Саграда Фамилия. Фасад Рождества
Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне имеет три знаменитых фасада. Первым еще при жизни главного архитектора начали строить Фасад Рождества. Саграда Фамилия – самый большой и самый известный неоготический храм в мире. В богатом художественном оформлении прямо или аллегорически показаны рождение и жизненный путь Иисуса Христа, его распятие и воскресение.

История строительства фасада Рождества
Строительство Саграда Фамилия, а точнее закладка первого камня в фундамент храма, состоялась в 1882-м. Уже на следующий год контракт с первым архитектором был расторгнут. На его место пригласили Антонио Гауди́, который, как известно, полностью переработал исходный проект.
Фасад Рождества (исп. la Fachada del Nacimiento) начали возводить в 1892-м. Гауди́ строил этот фасад первым, так как рождение Христа хронологически предшествует другим темам. А еще потому, что сцены на фасаде Рождества более мягкие, в отличие от натуралистичных и жестоких сцен истязания на фасаде Страстей. И Гауди опасался, что вид этих сцен оттолкнет публику от его проекта.
Фасад Рождества вместе с четырьмя веретенообразными башнями был завершен до 1935 года. Тогда из-за Гражданской войны в Испании между коммунистами и фашистами многие строительные объекты были заброшены.

Следует указать, что во время боев между республиканцами и фалангистами в январе 1939-го, некоторые статуи на фасаде оказались поврежденными. Позже их восстанавливал скульптор и художник из страны восходящего солнца Этсуро Сотоо (Etsuro Sotoo), за что на родине его прозвали японским Гауди.
Изначально Гауди хотел, чтобы фасад был полихромным, т. е. разноцветным. Каждый архивольт надлежало раскрасить широким спектром цветов. Он также хотел разукрасить каждую статую и фигуру на стене. Но в итоге фасад остался монохромным, каким мы его наблюдаем сейчас, и будут наблюдать потомки через сотни лет.
Описание фасада Рождества храма Саграда Фамилия
Фасад Рождества Саграда Фамилия – это единственный из трех фасадов, который начал строиться при жизни автора, поэтому он в наибольшей степени отражает индивидуальный стиль каталонского зодчего – правдоподобное изображение людей и животных в реальный рост.
Моделями для будущих скульптур служили реальные объекты. Гипсовые слепки млекопитающих, птиц и рептилий брали с мертвых животных. Формы для статуй людей делали с живых натурщиков.
Метод создания скульптур по гипсовым формам – самый дешевый и позволяет создавать наиболее достоверные формы.
Фасад и все скульптуры вылеплены из песчаника с каменоломен Монжуик. Так называется гора в черте Барселоны.
Фасад Рождества Христова – первый из завершенных фасадов. На протяжении XX столетия он определял облик Искупительного храма Саграда Фамилия в Барселоне.
Архивольты и порталы
Фасад Рождества составляют три архивольтаДугообразная арка над входными или оконными проемами, обычно выходящая из плоскости стены. Архитектурный прием характерен для готического стиля
. Внутри архивольтов мы видим три портала, разделенные выступами. Внутри выступы уходят в клуатр, а снаружи, сужаясь, переходят в колонны. Каждый такой столб состоит из шести винтообразно нарезанных цилиндров.
Над центральным архивольтом между башнями поднимается кипарисовое дерево, на котором сидят голуби. Кипарис символизирует вечно живущую и процветающую Христову Церковь. А голуби – это верующие, которые пришли к Богу.
Венчает кипарисовое дерево крест Святой Троицы. Он состоит из греческих букв «тау» и «хи» (аналог латинского «икса»). Тау – это первая буква в греческом обозначении бога «Теос», а «Х» – это инициал имени Христа (греч. Χριστός). Верхнюю перекладину креста составляет белый голубь – символ Святого Духа.

Итак, три крыльца разделяют две колонны. Основание колонн стоит на черепах: морской и сухопутной. С давних времен эти медлительные долгожителиПродолжительность жизни представителей отряда может достигать 150 лет были символом времени и вечности. Вытесанная из глыбы гранита или базальта, в религиозном воображении наших предков черепаха ассоциировалась с чем-то заложенным в камне и потому неизменным.

По бокам фасада расположены фигуры хамелеонов. По контрасту с черепахами они символизируют изменения во времени. «Ничто не вечно. Все течет, все меняется».
Колонна между порталами Надежды и Милосердия (левая колонна) стоит на морской черепахе и помечена именем Иосифа. Правая колонна (между порталами Милосердия и Веры) опирается на сухопутную черепаху и посвящена Св. Марии.




Капители колонн украшены листьями финиковой пальмы – символ победы Иисуса Христа над смертью. Пальмовые листья покрыты снегом – это намек на время года, когда христиане отмечают Рождество.

Над листьями видны парные фигуры юношей, дующих в трубы. Это ангелы возвещают миру о рождении Спасителя.

Три портала на Фасаде Рождества названы в честь трех теологических добродетелей: веры, надежды и лю… милосердия (исп. la Caridad – милосердие, благотворительность).

Скульптурные группы на порталах
Восточный фасад подает нам человеческую сторону Христа. Поэтому все скульптурные сцены этой части храма изображают евангельские сюжеты рождения и семейной жизни Иисуса из Назарета.
Двери порталов на фасаде Рождества
Три портала на фасаде Рождества имеют в общей сложности четыре двери. Все потому, что центральная дверь на портале Милосердия двойная. Эцуро Сотоо спроектировал ее из полихромной бронзы и хрусталя. Двери украшают орнаменты из причудливых переплетений растений, насекомых и мелких животных.
Двери портала Надежды украшают рельефные изображения травы. Они отсылают нас к заросшей тростником реке, которую переходили Иосиф и Мария с младенцем, во время бегства в Египет.
Врата портала Веры украшают бутоны и листья диких роз без шипов. Розы без шипов отсылают нас к святому Франциску Ассизскому. Обрызганные кровью святого розы лишились шипов.


Башни над фасадом Рождества
Фасад Рождества венчают четыре веретенообразные башни-колокольни. Каждая башня носит имя одного из апостолов Христа: Матфия, Иуды Фаддея, Симона Кананита и Варнавы.

По завершении храм Саграда Фамилия будет иметь 18 башен. Из них четыре над фасадом Рождества были построены еще до 1930 года. Первой была завершена башня апостола Варнавы в 1925 г. Она стала единственной башней, которую успел увидеть Гауди прежде, чем попал под трамвай и умер в 1926-м.
Почему Фасад Рождества Саграда Фамилия смотрит на восток?
Фасад Рождества Саграда Фамилия обращен на восход солнца, а точнее на северо-восток. Его освещают первые лучи рождающегося дня. Это совпадает с приходом в мир Спасителя, словно новой зари, возвестившей начало новой жизни. Противоположный по смыслу и расположению фасад Страстей обращен на запад. Он изображает казнь и мучительную смерть Иисуса, его уход из земной жизни и поэтому освещается закатом.

Ориентация на восток также напоминает нам о знамении, которое описано в Евангелии от Матфея, и отсылает к рождению Христа. Ведь Вифлеемская звезда, указавшая вавилонским языческим жрецамв русскоязычных переводах Библии волхвам о рождении иудейского царя, взошла как раз на востоке.
Источники
- https://en.wikipedia.org/wiki/Sagrada_Familia;
- https://es.wikipedia.org/wiki/Templo_Expiatorio_de_la_Sagrada_Familia;
- https://toshaleb.livejournal.com/366222.html;
- https://www.liveinternet.ru/users/leax/post439449294/.
Автор поста: Павел Сергеевич
Обсуждение:
