Сантангель
Сантанхель был министром финансов у католических королей. Именно он убедил Изабеллу выделить средства на экспедицию Колумба в Азию и в последующие годы служил посредником в переписке между мореплавателем и испанскими монархами. Луис изображен в роскошной меховой мантии с мешком денег на поясе и с сундучком в руках. Без королевского финансирования Колумб никогда бы не осуществил свой смелый проект, и Новый Свет никогда не был бы открыт.
До 1965 года, когда все статуи на памятнике были переделаны Хосе Миретом (Josep Miret), перед Луисом, склонившись в почтительном поклоне, стояла фигура его личного пажа.
Портретные медальоны
На контрфорсах октогонального блока восемь бронзовых медальонов (по два на каждом из четырех выступов), связанных с влиятельными персонажами, оказавшими влияние на биографию Колумба:
- королева Кастилии Изабелла I католичка (Isabel I la Católica);
- король Арагона Фернандо V католик (Fernando V el Católico);
- судовладелец Мартин Алонсо Пинсон (Martín Alonso Pinzón);
- судовладелец Висент Яньес Пинсон (Vicente Yáñez Pinzón);
- монах Антонио де Марчена (Fray Antonio de Marchena);
- монах Хуан Перес (Fray Juan Pérez);
- маркиз Андрес Кабрера (Andrés Cabrera, marqués de Moya);
- маркиза Биатрис де Бобадийя (Beatriz de Bobadilla, marquesa de Moya).
Карниз между октогональным блоком и колонной
Верхний ярус восьмиугольного блока венчают четыре бронзовые каравеллы. Четыре – по числу сторон света, на которые сориентированы скульптурные группы, или по числу путешествий, которые совершил Колумб к берегам Америки. Каравеллы выступают из стены перпендикулярно, по обеим сторонам носовой части – два грифона. В передних лапах чудовища сжимают гербовый щит.
Над каравеллами на карнизе парами расположены орлы. Бронзовые птицы держат на спинах земное полушарие.
Следующий уровень скульптурного ансамбля – чугунная колонна коринфского ордена. В нижней части колонны четыре крылатые Ники, или ВикторииГреческая и римская богиня победы, успешного результата. В соответствии с традицией Ника изображена в легкой порхающей позе. Правой ногой она стоит на полушарии, а левой опирается на подножие колонны.
Колонна
Рифленый фустСредняя часть колонны с якорем наподобие того, что изображен на эмблеме Военно-Морских Сил Испании и надписью «Барселона Колумбу» (Barcelona a Colón).
На капители колонны бронзовые женские фигуры – аллегорические рельефные изображения известных к концу XV века четырех частей света: Европы, Африки, Азии и Америки. Под барельефами надпись: «Gloria a Colón»Слава Колумбу
Коринфская чугунная колонна нецельнолитая. Внутри нее проложена лифтовая шахта. Поднявшись на лифте, вы окажетесь в полусферической комнате прямо под ногами статуи Колумба. Отсюда можно любоваться старыми кварталами Барселоны внизу, Средиземным морем на востоке и горной грядой Койсерола (Sierra de Collserola) на западе.
Статуя
Венчает скульптурный ансамбль статуя Христофора Колумба работы испанского скульптора Рафаэля Атче Фаррэ (Rafael Atché Farré). Статуя высотой 7 метров выполнена из бронзы и весит больше шести тонн. У Колумба типичная для XVI века длинная прическа. Он одет в меховое пальто до колен (hopalanda), на ногах испанские шаровары – плундры (calvaz). Открыватель Нового Света в левой руке сжимает навигационную карту. Правая рука вытянута и указывает пальцем в направлении моря. Этим жестом великий мореплаватель как бы призывает плыть, плыть во что бы то ни стало, пересечь океанскую пустыню и достать до манящих земель на другой стороне земного шара.
По первоначальному проекту статуя Колумба выглядела иначе. Адмирал Атлантического океана (Las mares Océanas) и губернатор Индий (Las Indias) левой рукой придерживал знамя, а ладонь правой прижимал к груди.
К эскизам прилагалась пояснительная подпись Буигаса:
«Когда Колумб впервые ступил на новую землю, он обратил очи горе и возблагодарил Бога в горячей и возвышенной молитве».(ориг. исп.«en la sublime situación de pisar por primera vez la tierra americana y, fijada la mirada hacia arriba, dirigir a Dios una ferviente y agradecida plegaria»)
Позднее проект изменили. Другой испанский скульптор Рафаэль Фарре заменил штандарт в левой руке географической картой. Правая руку вытянулась вперед и указывала пальцем на море.
Куда указывает рукой барселонский Колумб?
Иногда в популярных источниках можно встретить споры о том, в каком направлении указывает бронзовый Колумб своим полуметровым указательным пальцем. Одним кажется, что мореплаватель показывает в сторону открытой им Америки, другим – в сторону его родины Генуи. На самом деле, как было сказано выше, поза Колумба символична, и указывает он пальцем на линию морского горизонта так, как если бы он стоял не на побережье Средиземного моря, а на берегу Атлантического океана и показывал бы на запад.
Признание и награды
Монумент в Барселоне удостоился несколько публичных наград. В частности, были награждены скульптурные мастерские и отдельные ваятели:
- барельефы сцен из жизни Колумба — Josep Llimona, Antoni Vilanova;
- контрфорсы — Rossend Nobas;
- капитель колонны — Francisco Pastor;
- скульптура провинции Каталонии — Pere Carbonell;
- львы у основания памятника и статуя Колумба — Rafael Atché;
- статуя отца Бойля — Manuel Fuxá;
- статуя Хаумэ Фэррэр де Бланэса — Francisco Pagés Serratosa;
- статуя Пере де Маргарита – Эдуард Батиста I Аленторн.
Источники
- https://es.wikipedia.org/wiki/Monumento_a_Colón_(Barcelona);
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Колумбу;
- https://elpais.com/ccaa/2016/09/28/catalunya/1475056077_833339.html.
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
