Храм Саграда Фамилия. Фасад Страстей
Первый фасад Рождества Христова удалось завершить при жизни автора. После Второй мировой войны начали возводить второй фасад Страстей Саграда Фамилия. Он стал своеобразным катехизисом в камне. Скульптурные сцены расскажут нам о последних днях земной жизни Иисуса Христа – Страстях Христовых.

История строительства фасада Страстей
Эскизы будущего фасада Страстей Христовых Гауди́ набросал еще в 1917-м. Тогда же он набросал концепцию второго фасада:
«Возможно, для кого-то эта часть храма покажется чудно́й. Но я рассчитываю вызывать ею страх. Ради этой цели я не буду экономить на светотени – моем главном союзнике в создании мрачного эффекта. Я буду рвать арки и резать колонны, чтобы ясно показать мучительность жертвы»
Ориг.исп.«Alguien encontrará esta puerta demasiado extravagante; pero yo querría que haga miedo, y para conseguirlo no ahorraré el claroscuro, los motivos entrantes y salientes, todo lo que resulte de más tétrico efecto. Es más, estoy dispuesto a sacrificar la misma construcción, a romper arcos y a cortar columnas para dar idea de lo cruento del Sacrificio»
Однако грандиозные планы мастера начали воплощать уже после его смерти в 1954 году. Следующие поколения архитекторов и скульпторов придерживались чертежей и рисунков, оставленных великим зодчим.
В противоположность высоко декорированному фасаду Рождества, фасад Страстей (исп. Fachada de la Pasión) суровый и аскетичный, с большим количеством голого камня и вовсе без декора. Он вырезан грубыми прямыми линиями, а несущие колонны напоминают кости скелета.
В 1976-м полностью завершены четыре башни. С 1987-го творческий коллектив во главе с Жузеп Мария Субиракс (Josep Maria Subirachs) начал работу над лепными сценами и другими деталями фасада. Именно Субиракс является автором своеобразного угловатого стиля скульптурных групп на Фасаде Страстей, который так эффектно передает тяжкие страдания Иисуса-человека последних дней и часов жизни.

Жесткие угловатые очертания человеческих фигур и лиц служили для достижения драматического эффекта. Гауди хотел, чтобы сцены мучений и казни Христа вселяли в зрителя, если не страх, то хотя бы сочувствие.
Скульпторы закончили художественное оформление фасада Страстей к 2009-му.
Описание фасада Страстей Саграда Фамилия
Западный фасад базилики Саграда Фамилия посвящен Страстям Христовым. Так в христианском богословском учении называют события последних дней и часов земной жизни Иисуса из Назарета, которые завершились его публичной казнью и воскресением.
Крестный путь Христа в скульптурных сценах
Скульптуры на фасаде Страстей выполнены в своеобразной угловатой манере. Их автором является упомянутый выше каталонский скульптор и художник Субиракс.
Порталы и двери
Подобно фасаду Рождества фасад Страстей также имеет три портала. Точно так же они названы в честь трех добродетелей: Веры, Любви, Милосердия – но несут другой смысл.
Портал Милосердия
Портал Милосердия (el Portal de la Caridad), также как и одноименный портал на фасаде Страстей, расположен в центре и имеет две двери. Это крыльцо посвящено Евангелию, а на бронзовых плитах дверей выложены рельефом тексты на латыни. Тексты эти есть ничто иное, как цитаты из Библии. Они повествуют о последних днях жизни Иисуса Христа – то, что называют Страстями Христовыми.
Дверь слева содержит отрывки из Евангелия от Матфея, дверь справа – от Иоанна. Всего на дверях 10 тыс. букв. Но две цитаты выделяются на зеленоватой бронзе желтой позолотой: «I que es la veritat?»«И что есть истина?» и «Jesus de Natzaret, Rei dels Jueus»«Иисус из Назарета, царь Иудейский».

Дверной проем имеет в высоту 5.28 метра и фактически представляет собой бифорийАрочное окно или проём, разделённый колонкой или столбиком на две части
. Двери разделяет каменный средник
Поперечный вертикальный или диагональный брусок в оконной раме или дверном проеме. На его вершине рельефная пиктограмма из греческих букв «альфа» и «омега» – божественные символы начала и конца жизни и всего сущего.

Дверные створки состоят из двух частей. Верхние зафиксированы статично, а нижние поворачиваются, открывая проход для посетителей.

Портал Веры
Крыльцо Веры, или Гефсиманские врата (la Puerta de Getsemaní), посвящены молитве Иисуса в саду оливковых деревьев непосредственно перед его арестом. Двери имеют в высоту 4.41 и в ширину 2.4 м.
Портал Надежды
Портал Надежды, или врата Тернового венца (исп. Portal de la Coronacion de espinas).
Несущие колонны и верхний портик
Перед порталами вырастают шесть наклонных колонн, по форме напоминающие кости. Они поддерживают огромный пирамидальный фронтон над порталами. Фронтон включает 18 белых колонн в виде костей. Сверху надпись на латыни: «Iesus Nazarenus – Rex Iudaeorum»Иисус Назаретянин – Царь Иудейский.
Венчает фронтон белый латинский крест.

Башни над фасадом Страстей
Четыре веретенообразные башни, которые поднимаются над фасадом, посвящены четырем апостолам от семидесяти: Иакову Алфееву, Варфоломею, Фоме и Филиппу. Башни достроили в 1976 г. И уже после этого приступили к скульптурному оформлению фасада.

Почему Фасад Страстей Саграда Фамилия обращен на запад?
Фасад Страстей Христовых обращен на закат солнца. Скульптурные сцены изображают казнь и мучительную смерть Иисуса, его уход из земной жизни. Поэтому фасад освещается лучами умирающего дня. Противоположный фасад Рождества обращен на восход солнца. Его освещают первые лучи нового дня, что совпадает с приходом в мир Спасителя, словно новой зари, возвестившей начало новой жизни.
Источники
- https://en.wikipedia.org/wiki/ Sagrada_Família;
- https://es.wikipedia.org/wiki/Templo_Expiatorio_de_la_Sagrada_Familia.
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
