Храм Саграда Фамилия. Фасад Страстей

Первый фасад Рождества Христова удалось завершить при жизни автора. После Второй мировой войны начали возводить второй фасад Страстей Саграда Фамилия. Он стал своеобразным катехизисом в камне. Скульптурные сцены расскажут нам о последних днях земной жизни Иисуса Христа – Страстях Христовых.

Фасад Страстей Саграда Фамилия
Западный фасад Страстей Саграда Фамилия

История строительства фасада Страстей

Эскизы будущего фасада Страстей Христовых Гауди́ набросал еще в 1917-м. Тогда же он набросал концепцию второго фасада:

«Возможно, для кого-то эта часть храма покажется чудно́й. Но я рассчитываю вызывать ею страх. Ради этой цели я не буду экономить на светотени – моем главном союзнике в создании мрачного эффекта. Я буду рвать арки и резать колонны, чтобы ясно показать мучительность жертвы»

Ориг.исп.«Alguien encontrará esta puerta demasiado extravagante; pero yo querría que haga miedo, y para conseguirlo no ahorraré el claroscuro, los motivos entrantes y salientes, todo lo que resulte de más tétrico efecto. Es más, estoy dispuesto a sacrificar la misma construcción, a romper arcos y a cortar columnas para dar idea de lo cruento del Sacrificio»

Однако грандиозные планы мастера начали воплощать уже после его смерти в 1954 году. Следующие поколения архитекторов и скульпторов придерживались чертежей и рисунков, оставленных великим зодчим.

В противоположность высоко декорированному фасаду Рождества, фасад Страстей (исп. Fachada de la Pasión) суровый и аскетичный, с большим количеством голого камня и вовсе без декора. Он вырезан грубыми прямыми линиями, а несущие колонны напоминают кости скелета.

В 1976-м полностью завершены четыре башни. С 1987-го творческий коллектив во главе с Жузеп Мария Субиракс (Josep Maria Subirachs) начал работу над лепными сценами и другими деталями фасада. Именно Субиракс является автором своеобразного угловатого стиля скульптурных групп на Фасаде Страстей, который так эффектно передает тяжкие страдания Иисуса-человека последних дней и часов жизни.

Жузеп Мария Субиракс – каталанский скульптор и художник – автор скульптурного оформления на фасаде Страстей базилики Святого Семейства в Барселоне
Жузеп Мария Субиракс – каталанский скульптор и художник – автор скульптурного оформления на фасаде Страстей базилики Святого Семейства в Барселоне

Жесткие угловатые очертания человеческих фигур и лиц служили для достижения драматического эффекта. Гауди хотел, чтобы сцены мучений и казни Христа вселяли в зрителя, если не страх, то хотя бы сочувствие.

Скульпторы закончили художественное оформление фасада Страстей к 2009-му.

Описание фасада Страстей Саграда Фамилия

Западный фасад базилики Саграда Фамилия посвящен Страстям Христовым. Так в христианском богословском учении называют события последних дней и часов земной жизни Иисуса из Назарета, которые завершились его публичной казнью и воскресением.

Крестный путь Христа в скульптурных сценах

Скульптуры на фасаде Страстей выполнены в своеобразной угловатой манере. Их автором является упомянутый выше каталонский скульптор и художник Субиракс.

Порталы и двери

Подобно фасаду Рождества фасад Страстей также имеет три портала. Точно так же они названы в честь трех добродетелей: Веры, Любви, Милосердия – но несут другой смысл.

Портал Милосердия

Портал Милосердия (el Portal de la Caridad), также как и одноименный портал на фасаде Страстей, расположен в центре и имеет две двери. Это крыльцо посвящено Евангелию, а на бронзовых плитах дверей выложены рельефом тексты на латыни. Тексты эти есть ничто иное, как цитаты из Библии. Они повествуют о последних днях жизни Иисуса Христа – то, что называют Страстями Христовыми.

Дверь слева содержит отрывки из Евангелия от Матфея, дверь справа – от Иоанна. Всего на дверях 10 тыс. букв. Но две цитаты выделяются на зеленоватой бронзе желтой позолотой: «I que es la veritat?»«И что есть истина?» и «Jesus de Natzaret, Rei dels Jueus»«Иисус из Назарета, царь Иудейский».

Саграда Фамилия фасад Страстей портал Милосердия
Цитаты из Евангелия от Иоанна выделены на фоне зеленоватой бронзы ярко-желтой позолотой

Дверной проем имеет в высоту 5.28 метра и фактически представляет собой бифорийПомощьАрочное окно или проём, разделённый колонкой или столбиком на две части

. Двери разделяет каменный средникПомощьПоперечный вертикальный или диагональный брусок в оконной раме или дверном проеме. На его вершине рельефная пиктограмма из греческих букв «альфа» и «омега» – божественные символы начала и конца жизни и всего сущего.

Резьба по камню над центральным входом фасада Страстей. Крайние буквы греческого алфавита «А» и «Ω», стилизованные под два треугольника

Дверные створки состоят из двух частей. Верхние зафиксированы статично, а нижние поворачиваются, открывая проход для посетителей.

Открыт правый дверной проем на портале Милосердия
Открыт правый дверной проем на портале Милосердия

Портал Веры

Крыльцо Веры, или Гефсиманские врата (la Puerta de Getsemaní), посвящены молитве Иисуса в саду оливковых деревьев непосредственно перед его арестом. Двери имеют в высоту 4.41 и в ширину 2.4 м.  

Портал Надежды

Портал Надежды, или врата Тернового венца (исп. Portal de la Coronacion de espinas).

Несущие колонны и верхний портик

Перед порталами вырастают шесть наклонных колонн, по форме напоминающие кости. Они поддерживают огромный пирамидальный фронтон над порталами. Фронтон включает 18 белых колонн в виде костей. Сверху надпись на латыни: «Iesus Nazarenus – Rex Iudaeorum»Иисус Назаретянин – Царь Иудейский.

Венчает фронтон белый латинский крест.

Крест над фронтоном фасада Страстей
Крест над фронтоном фасада Страстей

Башни над фасадом Страстей

Четыре веретенообразные башни, которые поднимаются над фасадом, посвящены четырем апостолам от семидесяти: Иакову Алфееву, Варфоломею, Фоме и Филиппу. Башни достроили в 1976 г. И уже после этого приступили к скульптурному оформлению фасада.

Башни над фасадом Страстей Саграда Фамилия
Башни над фасадом Страстей Саграда Фамилия

Почему Фасад Страстей Саграда Фамилия обращен на запад?

Фасад Страстей Христовых обращен на закат солнца. Скульптурные сцены изображают казнь и мучительную смерть Иисуса, его уход из земной жизни. Поэтому фасад освещается лучами умирающего дня. Противоположный фасад Рождества обращен на восход солнца. Его освещают первые лучи нового дня, что совпадает с приходом в мир Спасителя, словно новой зари, возвестившей начало новой жизни.

Источники


Автор поста: Павел Сергеевич

Обсуждение:

Администратор оставляет за собой право удалять неуважительные комментарии, а также неаргументированную критику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки статьи: